Студопедия — Что такое культура?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что такое культура?






В самом широком смысле культура (лат. cultura – возделывание, обработка) – все, что создано или преобразовано человеком, все, что не является природой.

В более специфическом, философском смысле культура есть проект освобождения человека от природного, растительного и животного существования. Культура есть попытка создания надприродного мира, мира, в котором человек будет абсолютно свободен от законов природного бытия.

 

Текст 1. Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю «миром», мировой данностью, необходимостью. «Мир сей» не есть космос, он есть некосмическое состояние разобщенности и вражды, атомизация и распад живых монад космической иерархии. И истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождения духа человеческого из плена у необходимости. Истинный путь не есть движение вправо или влево по плоскости «мира», но движение вверх или вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в «мире» (Бердяев, Н.А. Смысл творчества).

 

Культура не есть некий факт, данность. Она представляет собой проект – нечто незавершенное и нереализованное. Культура – это только цель, намеченная к осуществлению. На протяжении всей истории человечества преодоление природной необходимости до сих пор осуществлялось преимущественно в плоскости идеального, символического: произведения искусства, религиозные культы, философские тексты, моральные и правовые нормы. Человечеству удалось создать мир сверхприродных идеалов, но сама природа осталась не освобожденным царством необходимости. Природа – это мир, противостоящий культурному проекту, мир, с которым человечество должно бороться или идти на компромисс.

Отсюда следует, что культура есть продукт раскола: целостный мир расчленяется на противостоящие друг другу сферы – природу и культуру. Сам человек есть арена борьбы и противостояния биологических и культурных начал. Поэтому, согласно Н. Бердяеву, - «культура … есть великая неудача».

 

Текст 2. Культура во всех ее проявлениях есть неудача творчества, есть невозможность достигнуть творческого преображения бытия. Культура кристаллизует человеческие неудачи. Все достижения культуры – символические, а не реалистические. В культуре достигается не познание, а символы познания, не красота, а символы красоты, не любовь, а символы любви, не соединение людей, а символы соединения, не власть над природой, а символы власти. В культуре есть вечная, мучительная неудовлетворенность. Кризис культуры и есть последняя воля человека к переходу от символически-условных достижений к достижениям реально-абсолютным. Человек возжелал не символов истины, а самой истины, не символов красоты, а самой красоты, не символов любви, а самой любви, не символов силы, а самой силы, не символов богообщения, а самого богообщения. Неудача и неудовлетворительность культуры связаны с тем, что культура во всем закрепляет плохую бесконечность, никогда не достигает вечности (Бердяев, Н.А. Смысл творчества).

 

Задание к Тексту 2. Согласны ли Вы с тезисом Н. Бердяева, что культура есть великая неудача? Приведите аргументы и контраргументы к данному тезису.

 

Можно выделить два фундаментальных способа преодоления природного мира и формирования пространства культуры: 1) Трансценденция (лат. transcendere – перешагивание, выход за пределы) – выход за границы природного в сферу сверхприродных идеалов. 2) Трансгрессия (лат. transgressio – нарушение пределов) – нарушение существующих в природе границ и законов.

Трансценденция и трансгрессия проявляются в мифах, религиозных и философских учениях, в произведениях искусства, нормах морали и в сфере правового законодательства. С развитием культуры эти способы стали применяться не только к области природы, но и к сфере культурных феноменов. Трансценденция и трансгрессия стали выступать в качестве основных механизмов развития культуры.

 

Задание 1. Приведите примеры действия трансценденции и трансгрессии в сфере культуры. Как данные механизмы способствуют развитию культуры?

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия