Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Учение о душе. Ведь каждое тело, движимое извне, — неодушевлено, а дви­жимое изнутри, из самого себя — одушевлено, потому что тако­ва природа души





Ведь каждое тело, движимое извне, — неодушевлено, а дви­жимое изнутри, из самого себя — одушевлено, потому что тако­ва природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна.

Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряж-


ки и возничего У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного про­исхождения. Во-первых, этот возничий правит упряжкой, а за­тем и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, a aovrotf конь — его противоположность и пред­ки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное.

Попробуем сказать и о том, как произошло название смерт­ного и бессмертного существа. Всякая душа ведает всем неоду­шевленным, распространяется же она по всему небу, принимая порой разные образы. [Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое, — тогда она вселяется туда], получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся само собой; [а все вместе, то есть сопряже­ние души и тела, получило прозвание смертного].

Закон же Адрастеи таков: душа, ставшая спутницей бога и
увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна вплоть до
следующего кругооборота, и, если она в состоянии совершать это
всегда, она всегда будет невредимой. Когда же она не будет в
силах сопутствовать и видеть, но, постигнутая какой-нибудь слу­
чайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, а отяжелев,
утратит крылья и падет на землю, тогда есть закон, чтобы при
первом рождении не вселялась она ни в какое живое существо.
Душа, видевшая всего больше, попадает в плод будущего по­
клонника мудрости и красоты или человека, преданного Музам
и любви; вторая за ней — в плод царя, соблюдающего законы, в
человека воинственного или способного управлять; третья — в
плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая —
в плод человека, усердно занимающегося упражнением или вра­
чеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя
или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет под- ;
визаться в поэзии или другой какой-либо области подражания;
седьмой — быть ремесленником или земледельцем; восьмая бу­
дет софистом или демагогом; девятая — тираном. Во всех этих \
призваниях тот, кто проживет, соблюдая справедливость, полу-;
чит лучшую долю, а кто ее нарушит — худшую. 1
Но туда, откуда она пришла, никакая душа не возвращается в ·'
продолжение десяти тысяч лет — ведь она не окрылится раньше 1
этого срока, за исключением души человека, искренне возлю- j


бившего мудрость или сочетавшего любовь к ней с влюбленнос­тью в юношей: эти души окрыляются за три тысячелетних кру­говорота, если три раза подряд изберут для себя такой образ жиз­ни, и на трехтысячный год отходят. Остальные же по окончании своей первой жизни подвергаются суду, а после приговора суда одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, дру­гие же, кого Дике облегчила от груза и подняла в некую область неба, ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в че­ловеческом образе. На тысячный год и те и другие являются, чтобы получить себе новый удел и выбрать себе вторую жизнь — кто какую захочет. Тут и жизнь животного может получить че­ловеческая душа, а из того животного, что было когда-то челове­ком, душа может снова вселиться в человека: но душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек дол­жен постигать [ее] в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия. Поэто­му по справедливости окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоми­наниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, стано­вится подлинно совершенным.

Там же. С. 181—182, 184—185.

— Мы не без основания признаем двойственными и отлич­ными друг от друга эти начала: одно из них, с помощью которо­го человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.

— Признать это было бы не только обоснованно, но и есте­ственно.

— Так пусть у нас будут разграничены эти два присущих душе вида. Что же касается ярости духа, отчего мы и бываем гневли­вы, то составляет ли это третий вид, или вид этот однороден с одним из тех двух?


— Пожалуй, он однороден со вторым, то есть вожделеющим, видом.

<...>

... на многих... примерах мы замечаем, как человек, одоле­ваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами.

<...>

.. о яростном духе у нас сейчас составилось представление, противоположное недавнему. Раньше мы его связывали с вожде­леющим началом, а теперь находим, что это вовсе не так, пото­му что при распре, которая происходит в душе человека, ярост­ное начало поднимает оружие за начало разумное.

— Безусловно.

— Так отличается ли оно от него, или это только некий вид разумного начала, и выходит, что в душе существуют всего два вида [начал]: разумное и вожделеющее? Или как в государстве три рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совеща­тельное, так и в душе есть тоже третье начало — яростный дух? По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием.

— Непременно должно быть и третье начало.

Там же. Т. 3. Ч. I. С. 233-235.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 658. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия