Развитие Лениным диалектического материализма
Основной удар наносился по идеологии «легального марксизма» и зародившегося с неокантианством внутри социал-демократии на Западеи бернштейиианством. В. И. Ленин решительно выступил против попыток соединить марксизм с неокантианством и подверг критике это, модное в ту пору, течение буржуазной философии. Поскольку неокантианцы и их русские ученики противопоставляли друг другу науку и идеологию, истину и классовые интересы, ратуя на словах за «незаинтересованность» научного знания, Ленин уделил в этот период особое внимание критике буржуазного объективизма и обоснованию принципа партийности теории вообще, философии в частности. В работах «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894), «Еще к вопросу о теории реализации» (1899), «Капитализм в сельском хозяйстве» (1899) и других Ленин разбирает неокантианский тезис П. Струве о независимости теории от практики, об отсутствии связи между ними. Ленин подчеркивает органическую связь марксистской философии с революционной практикой пролетариата и политикой его партии, обосновывает принцип партийности мировоззрения, противопоставляет объективизму «легальных марксистов» точку зрения пролетарской партийности. В ответ на заявление Струве о «полемическом», «тенденциозном» характере системы Маркса Ленин писал, что она дает точное изображение тех противоречий капитализма, которые существуют реально, и что «полемический характер» системы марксизма представляет собой точное отражение «полемического характера» самого капитализма. Партийность марксистского мировоззрения не только не противоречит объективному познанию мира, но, напротив, является условием наиболее глубокого познания действительности. Пролетариат и его революционная партия заинтересованы в точном, объективном познании законов общественного развития. Ленин показывает, что «объективизм» есть выражение буржуазной точки зрения, односторонне рассматривающей капиталистический прогресс, есть форма проявления классового субъективизма буржуазии. Струве стремился стать «над классами» в оценке развития капитализма в России, но в действительности становился апологетом капитализма, ярким свидетельством чего был лозунг: «Пойдем на выучку к капитализму». Принципиальное отличие пролетарской партийности, включающей в себя подлинно научную объективность, от буржуазного объективизма, прикрывающего истинные интересы буржуазии, ярче всего было выражена Лениным в следующих словах: «Объективист говорит о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с точностью данную общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения. Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения. Объективист говорит о «непреодолимых исторических тенденциях»; материалист говорит о том классе, который «заведует» данным экономическим порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. Таким образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 418). В дальнейшем, в труде «Материализм и эмпириокритицизм», Ленин разрабатывает специально вопрос о партийности в философии. Основные направления, партии в философии — материализм и идеализм. Партийность в философии есть прежде всего последовательное проведение одного из этих двух возможных решений основного вопроса философии. А так как борьба материализма и идеализма определяется столкновением классов, является выражением идеологической борьбы классов, то и борьба марксистского материализма против замаскированного (махистского) идеализма есть составная часть борьбы пролетариата против буржуазии. «...За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма, — писал Ленин, — нельзя не видеть борьбы партии в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества... Объективная, классовая роль эмпириокритицизма всецело сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 380). Учение Ленина о партийности мировоззрения, данная им критика буржуазного объективизма сыграли исключительно важную роль в развитии марксистской философии в условиях новой исторической эпохи. И в настоящее время одно из «популярных» обвинений в адрес марксизма состоит в следующем: марксизм есть идеология, значит, он не имеет права называть себя наукой (На международных философских и социологических конгрессах в последние годы развернулась дискуссия между марксистами «Легальные марксисты», как и бернштейнианцы на Западе, отрицали существование собственной философии марксизма. Они стремились лишить марксизм его философской основы, чтобы тем легче распрощаться с теорией научного социализма. Ленин выступил против попыток Струве, Булгакова и других «дополнить» марксизм «критической философией» неокантианства, против неокантианского тезиса Струве о том, будто можно «быть марксистом, не будучи социалистом», будто социализм — предмет веры, а не результат классовой борьбы. Ленин глубоко обосновал внутреннее единство марксистской философии и научного социализма, показал, что научный социализм вытекает из философии марксизма. Учение Маркса о неизбежности краха капитализма и наступления социалистической революции представляет собой мастерское применение материалистической диалектики к объяснению явлений буржуазного общества, и поэтому малейшее отступление от марксистской диалектики подрывает революционную основу марксистского учения о социализме. Философская борьба Ленина против реакции имеет огромное значение в философском мире. Работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»» была написана после поражения революции 1905—1907 гг. в России, когда начался разгул политической реакции, наступление которой сопровождалось идеологическим походом против марксизма. Либеральная буржуазия, напуганная революционной энергией масс, полностью поддерживала помещиков-черносотенцев, о чем ярко свидетельствовал вышедший в 1909 г. сборник «Вехи». Среди попутчиков пролетариата, особенно среди интеллигенции, усиленно насаждалась религиозно-мистическая идеология, причем религиозным увлечениям поддались и некоторые неустойчивые марксисты. Так, А. В. Луначарский призывал тогда сбросить «ветхий плащ серого материализма» и соединить теорию социализма с «новой религией», в которой богом выступило бы само человечество. Среди интеллигенции в России и в западных странах уже с конца XIX в. широко распространялись модные идеалистические течения, и особенно эмпириокритицизм (махизм). Махизм выдавал себя за философию современного естествознания и претендовал на то, чтобы возвыситься над материализмом и идеализмом, В России еще до революции 1905 г. философию эмпириокритицизма пропагандировали буржуазный профессор Лесевич, будущий лидер эсеров Чернов, социал-демократ Богданов. После поражения революции махизм проник и в рабочее движение: его распространяли состоявшие тогда в большевистской партии Богданов, Базаров, Луначарский, а также меньшевики Юшкевич, Валентинов и др. Проповедь махизма в их выступлениях была особенно опасна, потому что она проводилась под флагом пропаганды философии марксизма, будучи в действительности полным отречением от его принципов. Ленин выступил против ревизионизма, в особенности против последователей махизма в социал-демократии, еще в статье «Марксизм и ревизионизм» (1908). В том же году был написан, а в мае 1909 г. опубликован «Материализм и эмпириокритицизм», направленный специально против этой философии. Создавая эту книгу, Ленин преследовал не только цель защиты философии марксизма от российских махистов. Разоблачение последних было невозможно без критики философских воззрений их западноевропейских союзников из числа лидеров II Интернационала, либо прямо склонявшихся к махизму (Ф. Адлер), либо примиренчески к нему относившихся (К. Каутский), и их учителей — Э. Маха, Р. Авенариуса и других буржуазных философов-эмпириокритиков. Ленин разгромил не только русских, но и западных махистов, не оставив камня на камне от их теоретических построений. Критика враждебной марксизму философии для Ленина была неотделима от творческого развития диалектического материализма. Особенно важно было дать философское обобщение достижений новейшего естествознания с позиций научного, диалектико-материалистического мировоззрения. Ленин отмечал, что «новая физика поставила ряд новых вопросов, с которыми должен был «сладить» диалектический материализм» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 20, стр. 128). В своей книге Ленин выполнил и эту задачу, обобщив с позиций диалектического материализма успехи естествознания в познании природы. В центре внимания Ленина в книге «Материализм и эмпириокритицизм» находился основной вопрос философии — об отношении сознания к материи, прежде всего его гносеологическая сторона, теория отражения. Это имело свои исторические причины. Маркс и Энгельс, по словам Ленина, «больше подчеркивали диалектический материализм, чем диалектический материализм, больше настаивали на историческом материализме, чем на историческом материализме» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т, 18, стр. 350). Ленин выступал в иной исторический период, когда буржуазная философия особенно специализировалась на гносеологии. Поэтому он посвятил свою книгу прежде всего защите и развитию материалистической основы философии марксизма в борьбе против идеалистической гносеологии. Развивая марксистское учение о познании, Ленин обосновывает и разрабатывает теорию отражения. Ленин прежде всего выясняет сущность ощущения. Ощущения вследствие воздействия вещей на наши органы чувств, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Ленин подверг критике в корне неправильное мнение Авенариуса, будто ощущения находятся где-то вне человека, вне его нервной системы. Ощущения «существуют в нас, порождаемые действием вещей на наши органы чувств» (Там же, стр. 88). Материалистическая физиология доказала к началу XX что ощущение есть функция центральной нервной системы, которой подчинены органы чувств, рецептор Авенариус вынужден был признать, что он в этом коренном вопросе расходится с «господствующей» психологией. Согласно Ленину, ощущение есть субъективный образ объективного мира. Это означает, что ощущение па своему содержанию определяется тем, каковы предметы, воздействующие на наши органы чувств. Но ощущение не есть зеркальная копия вещей. Оно зависит от строения органов чувств, от их особенностей у отдельного человека, от состояния организма. Поскольку наша нервная система сама есть материальный объект, плод длительного развития материи, то этот субъективный момент в ощущении также определяется в последнем счете материальным миром. Опираясь на достижения физики, доказавшей в конце XIX в. электромагнитную природу света, Ленин пишет, что современное естествознание «различные ощущения того или иного цвета, объясняет различной длиной световых волн, существующей человеческой сетчатки, вне человека и независимо от него. Это и есть материализм: материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т е. от определенным образом организованной материи, Существование материи не зависит от ощущения» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 50). Ленин впервые в марксистской литературе поставил вопрос о скачке в развитии форм отражения при появлении жизни на Земле. В неорганической природе нет ощущения. Вместе с жизнью появляются такие присущие живым организмам формы отражения действительности, как раздражимость, а затем и ощущение. Но не есть ли этот скачок от неощущающей материи к ощущающей нечто «внезапное», не подготовленное предшествующим развитием? Ленин отвергает это предположение Маха как попытку воздвигнуть принципиальный барьер между ощущающей и неощущающей материей. Всякий качественный скачок подготовляется предшествующим развитием, и всякое новое качество связано со старым. Следовательно, на низшей ступени развития ощущению как форме отражения предшествует нечто сходное с ним. Ленин указывает, что в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи и «в фундаменте самого здания материи» можно лишь предполагать существование способности, свойства, сходного с ощущением; этим свойством является отражение (См. там же, стр. 40). Таким образом, по Ленину, развитие материи от ее низших форм к высшим есть вместе с тем развитие присущего всей материи свойства отражать внешние явления во внутреннем состоянии тел, свойства, которое через раздражимость и ощущение достигает своего высшего проявления в мышлении человека. Отстаивая теорию отражения, Ленин ведет борьбу как против махистского, т. е. юмистско-берклианского отождествления ощущения и предмета, так и против кантианского их разрыва или противопоставления, характерного, например, для «теории символов» Гельмгольца. Критикуя «теорию символов», к которой одно время некритически относился Г. В. Плеханов, Ленин показал принципиальное отличие таких понятий, как образ, отражение и т. п., с одной стороны, и условный знак, символ, иероглиф — с другой. Образы, копии и т.д.; могут быть весьма неточны, но они похожи на предмет, имеют с ним сходство и дают, поэтому в принципе верное знание о предметах. Условные же знаки, символы, иероглифы могут не иметь никакого сходства с предметом. В первом случае выражена точка зрения материализма, так как признается существование вещей и их познаваемость. Во втором случае может иметь месте отступление от материализма, сомнение в возможности познания мира и в самом факте существования внешних предметов, «ибо знаки или символы вполне возможны по отношению к мнимым предметам...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 247). Важным моментом развития Лениным диалектического материализма является данный им анализ центральных философских категорий — материи и сознания. Ленин указывает, что для идеализма характерен либо прямой отказ от понятия материи, либо признание этого понятия как вторичного, сводимого к понятию «сознания», «духа», «психического» и т. д. Например, Беркли под флагом критики умозрительного понятия субстанции прямо отвергал понятие материи, поскольку, мол, на признании материи строятся все «вредные выводы» атеистов. Его последователи махисты утверждали, что материя — это «закономерная связь элементов (ощущений)», «более или менее постоянные группы чувственных восприятий» и т. д. Во всех этих определениях материя так или иначе оказывалась вторичной по отношению к сознанию. В противоположность идеализму все материалисты Сознание Ленин определяет как особое свойство высокоорганизованной материи, как функцию мозга, усматривая сущность сознания в отражении мира. Это определение принципиально противоположно идеалистическому пониманию сознания как первичного по отношению к материи; оно также отгораживает диалектический материализм от упрощенного понимания сознания как функции всей материи, характерного для ряда представителей домарксовского материализма. В приведенных выше ленинских определениях сознание и материя определяются друг через друга. Богданов возмущался подобными определениями, поскольку они, мол, «оказываются простыми повторениями» формулы о первичности материи и вторичности сознания. Отвечая Богданову, Ленин проводит тонкую диалектическую мысль, чрезвычайно важную для понимания всех полярных категорий: «...нельзя, по сути дела нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии, кроме как указания на то, которое из них берется за первичное. Что значит дать «определение»? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Например, когда я определяю: осел есть животное, я подвожу понятие «осел» под более широкое понятие. Спрашивается теперь, есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет. Это — предельно широкие, самые широкие понятия, дальше которых по сути дела (если не иметь в виду всегда возможных изменений номенклатуры) не пошла до сих пор гносеология. Только шарлатанство или крайнее скудоумие может требовать такого «определения» этих двух «рядов» предельно широких понятий, которое бы не состояло в «простом повторении»: то или другое берется за первичное» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 149.). Но противоположность сознания и материи неотделима от их единства и предполагает первичность материи в этом единстве. Вот почему Ленин особое внимание обращает на диалектическую взаимосвязь этих основных философских понятий. Противоположность сознания и материи в общем и целом относительна, так как сознание есть свойство материи и само принадлежит материальному миру. Абсолютное противопоставление сознания и материи означает дуализм. Однако при выяснении отношения сознания и материи, в том числе гносеологического отношения, это противопоставление должно быть абсолютным. Критикуя И. Дицгена, ошибочно включавшего в материю и нашу мысль, Ленин пишет: «...это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму, на каковом противопоставлении Дицген сам настаивает. Что это противопоставление не должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим, это бесспорно (и в подчеркивании этого состоит большая заслуга диалектического материалиста Дицгена). Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставления суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (В. И. Ленин. Поли, собр. соч., т, 18, стр. 259). В свое время Энгельсу приходилось Ленин о проблеме бороться против догматического понимания истины метафизиками вроде Дюринга. Дюринг любую истину объявлял «вечной истиной в последней инстанции», т. е. истиной абсолютной, и поэтому Энгельс в «Анти-Дюринге» особо подчеркивал относительный характер истины. В начале XX в. необходимо было дать критику прежде всего релятивистской трактовки истины. Махисты объявляли истину только относительной (релятивной) и потому отрицали абсолютную и объективную истину. Разбирая эту концепцию, Ленин писал, что «релятивизм, как основа теории познания, есть не только признание относительности наших знаний, но и отрицание какой бы то ни было объективной, независимо от человечества существующей, мерки или модели, к которой приближается наше относительное познание» (Там же, стр. 139). Ленин расчленял вопрос об истинности наших знаний на два вопроса: 1) существует ли объективная истина? 2) если да, то могут ли человеческие представления выражать ее сразу, целиком, абсолютно, или они выражают ее только приблизительно, относительно? Ответ на второй вопрос есть решение проблемы соотношения истины абсолютной и относительной. При анализе обоих этих вопросов Ленин делает упор на доказательство объективного характера истины и подчеркивает абсолютный момент в ней. Отрицая объективность истины, махисты объявляли ее зависящей от человечества. Богданов, например, утверждал, что истина — это «организующая форма человеческого опыта»; объективность истины толковалась им как общезначимость. Ленин показывает, что определение Богданова открывает дорогу для признания истинными догматов религии, поскольку эти догматы обладают в условиях социального гнета большей «общезначимостью», чем истины науки. В определении истины Богдановым «выпал» объективный мир, а поэтому не оказалось места и для объективности истины в подлинном, материалистическом смысле. Ленин указывал, что признавать объективность истины и стоять на точке зрения материализма в теории познания — одно и то же. Действительно, быть материалистом в теории познания — значит признавать объективно реальное существование предметов внешнего мира и их отражение в человеческой голове. Следовательно, под истиной материализм понимает прежде всего верное отображение объективного мира в сознании людей, соответствие мысли объекту. Ленин показал, далее, неразрывную связь между объективностью и абсолютностью истины, обязательность для всякого материалиста признавать абсолютную истину. Для релятивистов отрицание абсолютной истины служило средством для отрицания объективной, не зависящей от нас истины, т. е. ступенькой к идеализму. «Быть материалистом, — возражает им Ленин, — значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 134—135). Ленин вскрыл диалектическую взаимосвязь абсолютной и относительной истины. С одной стороны, что было особенно подчеркнуто Энгельсом, абсолютная истина складывается из относительных истин. С другой стороны, — и это особо подчеркнул Ленин — во всякой относительной истине содержится абсолютная истина. Относительная истина есть приблизительно верное отображение действительности, истина абсолютная — отображение абсолютно верное. Если наше представление о предмете есть представление объективно истинное, то, будучи в целом относительно точным, оно обязательно содержит элементы, моменты, зерна истины абсолютной. Ленин подчеркивал, что «в каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 328). Ленин выдвинул также положение о подвижности, условности границы между относительной и абсолютной истиной. По мере роста наших знаний относительная истина превращается в абсолютную; между ними, таким образом, нет непреодолимой границы. «...Пределы истины каждого научного положения, — писал Ленин, — относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Там же, стр. 137).
|