Студопедия — Развитие душевной жизни
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие душевной жизни






Вторая охватывающая связь, проникающая на­шу душевную жизнь, дана нам в развитии послед­ней. Если структура душевной жизни как бы прости­рается во всю ее ширину, то развитие проходит по длине ее. <...>

Для сложившейся душевной жизни необходимо изучить три класса условий ее развития. Душевная жизнь находится в некотором отношении обусловлен­ности или соответствия к развитию тела, поэтому она зависит от воздействия физической среды и от связи ее с окружающим духовным миром. <...>

Из учения о структурной связи душевной жизни следует, что внешние условия, в которых находится ин­дивид, будут ли они благоприятными или задерживающими, всегда вызывают стремление к созданию и

поддержанию состояния удовлетворения побуждений и счастья. Но в то время как всякое более тонкое раз­витие восприятий, всякое целемерное образование представлений и понятий, всякое увеличение богатст­ва чувственных реакций, всякое усиленное приспособ­ление движений к импульсам, всякое упражнение в благоприятных направлениях воли и подходящих со­единениях средств и целей облегчают удовлетворение импульсов, осуществление приятных и отклонение не­приятных чувств, дальнейшим важным подследстви-ем структурной связи, на которой основываются эти причинные отношения, является возможность способ­ствовать и благоприятствовать таким более тонким дифференциациям и более высоким соединениям в индивиде, что в свою очередь дает возможность до­стижения более высокой полноты жизни и счастья. Когда связь составных частей душевной жизни ока­зывает такого рода действие на полноту жизни, удов­летворение импульсов и счастья, мы называем ее це­лесообразной.

<...> Не из лежащей вне нас идеи о цели выведена эта целесообразность, а наоборот, всякое понятие о действующей вне душевной жизни целесообразности выводится из этой внутренней целесообразности в ду­шевной жизни. Оно перенесено оттуда. <...> Только благодаря такому перенесению мы называем какую-либо находящуюся вне нашей душевной структуры связь целесообразной. Ибо цели даны нам только в этой душевной структуре. Приспособление к ней мы нахо­дим на опыте только в ней самой. Эту целесообраз­ность душевной структуры мы называем субъектив­ной и имманентной.

<...> Понятие субъективной и имманентной целе­сообразности душевной структуры <...> заключает в себе два момента. Прежде всего оно обозначает связь составных частей душевной жизни, способную вы­жать при изменяющихся внешних условиях, в кото­рых живут все организмы, богатство жизни, удовлет­ворение импульсов и счастье. Сюда примыкает второе понятие об этой целесообразности. Согласно ему, в структурной связи при предпосылке изменяющихся жизненных условий заложены задатки для ее усовер

шенствования. Усовершенствование это происходит в формах дифференциации и установления высших соединений. Но оно состоит именно в большей спо­собности приводить к полноте жизни, удовлетворению импульсов и счастью.

<...> Понятие душевной жизненной связи нахо­дится в тесном отношении к ценности жизни. Ибо цен­ность жизни и состоит в душевной деятельности, по­скольку последняя находит свое выражение в чувствах. Для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах. <...> Ценность неотделима от чувства. Отсюда, одна­ко, не следует, чтобы ценность жизни состояла из чувств, могла бы рассматриваться как скопление их. <...> Наоборот, ценными в нашем существовании яв­ляются вся полнота жизни, какую мы испытываем, бо­гатство жизненной действительности, которое мы предчувствовали, изживание того, что в нас заложено. Больше того, мы переносим эту ценность также и на жизненные отношения, которые нам приходится пе­реживать, на взгляды и идеи, которыми мы в состоя­нии заполнить наше существование, на деятельность, которая выпадаетнам надолю. <...> Душевная струк­турная связь целесообразна потому, что она имеет тен­денцию развивать, закреплять и подымать жизненные ценности. <...>

Развитие имеет тенденцию вызывать жизненные ценности. Из того, как двояко действует душевная структурная связь, здесь вытекает самое замечатель­ное соотношение, какое имеет место в человеческом развитии. Всякий период жизни обладает самостоя­тельной ценностью, ибо каждый из них <...> способен быть исполненным ожидающими, повышающими и расширяющими существование чувствами. Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий момент был бы исполнен чувства своей самодовлеющей цен­ности. <...> Развитие складывается из отдельных жиз­ненных состояний, из которых каждое стремится до­быть и задержать за собой всю особую жизненную ценность. Бедно то детство, что приносится в жертву зрелым годам. Неразумен счет с жизнью, неустанно подгоняющий вперед и делающий нынешнее средст- вом для будущего. Ничто не может быть ошибочнее,

нежели поставить целью развития, составляющего жизнь, зрелый период, для которого все прежние яв­ляются лишь средством. <...> Наоборот, в самой при­роде жизни заключается тенденция насытить всякий момент полнотой ценности. <...> Из целесообразно­сти душевной структуры вытекает еще другое отно­шение жизненных ценностей к развитию. <...> Очень важно, чтобы <...> элементарнейшие импульсы теря­ли благодаря правильному удовлетворению свою ос­троту и энергию и освобождали таким образом место для побуждений высших. Именно в силу этой связи возрастающего ряда эти состояния и образуют разви­тие. Они целесообразно связаны между собой так, что с течением времени достигается возможность более богатого и широкого развертывания жизненных цен­ностей. В этом и состоит природа развития в человече­ском существовании. Всякий период жизни имеет свою ценность; но с поступательным течением жиз­ни развивается все более расчлененный склад душев­ной жизни, которому доступны все высшие соедине­ния. <...>

Явление это способно возрастать до крайних гра­ниц глубокой старости. На этом основано так часто пре­возносимое счастье старческого возраста и его мораль­ное значение. Теперь можно окончательно определить точку зрения описательной психологии на учение о раз­витии. <...> Психолог в законах развития и в единооб­разиях смены в душевной структуре описывает жизнь последней. Эти законы развития и эти единообразия он добывает из соотношений между средой, структурной связью, жизненными ценностями, душевным расчле­нением, приобретенной душевной связью, творчески­ми процессами и развитием. <...>

Если же в противоположность этому описатель-пому методу попытаться создать объяснительную теорию, стремящуюся проникнуть по ту сторону внут­реннего опыта, то совокупность однозначно опреде­ляемых внутрипсихических элементов окажется недостаточной для разработки проблемы; поэтому сто­ронники объяснительной психологии, ограничиваю­щиеся подобными психическими элементами в их конструкциях, обычно обходят учение о развитии душевной жизни. Объяснительная психология либо дол­жна вставить человеческое развитие во всеобщую ме­тафизическую связь, либо должна стремиться постичь его во всеобщей связи природы. Научную же обработ­ку истории человеческого развития остается еще со­здать. Ей предстояло бы изучить влияние трех классов условий: телесного развития, влияний физической среды и окружающего духовного мира. В том Я, кото­рое при этих условиях развертывается, нужно уловить отношения душевной структуры из отношений целе­сообразности и ценности жизни к прочим моментам развития, — уловить, как из этих соот-ношений выде­ляется господствующая связь души, «чеканная фор­ма, которая живет и развивается», т. е. это значит на­рисовать картины возрастов жизни, в связи которых состояло это развитие, и совершить анализ различных возрастов по факторам, их обусловливающим. Детство, когда из структуры душевной жизни может быть вы­делена игра как необходимое проявление жизни. Ут­ренняя заря, когда выси и дали еще окутаны дымкой; все бесконечно, границы ценностей не испытаны, над всей действительностью дуновение бесконечности; в первичной независимости и в свежей подвижности всех душевных побуждений, со всем будущим впере­ди, складываются идеалы жизни. Затем, в противопо­ложность этому, в старческом возрасте душевный об­лик властно господствует, между тем как телесные органы становятся немощными: смешанное и за­тихшее наджизненное настроение, вытекающее из господства много в себе поработавшей души над от­дельными состояниями духа; это и сообщает особую возвышенность художественным произведениям, со­зданным в старости, как Девятая симфония Бетховена или заключение гётевского Фауста. <...>







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 487. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия