Как философия соотносится с религией, наукой и искусством?
Наряду с философией существуют другие способы реализации культурного проекта по освобождению человека от природной необходимости. Миф – формирует первичные представления о сверхприродных началах, проявляющихся в качестве богов и высших сил. Но здесь высшие начала еще не отделены от природы. Боги мифов – это часть природного бытия. Мир здесь еще не расколот, сохраняет первозданную, наивную целостность. Религия – полагает высшее сверхприродное начало за пределы мира природы. Бог, согласно религии, находится в потустороннем высшем мире, он невидим и неосязаем, не обладает никакими характеристиками природных существ и объектов. Он вечен и бессмертен. Это высший идеал и одновременно высшая ступень раздвоенности и расколотости мир. Мир делится на земной, природный и божественный, идеальный. Наука – стремится найти высшие принципы (законы) существования в самой природе, без обращения к сверхъестественным началам. С одной стороны, наука пытается устранить радикальную раздвоенность мира, порожденную религией. С другой стороны, наука частично приносит в жертву высшие идеалы, во многом задачу преодоления природы подменяет задачей приспособления к природе. Искусство – предполагает воплощение высших надприродных начал в доступных чувственному восприятию образах. Искусство есть проект синтеза сверхприродного и природного, попытка воплощения высших идеалов в области приводного существования. Искусство использует природу в качестве материала и средства для выражения сверхприродных идеалов. Тем самым осуществляется творческое преобразование и преодоление природного мира. Философия – осуществляет преобразование природного мира посредством мысли. Как и религия, философия осуществляет поиск высших сверхприродных начал. Но, в отличие от религии, философия обращается не к вере, а к разуму. Как и наука, философия есть рациональное и системное постижение мироздания. Но в отличие от науки, философия не ограничивается сферой природного бытия и обращается к сверхприродным началам. Как и искусство, философия стремится преодолеть разрыв между высшими идеалами и природной действительностью. Но философия осуществляет это преодоление в стихии мышления, а не чувственно воспринимаемых образов.
Текст 6. Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир в аспекте необходимости, и категория необходимости – основная категория научного мышления как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия. Наука не прозревает свободы в мире. Наука не знает последних тайн, потому что наука – безопасное познание. Поэтому наука не знает Истины, а знает лишь истины. Истина науки имеет значение лишь для частных состояний бытия и для частных в нем ориентировок. Наука создает свою действительность. А философия и религия создают совсем другие действительности. Философия есть творчество, а не приспособление и не послушание. Освобождение философии как творческого акта есть освобождение ее от всякой зависимости от науки и от всяких связей с наукой, т.е. героическое противление всякому приспособлению к необходимости и данности. В философии совершается самоосвобождение творческого акта человеческого духа в его познавательной реакции на мир, в познавательном противлении миру данному и необходимому, а не в приспособлении к нему. Философия есть искусство, а не наука. Философия – особое искусство, принципиально отличное от поэзии, музыки или живописи, – искусство познания. Философия – искусство, потому что она – творчество. Философия – искусство, потому что она предполагает особый дар свыше и призвание, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее чем на поэзии и живописи. Но философия творит бытийственные идеи, а не образы (Бердяев, Н.А. Смысл творчества).
Задание к Тексту 6. В чем состоит принципиальное отличие философии от науки? Текст 7. Остаётся без внимания разделение между предметно исследуемой истиной, которой свойственно представлять эффективные средства такой деятельности в мире, которая осуществляется по тому или иному плану, и проясняющей истиной, которая пробуждает импульсы, не указывая планирующему рассудку определённых путей, или читает шифры, не постигая то или иное бытие в понятиях. Но проясняющее мышление не есть знание, обеспечивающее возможность употребления, с другой стороны, могущее быть употреблённым знание, будучи всегда неизбежно ограниченным, не имеет сил полностью обосновать самосознание. Если по ошибке одно занимает место другого, то в этом смешении заключена возможность оказаться зачарованным задачами, которых вовсе не существует и которые вообще могут быть приняты только в силу самообмана. (Ясперс, К. Ницше: Введение в понимание его философствования). Задание к Тексту 7. Какие два типа истин выделяются в тексте? Какая из них является философской, а какая научной, в чем их существенные отличия?
|