Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие блага. Потупив на мгновение взор и как бы побывав в священной обители разума, она продолжила: Забота всех смертных





Потупив на мгновение взор и как бы побывав в священной обители разума, она продолжила: Забота всех смертных, в ко­торой воплотились их разнообразные усилия, устремляется раз­личными путями, однако направлена к одной цели — блажен­ству. Блаженство есть благо, которое, когда оно достигнуто, не оставляет желать ничего большего. Оно то же, что высочайшее благо, содержащее в себе все другие блага, которое, если в нем чего-либо недостает, не может быть наивысшим, поскольку вне его остается нечто, чего можно пожелать. Очевидно, блажен­ство — это совершенное состояние, которое является соедине­нием всех благ. Его, я сказала бы, все смертные стараются дос­тичь разными путями, так как неявная жажда блага от природы присуща человеческой душе, однако ошибочное представление о нем приводит [людей] к заблуждению и увлекает в сторону от него. Так, некоторые полагают, что владеют высшим благом тогда, когда ни в чем не ощущают недостатка, вследствие этого они трудятся, чтобы достичь богатства. Другие, почитая за бла­го быть заслуженными и удостоенными почета, пытаются за­нять почетные должности и добиться уважения у своих сограж­дан. Есть и такие, которые видят высшее благо в незнающем предела могуществе. Эти или сами стремятся царствовать, или стараются приблизиться к правителям. Те, для кого известность кажется важнее всего прочего, спешат прославить свое имя ис­кусством войны или мира. Большинство же людей измеряют благо по плодам радости и приятности, наивысшим счастьем они почитают пребывать в постоянном наслаждении. Находят­ся и такие, которые смешивают цель и движущие причины; они желают богатства ради доставляемых им могущества и наслаж­дений или же стремятся к власти ради богатства, либо для про­славления имени. У них и у им подобных человеческие дей­ствия и побуждения, [их вызывающие], меняются местами. Так происходит, например, когда кажется, что знатность и любовь народа могут принести известность, или когда желают иметь жену и детей из-за удовольствия, ими доставляемого. Лишь обретение друзей, что представляется мне священнейшим ви­дом блага, зависит не от Фортуны, а от добродетели, причиной же стремления к прочим благам может считаться либо могуще­ство, либо удовольствие.


Нетрудно, казалось бы, причислить телесные блага к выс­шим. Так, сила и высокий рост, как представляется, способ­ствуют приобретению могущества; красота и ловкость — извес­тности, здоровье — удовольствия. Очевидно, что для каждого более всего желаемо блаженство; но высшим благом челове­ком считается то, чего он больше всего хочет. Но мы уже опре­делили, что высшее благо есть блаженство, вследствие этого люди могут счесть, будто блаженно то состояние, которое ка­жется предпочтительнее других. Ты видишь формы, в которые облекается человеческое счастье — богатство, чины, могуще­ство, слава, наслаждение. Беря в расчет только их, Эпикур впол­не последовательно считал, что высшим благом является на­слаждение, потому что все другие блага доставляют приятность душе, удовольствие. Но я снова обращаюсь к человеческим стремлениям, ибо души людей, несмотря на затемнение памя­ти, снова стремятся возвратиться к своему собственному благу, но, подобно опьяневшим, не знают, по какому пути добраться до его обители. Разве ошибаются те, которые стремятся не упу­стить ни одно из этих благ? И действительно, есть ли что-ни­будь иное, что лучше соответствовало бы блаженству, чем зак­лючающее в себе все блага, ни в чем не нуждающееся состояние самодостаточности. Неужели не правы те, кто полагает, что в наибольшей мере достойное уважения и почитания и есть наи­лучшее? Нет, не может быть ничтожным и достойным презре­ния то, к достижению чего устремлены все помыслы и деяния. А разве к числу благ не следует отнести могущество? Что же, неужели можно считать лишенным силы и ничтожным то, что, как установлено, имеет превосходство над всеми вещами? И можно ли не придавать никакого значения известности? Ведь нельзя же отрицать, что все превосходнейшее должно представ­ляться и наиболее достойным славы. Нет нужды говорить, что блаженство есть состояние, не подверженное ни тревогам, ни печали, ни тягостной скорби, ибо даже в самых малых вещах, которыми люди стремятся обладать, заключены радость и удо­вольствие.

Еще раз перечислю то, чем люди хотят обладать, — они жаждут богатства, чинов, верховной власти, славы и наслажде­ния по той причине, что надеются с их помощью обрести доста­ток, уважение, влияние, известность, радость. Итак, благо есть


то, к чему различными путями стремятся люди: в этом легко угадывается сила природы, вследствие которой, хотя суждения людей и различны, однако их объединяет тяготение к одной цели — благу.

Там же. С. 224—226.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 559. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия