Единое и многое
Всякое множество тем или иным образом причастно единому. Все причастное единому и едино, и не едино. Все становящееся единым становится единым в силу причастности единому. <...> Всякое множество вторично в сравнении с единым. Всякое множество состоит или из объединенностей, или из единиц. Начало и первейшая причина всего сущего есть благо. Всякое благо способно объединять причастное ему, и всякое единение — благо, и благо тождественно единому. ... Все есть или неподвижное, или самодвижущееся, или движимое иным. Все способное возвращаться к самому себе бестелесно. В самом деле, никакое тело по природе не возвращается к самому себе. <...> Выше всех тел — сущность души, выше всех душ — интеллектуальная природа, выше всех интеллектуальных субстанций — единое... Всякий разряд, ведущий начало от монады, эманирует во мно- жество, однородное с монадой, и множество каждого разряда возводится к одной монаде... В природе тела имеется единое и множество, единая природа содержит много природ, связанных с ней, и многие природы зависят от единой природы целого; разряду душ свойственно управляться одной первичной душой, быть основанием при переходе душ во множество и возводить множество к одной [душе]; для интеллектуальной сущности имеется интеллектуальная монада и множество умов, происшедшее из одного ума и возвращающееся в эту монаду; и, наконец, в едином, которое прежде всех вещей, есть множество единиц, а в единицах есть устремление к единому. Итак, после первичного единого — единицы, после первичного ума — умы, после первичной души — души и после всеобщей природы — многие природы. Из всего умноженного вследствие эманации первичное совершеннее вторичного и вторичное [совершеннее] следующего за ним, и точно так же последующее. Все сущее в ином одним только иным и производится. Все сущее в себе самобытно. Все самобытное не рождено... Все самобытное неуничтожимо. В самом деле, если бы оно уничтожилось, оно покинуло бы само себя и отделилось бы от самого себя. Но это невозможно, потому что, будучи единым, оно одновременно есть и причина, и вызванное причиной... Все самобытное неделимо и просто. Все самобытное вечно. Раньше всего вечного существует вечность, и раньше всего временного существует время. Все простое по сущности или лучше, или хуже сложного. Все, что каким-то образом существует, существует или сообразно причине в виде принципа, или сообразно наличному бытию, или сообразно причастности в виде отображения. Каждое сущее по отношению к другому есть или целое, или часть, или тождественное, или различное. Всякое целое, содержащееся в части, есть часть целого, состоящего из частей. Все вечно сущее обладает беспредельной потенцией. Все истинно сущее беспредельно не по множественности и не по величине, а только по потенции. Все вечное есть сущее, но не все сущее вечно. Всему, что причастно уму, предшествует ум, не допускающий причастности себе; тому, что причастно жизни, — жизнь, а тому, что причастно сущему, — сущее, причем из этих [трех] сущее предшествует жизни, а жизнь — уму. Все — во всем. Однако в каждом — особым образом. В самом деле, в сущем — и жизнь, и ум; в жизни — и бытие, и мышление; в уме — и бытие, и жизнь; но все существует в одном • случае умственно, в другом жизненно и в третьем сущно. Все бессмертное вечно, но не все вечное бессмертно. Все, что в одном отношении вечно, а в другом преходяще, есть вместе и сущее, и становление. В самом деле, все вечное есть сущее, а измеряемое временем есть становление. Поэтому если одно и то же причастно времени и вечности, то не в одном и том же отношении; одно и то же будет и сущее, и становление, но не в одном смысле. Там же. С. 565—566.
|