Заблуждение 3. Философия – это собрание различных мнений
Это, пожалуй, самая серьезная ошибка. Мнения относятся к сфере обыденного сознания и мировоззрения. Вот здесь, действительно, одни мнения – неотрефлектированные, необоснованные, просто принятые на веру бытовые и общественные стереотипы, примитивные шаблоны и грубые мыслительные схемы, которыми, не задумываясь, пользуется большинство людей. Философия как раз и направлена против засилья этих всевозможных мнений. Ее задача – очистить сознание и поднять его на более высокую ступень миросозерцания и мироосмысления. Достигнуть этой цели не легко, так как рассудок цепляется за привычное, за грубое и примитивное. Заблуждение 4. Философия – это умение рассуждать. Совсем нет. Рассуждать можно о чем угодно и как угодно. Многие ошибочно полагают, что если они будут дискутировать на злободневные темы жизни современного общества, говорить о политике, образовании или начнут морализировать, то они будут заниматься философией. Однако все подобные рассуждения находятся от философии еще дальше, чем соседняя галактика от нашей планеты. Философский дискурс требует овладение специальным категориально-понятийным аппаратом и особыми методами и стилями мышления. Без этого любые рассуждения будут походить на кухонные беседы. Заблуждение 5. Философия пользуется слишком сложным и заумным языком. Это взгляд на философию дилетанта, который видит только поверхность, но не проникает в суть дела. В действительности, дело вовсе не в языке. В философии не так уж много специфической терминологии – большую часть ее языка составляют термины, употребляющиеся в различных науках и встречающиеся даже в обычной, повседневной речи. Но философ мыслит на другом уровне, нежели обыденное сознание. Это не философия «заумна», а обыденное мышление не развито и во многом примитивно. Например, в философских текстах нередко встречаются сложные синтаксические конструкции: длинные предложения, состоящие из главного и нескольких придаточных. Обычная разговорная речь, напротив, состоит из коротких простых и односложных предложений. Почему? Потому что обыденное сознание мыслит узко-линейно и односторонне, а философское движется сразу в нескольких направлениях, оно видит различные связи и варианты. Это как разница между плохим и хорошим шахматистом. Первый всегда видит только один, максимум два варианта ближайшего развития событий, в то время как второй просчитывает десятки вариантов развития партии на много ходов вперед.
|