Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О добре и зле





Философия, с лицом, полным достоинства, медленно и при­ятно пропела эти стихи, а я, еще не вполне утешившись от скор­би, глубоко проникшей в душу, прервал ее, когда она вознамери­лась произнести нечто подготовленное ранее. Я воскликнул: О провозвестница истинного света, речи, которые ты произносила, убеждая меня, твои божественные рассуждения и доказательства невозможно опровергнуть. И хотя они ранее были забыты мною, однако я не могу сказать, что суть их была мне совсем неизвест­на в прежние времена. Истинная и величайшая причина моей печали заключена в том, что я не понимаю, как может вообще существовать или избегать наказания зло, если благо — повели­тель всего сущего. Подумай только, ведь это достойно удивле­ния! Но с этим сопряжено нечто большее — ибо когда процвета­ет и правит подлость, добродетель не только лишается наград, но, поверженная, она попирается ногами порочных [людей] и принимает на себя наказания, причитающиеся преступникам. И это происходит в царстве всеведущего, всемогущего, притом желающего исключительно блага Бога! Нет человека, который мог бы не удивляться и не жаловаться, видя это. — На мои слова она ответила: Было бы бесконечной глупостью и великим пре­ступлением полагать, что в содержавшемся в столь строгом по­рядке доме, руководимом [Богом] как отцом семейства, хранили дешевые сосуды, а дорогими пренебрегали. Так не бывает. И если мои предыдущие заключения не были неверными, то от самого творца, о царстве которого мы теперь говорим, ты узнаешь, что добрые всегда могучи, а дурные всегда отвержены и слабы. По­рок никогда не остается без наказания, а добродетель — без воз­награждения. Добрые всегда обретают счастье, а злые — несчас­тье...

Там же. С. 250—251.

Посмотри, насколько присуща слабость порочным людям, которые не могут достичь того, к чему влечет их и почти толкает природная наклонность; а что было бы, если бы они лишились


поддержки великой и неодолимой природы? Посуди же, сколь велико бессилие дурных людей. Разве не к пустым и показным наградам они стремятся, но даже их получить не могут, ибо на­ходясь, казалось бы, вблизи самого высшего блага, они гибнут в пучине и приходят совсем не к тому исходу, к которому устрем­лены их помыслы и днем и ночью; но в достижении вершины проявляется сила добрых. Из двух людей того бы ты считал бо­лее сильным в ходьбе, кто с помощью собственных ног может дойти до любого места, где бы оно ни находилось, а не того, кто не может его достичь. Таким же образом ты с необходимостью назовешь обладающим большим могуществом человека, знаю­щего цель, к которой должно стремиться, как к никакой иной. Из этого следует, что дурные люди, по-видимому, полностью лишены сил. В противном случае, отчего же они предаются по­року, отвернувшись от добродетели? От незнания блага? Но что бессильнее слепоты невежества? Быть может, они знают то, что нужно искать, а страсти неодолимо сбивают их на ложный путь? Но тогда они опять же бессильны, так как не могут сопротив­ляться пороку. Или же сознательно и по своей воле они избегают блага и устремляются к пороку? В таком случае они не только не обладают большим могуществом, но вообще перестают существо­вать. Ибо люди, устремляющиеся прочь от общей для всех цели, тотчас утрачивают свое бытие....

Там же. С. 254-255.

То, что я намерена сказать сейчас, кажется не менее удиви­тельным, но оно вытекает из изложенного выше. — Что же имен­но? — Более счастливыми являются порочные люди тогда, когда на них обрушивается наказание, чем когда правосудие не карает их. Я не стараюсь теперь доказывать, что дурные нравы исправ­ляются с помощью возмездия и исправляются под страхом нака­зания; и что в этом случае они служат уроком для других, чтобы люди отвратили души от предосудительного. Нет, я думаю, су­ществует и иная причина, почему порочные несчастнее, когда они избегают наказания, если даже не брать в расчет исправи­тельного действия наказания и его значения для наставления дру­гих. — Какая же иная причина? — Так вот: разве мы не призна­ли, что добрые — счастливы, а злые — несчастны? — Призна­ли. — А если чье-либо несчастье возмещается неким благом, разве


он не счастливее того, кто испытывает несчастье само по себе, без всякой примеси блага? — Кажется, да, — сказал я. — Если же на несчастного человека, лишенного всякого блага, помимо того, из-за чего он несчастен, обрушится новое зло, разве он не почувствует себя намного более несчастным, чем тот, несчастье которого облегчает участие блага. Говорю ли я нечто, не соответ­ствующее истине? Значит, порочные [люди] получают некое бла­го, которое как бы присоединяется к ним, когда их наказывают, то есть само наказание согласно разумному порядку правосудия — благо. В результате, если они избегают наказания, не совершая какого-либо нового зла, сама их безнаказанность представляет собой зло большее, чем они заслужили. — Этого нельзя отри­цать, намного несчастнее порочные, избежавшие справедливого наказания, чем наказанные по справедливости. — Наказывать дурных людей — справедливо, оставлять не наказанными — не­позволительно...

Теперь ораторы в судах поступают наоборот, стремясь воз­будить у судей сострадание к тем, кто немилосердно и тяжко обижен, а ведь справедливей взывать о сочувствии к совершив­шим злодеяние. Их не из-за гнева, но из сострадания и мило­сердия нужно приводить в суд, как больных к врачующему, чтобы болезнь вины была исцелена наказанием. Наказание же, в зависимости от выступлений защитников, должно или остаться суровым, или, если полезно, смягчиться по мере изменения об­винения. Сами же свершившие злодеяния, если бы каким-либо образом смогли бы взглянуть хотя бы в щель на отвергнутую ими добродетель, увидели бы, что грязь вины и пороков смы­вается принятием наказания. И ради вознаграждения благонра­вием, к которому они возжелали бы вернуться, они не сочли бы никакие наказания слишком великими, отвергли бы выступле­ния защитников и вверили бы свою судьбу во власть обвините­лей и судей.

Отсюда следует, что у мудрых нет места ненависти. Ведь разве ненавидит кто-нибудь добрых, если только он не безумен? Ненависть же к злым — беспочвенна. Ибо как существуют бо­лезни тела, так и порочность — как бы болезнь духа. Больные телом заслуживают не ненависти, но скорее жалости. И тем бо­лее не преследований, а жалости достойны те, чьи души свире­пей любой болезни терзает порок....

Там же. С. 260^-263.


Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—ок. 877) — философ, из­вестный своими переводами на латинский язык древнегре­ческих авторов. Но он написал и два оригинальных труда: «Книгу о божественном предопределении» (ок. 851) и «О раз­делении природы» (ок. 867). Последнее сочинение было из­дано впервые только в XVII веке в Оксфорде, и почти сразу же попало в индекс запрещенных римской церковью книг. Эриугена не был понят и принят современниками, но в дальнейшем его идеи были восприняты некоторыми ерети­ческими движениями XIII века, а затем немецким идеализ­мом XVIII века.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 572. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия