Студопедия — НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА






Инвайронменталистами выдвигаются основные положения «новой экологической парадигмы», призванной радикально из­менить мировоззренческие ориентации человечества (СаНоп, Вип1ар, 1980):

1) хотя люди обладают исключительными характеристиками
(культура, технология и т.п.), они остаются одним из многих ви­
дов, взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;

2) человеческая деятельность обусловлена не только соци­
альными и культурными факторами, но и сложными связями в
природной сети, поэтому она может иметь неожиданные пос­
ледствия;

3) люди живут в конечной биофизической среде, налагающей
потенциальные физические и биологические ограничения на че­
ловеческую деятельность;

4) хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря
еи сила до некоторой степени и увеличивают несущую способ­
ность среды, все же экологические законы не утрачивают своей
°бязательности.

В целом, экологическая этика инвайронментализма может быть

Характеризована следующими чертами: «предпочтение природ-

Ь1Х Ценностей девальвированным социальным... стремление

мпенсировать неподвластность социальной стихии обращением

" Познаваемому средствами позитивной науки и подчиняющемуся


172 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

человеку миру природы; восприятие природы как последнего опло-та, объединяющего отчужденных друг от друга социальной стихией людей, и единственного атрибута общества... сохраняющего его со­лидарность; поиски внутренней гармонии человеческого общества в непостижимости связей всего живого и проявлений жизни от биологического до социального» (Банъковская, 1991, с. 120).

Формирование экологической этики для человечества можно на­звать насущной необходимостью: «Гуманитарности надо сделать шаг, делавшийся уже в культуре не раз... и допустить этику в общение человека с природой, а не только как регулятор внутрилюдского меж­дусобойчика. Ведь само " собой разумеется" и утверждено авторите­том немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель), что этика — это касается только отношений человека с человеком, где зона свободы воли, тогда как в природе царство необходимости и места этике нет...

Итак, что если в круг гуманитарных проблем включить вопрос: «А возможна ли этика в общении между человеком и природой?»... — воп­рос, который ныне настоятельно выдвигается экологами и есть почти практический для существования человечества в XX веке? Ведь волей самого своего исторического развития человечество подведено к тому, чтобы преодолеть гуманитарный эгоизм, когда человек объявлен само­целью общества и природы: ибо либо мы станем способны считаться с природой, целым бытия, с другими сожителями, соседями по космосу (с водой, воздухом, деревьями, антилопами) как нравственными лич­ностями, не оскорбляя их прерогатив в бытии, полагая их самость и субъективность, сущность (а не только субстанцию и пассивную материю и объективную реальность) — либо сами сгорим в геене огненной своей тупой гордыни и в чаду чванства задохнемся» (Гачев, 1991, с. 33—34). Таким образом, формирующееся в настоящее время в культу­ре Запада экоцентрическое экологическое сознание характеризу­ется следующими признаками (Дерябо, Ясвин, 1994а):

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие челове­
ка и природы.
Природное признается изначально самоценным,
имеющим право на существование «просто так», вне зависимости
от полезности или бесполезности и даже вредности для человека.
Человек не собственник природы, а один из членов природного
сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не признает­
ся обладающим какими-то особыми привилегиями на том осно­
вании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на
него дополнительные обязанности по отношению к окружающей
его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы,
они оба являются элементами единой системы.


отношение к природе в современном общественном сознании 173

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удов­
летворение как потребностей человека, так и потребностей всего
природного сообщества.
Воздействие на природу сменяется
взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода
«экологическим императивом»:
правильно и разрешено только то,
что не нарушает существующее в природе экологическое равно­
весие.

5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъ­
ект по взаимодействию с человеком
.

6. Этические нормы и правила равным образом распространяют­
ся как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с
миром природы
.

1. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволю­ции, взаимовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимос­тью сохранить природу ради нее самой.

Таким образом, эксцентрический тип экологического сознания— это система представлений о мире, для которой характерна ориен­тированность на экологическую целесообразность, отсутствие про­тивопоставленности человека и природы, субъектное восприятие природы, баланс прагматического и непрагматического взаимодей­ствия с ней (Дерябо, Ясвин, 1994а).

Человеческая мысль вновь возвращается к идеям единства, неотчужденности человека и природы, субъектного ее восприя­тия, отказа от одностороннего прагматизма. Диалектическая спи­раль выстроилась: если архаическая эпоха — это тезис, дальнейшее развитие — антитезис, то сейчас необходим их синтез, когда тех­нические достижения цивилизации служат установлению гармо­нии с природой, что возможно только при экоцентрическом типе экологического сознания.

Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе. Если антропоцентри­ческий его тип способствует разработке планов «поворота север-ных рек», то эксцентрический ~ строительству на европейских автомобильных магистралях специальных направляющих борти-к°в и подземных переходов в виде труб, чтобы лягушки могли ^зопасно мигрировать с одной стороны дороги на другую.

И дело не в финансовом благополучии тех стран, где создают-

1 такие переходы для лягушек (на отсутствие денег на охрану

пРироды жалуются везде); дело в том, что проектировщику, у


174 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

которого сформировался антропоцентрический тип экологичес­кого сознания, такое просто не придет в голову, а когда он узна­ет, что его коллеги делают подобные переходы, он воспринимает это как экзотику или курьез, а не как естественную норму.

«Эксцентрический тип сознания представляет собой карди­нальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, сравнить с тем переворотом в сознании, который был произведен Копер­ником сменой геоцентрической модели солнечной системы на гелиоцентрическую. (Как тогда Земля потеряла статус центра все­ленной и его заняло Солнце, так и теперь человек должен отка­заться от представления о себе как " центре" природы, мира, а это место должен занять принцип экологической целесообразнос­ти, " экологический императив")» (Дерябо, Ясвин, 1994а, с. 2).

Рис. 24. Картина мира, характерная для антропоцентрического (а) и эксцентрического (б) экологического сознания.

Более того, «человечеству, для того чтобы обеспечить свое буду­щее, предстоит смена нравственных принципов столь же глубо­кая, какая произошла на заре становления общества, когда нормы


отношение к природе в современном общественном сознании 175

поведения в ордах неоантропов сменились человеческой мора-лью» (Моисеев, 1990, с. 251).

Дж.Даррелл четко сформулировал, в чем же конкретно зак­лючается эта «смена нравственных принципов»: «Вступай в лю­бую организацию, которая хоть как-то пытается остановить разорение Земли, и приводи с собой своих друзей. Сделай все, что в твоих силах, не давай покоя твоим депутатам, если тебе покажется, что происходит неразумное покушение на среду, что какое-то растение или животное находится под угрозой и не ох­раняется, как следует. Пиши негодующие письма. Старайся рас­шевелить власти. Действуй по принципу: если кричать достаточно громко и достаточно долго, кто-нибудь да услышит. Помни, что у растений и животных нет депутатов, им некому писать, они не могут устроить забастовку, даже сидячую, за них некому засту­питься, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками» (1994д, с. 539).

Специалисты по охране природы сегодня ставят вопрос о за­конодательном закреплении норм экологической этики на самом высоком государственном уровне. В.Дежкин (1997) предлагает добиваться внесения в Конституцию Российской Федерации сле­дующей статьи: «Жизнь является высшим достижением мирозда­ния, все живущее в пределах России имеет право на сохранение и продолжение существования» (с. 172).

Печальный опыт Чернобыльской экологической катастрофы сви­детельствует, что через пять лет после аварии у населения, постоянно проживающего в регионе бедствия, произошла смена антропоцентричес­кого экологического сознания на экоцентрическое.

А.Л.Журавлевым в 1991 году проводилось исследование «социаль­но-психологических феноменов, свидетельствующих об устойчивом или изменившемся отношении человека к различным элементам при­роды». Опрашиваемые выражали свое отношение к лесу, реке, ру­чью, траве, деревьям, грибам, ягодам, земле, воздуху, воде, небу, тучам, ветру, домашним и диким животным, птицам, насекомым.

«В результате анализа и обобщения ответов на вопросы интервью была выделена следующая совокупность социально-психологических феноменов, которые свидетельствуют об изменениях в отношении людей к природе в посткатастрофный период.

1. Произошло более четкое осознание высокой степени взаимосвя­занности и взаимозависимости человека и природы. Многие стали понимать эти связи как достаточно жесткие, поэтому они не только воспринимались на когнитивном уровне, но и переживались людьми. Взаимосвязь с природой имела место и до аварии, но она не осозна­валась в такой степени, как после аварии. То есть динамика относится


176 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

к изменению глубины осознания и переживания человеком связей с природой.

2. Резко возрастает... желание быть на природе. Это желание усили­
вается в результате естественных ограничений и запретов в взаимо­
действии с элементами природы. Повышенная мотивированность и
ориентация на природу стали важными характеристиками актуально­
го психологического состояния человека.

3. Значительно возросла эмоциональность в отношении людей к
природе, проявившаяся в нескольких направлениях: в интенсивнос­
ти эмоциональных выражений, оценок, переживаний и т.п., в появ­
лении нежных, ласковых чувств по отношению к отдельным элементам
природы, в поляризации эмоциональных оценок некоторых действий
других людей в связи с их отношением к природе и т.д.

4. Обнаружено усиление антропоморфизма в отношении к приро­
де, т.е. наделения животных и растений равнозначными человечески­
ми качествами. Феномен одушевления проявился и по отношению
некоторым природным явлениям: ветру, урагану, облакам и т.п.
Многим это позволило перейти от примитивного потребительского
отношения к общению с элементами природы. Более того, в постка-
тастрофный период удовлетворение базовых потребностей человека в
питании и отдыхе за счет природы резко уменьшается, напротив,
духовное отношение резко возрастает.

5. У большинства опрошенных произошла смена психологической
установки на природу: иерархическая антропоцентрическая установ­
ка (готовность человека действовать с позиции " венца" природы)
сменилась на паритетную (готовностью взаимодействовать на равных).
Это важный шаг к изменению и поведения человека по отношению к
элементам природы. У отдельных респондентов выявлена природо-
центрическая установка.

6. Большая часть опрошенных характеризовалась четким осознани­
ем величия и чрезвычайной мощи природы, из чего вытекают два
типичных, но принципиально разных следствия. У одних это связыва­
ется с выраженным страхом перед " больной" природой, а у других -
с надеждой, что именно природа защитит человека от вредного воз­
действия радиации.

7. В посткатастрофный период постепенно у людей сформировался
феномен акцентуации на природе, выразившийся многогранно: в
повышенной наблюдательности за природой; состояние элементов
природы стало основным показателем в оценке благоприятности/
неблагоприятности окружающей среды проживания; " поведение при­
роды" стало доминирующей темой бытового общения людей; в при­
писывании причинности разных явлений» (1996, с. 59).
Данные, полученные А.Л.Журавлевым, свидетельствуют, что

для радикального изменения типа экологического сознания с ан­тропоцентрического на экоцентрический людям понадобилась


отношение к природе в современном общественном сознании 177

сверхмощная психологическая лабилизация, обусловленная эко­логической катастрофой, причем катастрофой, непосредственно затрагивающей их собственную среду обитания*:

Ф психологическая противопоставленность миру природы сме-ниналась на включенность («осознание высокой степени взаимо­связанности и взаимозависимости человека и природы»);

Ф субъект-объектный характер восприятия природы сменился на субъект-субъектный («антропоморфизм в отношении к приро­де» и «готовность взаимодействовать на равных»);

• прагматизм отношения к природе снизился, а непрагма­
тическое отношение усилилось («удовлетворение базовых
потребностей человека в питании и отдыхе за счет природы резко
уменьшается, напротив, духовное отношение резко возрастает»).

В результате произошло также изменение ряда важнейших па­раметров субъективного отношения к природе:

• объектно-прагматическая модальность сменилась на субъек-
тно-этическую
(«феномен одушевления природы» и «паритетная
установка на природу»);

• повысились показатели всех компонентов интенсивности от­
ношения к природе: перцептивно-аффективного и когнитивного
(«воспринимались на когнитивном уровне и переживались»), прак­
тического
(«острое желание быть на природе»), поступочного («по­
ляризация оценок действий других людей в связи с их
отношением к природе»);

• повысилась доминантность отношения к природе («феномен
акцентуации на природе»);

• повысилась эмоциональность отношения к природе («появ­
лении нежных, ласковых чувств по отношению к элементам при­
роды»).

Можно предположить, что динамика отношения к природе людей, переживших экологическую катастрофу, служит своего рода социальной моделью --в концентрированном виде иллю­стрирует динамику общественного экологического сознания че­ловечества, развивающегося в направлении постиндустриального информационно-экологического общества (Глазачев, 1996; Ур- 0> л, 1996 и др.).

Показательно, что исследование киевских старшеклассников (не затронутых непосредственно чернобыльской бедой) выявило пре­имущественно антропоцентрический, утилитарно-прагматический характер их отношения к природе (Левочкина, 2000).


178 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

6.4. отношение к природе в культуре востока единение с природой

Христианское толкование взаимоотношений человека с ми­ром природы, оказавшее значительное влияние на формирование западной культуры, кардинально отличается от трактовки этих взаимоотношений в философско-религиозных концепциях Вос­тока (Индии, Китая, Японии).

Вообще, культуру Востока в этом отношении можно рассмат­ривать как своеобразную антитезу Западу. «На настоящий момент есть даже повод говорить о принципиально различных путях раз­вития " западных" и " восточных" обществ (по крайней мере, у этой точки зрения сейчас много сторонников). Для первых свой­ственно развитие по экспоненте (условно говоря, линейно восхо­дящее), для других — как бы топтание на месте, безвременье и бесконечность с исторической точки зрения (условно выражаемое циклической моделью с возвратом к исходной точке). Первые об­щества принято рассматривать как развивающиеся по пути технологического, материального прогресса, вторые — духовно­го, нравственного» (Арсеньев, 1991, с. 50).

Великие азиатские религии (индуизм, буддизм) ориентируют человека на преодоление границы, отделяющей его от мира при­роды. Согласно этим представлениям высшая цель человека -постижение нирваны — полного единства с общим духом, окру­жающим всю природу. " Восточные традиции в целом отличаются от западных именно тем, что в них первостепенное значение при­дается миру живой природы. Человек здесь не выделяется, не персо­нифицируется из природы, а рассматривается как ее органическая часть" (Борейко, 1996, с. 97).

Для буддизма, например, характерно представление о круге рождений сансаре. На каждом круге может произойти перевопло­щение не только в другого человека, но и в животных, растения и т.д. (Кочетов, 1983). О подобной цепочке перевоплощений гово­рится и в кришнаитских текстах: «Живое существо, в соответ­ствии со своей кармой, получает возможность занять одну из телесных форм... После рыбы следующей ступенью эволюции яв­ляется растение. От растительных форм живое существо может перейти в тело насекомого. Из тела насекомого следующей ступе­нью будет птица, потом зверь, и, наконец, духовная душа эво­люционирует в человеческую форму жизни. Из человеческой, если развивать свои качества, можно пойти дальше. В противном случае


отношение к природе в современном общественном сознании

придется опять войти в эволюционный цикл» (Шри Шримад ^Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, 1984, с. 6). Представление о круге рождений естественным образом приводит к отсутствию разделейности человека и природы.

Согласно восточным культурно-религиозным традициям че­ловек в отличие от других живых существ обладает способностью реализации своего творческого потенциала взаимосвязи со все­ленной — «человеческое драгоценное существование». Принци­пиальным является то, что это обстоятельство не придает человеку особой значимости по сравнению с другими существами, не ста­вит его в доминирующее положение, а наоборот, возлагает до­полнительную ответственность за благополучие мира природы (Голиков, Саворона, 1997).

«Европейца, конечно, смешит и возмущает зрелище коровы, не­возбранно разгуливающей по базару и берущей с любого лотка все, что ей приглянется... Это психологическое основание культа коровы хорошо разъяснил Ганди. Он указывал, что корова в данном случае есть олицетворение всего живого, стоящего ниже человека, смирен­ное преклонение перед ней, служение ей в виде бескорыстного за ней ухода, ласки и украшения выражает религиозную идею и этичес­кое чувство нашего долга перед этим миром живых существ, идею покровительства и помощи всему слабому, нижестоящему, всему, не успевшему еще развиться до высших форм» (Андреев, 1997, с. 144). Наиболее радикальное воплощение идея единения человека с миром природы получила в учении дзен-буддизма, вобравшего в себя элементы синтоизма, даосизма и конфуцианства. Согласно этому учению, каждая частица мира содержит душу Будды. В Юго-Восточной Азии распространено покровительство животным, так как Будда почитал жизнь во всех ее проявлениях и не переносил жестокости. Поэтому, как правило, земли, окружающие дзен-буд-Дийские монастыри в сущности представляют собой заповедники. Монах, обязанный уважать жизнь даже мелких существ, носит с собой веничек, которым отметает от себя насекомых, чтобы слу­чайно не наступить на кого-нибудь из них (Фарб, 1971).

Религиозно-философские принципы определяли психологию человека и воплощались в традициях восточной архитектуры и искусства. Так, с XV в. в Японии доминирует направление, связы­вающее архитектуру с природой. В результате кардинально изме-**яется пространственная концепция. Пышность и величие былых п°строек (продолжающие господствовать в Европе) уступают ме-Ст° простоте и естественности. Появляются раздвижные стены и


180 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

перегородки, позволяющие, не покидая дома, соприкоснуться с природой, раздвинув легкие конструкции.

Дом окружается «пейзажным садом», в котором используются камни и вода — в виде водоемов и водопадов, а также вечнозеле­ные сосны, кипарисы, мхи. Такой сад позволяет человеку посто­янно созерцать природу, развивая отношение к себе как к частице мира, находящейся в гармонии с ним. Даже на крышах ультрасов­ременных зданий японских городов размещаются подобные ланд­шафтные садики. Внутри домов делаются встроенные ниши, предусмотренные специально для размещения растительных ком­позиций.

технологии экологизации сознания

Для культуры Востока характерно наличие особых техноло­гий, структурирующих взаимодействие человека с миром приро­ды, таких как чайная церемония, икебана, бонсай и т.д.*

Чайные церемонии зарождаются в VII—VIII вв. в Китае, а с XII в. распространяются в Японии, где достигают своего совершенства. Для чайных церемоний строились специальные «чайные домики» — не­большие постройки из дерева или соломы, напоминающие сель­скую хижину. К домику вела извилистая каменная дорожка, проходящая через сад. В нише напротив входа цветочная ком­позиция. Все это настраивало человека на определенное состоя­ние. Чаепитие сопровождалось философскими беседами, стихосложением, любованием окружающей природой или отдель­ным цветком. Считалось, что один цветок может выразить сущ­ность всей природы, объединяя хозяина и гостя в безмолвном созерцании.

Бонсай — это дерево на подносе или на плошке. Технология выращивания бонсай известна в Китае с III в. до н.э. В китайской философии дереву придается особое значение. Оно трактуется как связующее звено между небом и землей. Буддийским монахам вменялось в обязанность выращивать бонсай в маленьких плош­ках. Это считалось одним из способов достижения духовного со­вершенства, т.е постоянно обновляющегося ощущения личной сопричастности к жизни природы, максимального приближения к природному ритму — «когда рисуешь дерево, нужно почувство­вать, как оно растет» (китайская поговорка). Бонсай — это реали-

* Например, такое распространенное во всем мире занятие, как аквариумистика, также пришло из Китая.


отношение к природе в современном общественном сознании 181

задия принципа «посредством малого видеть великое», т.е. уме­ния на малом пространстве отразить бесконечность природы.

Для человека, выращивающего его, бонсай представляет боль­шую психологическую ценность. Обычно хозяева не расстаются со своим бонсай до конца жизни, привязываются к нему, как к сво­ему близкому родственнику (НпШс/са, 1989).

Икебана — японская аранжировка цветов. Слово это может переводиться как «пробудить растение к новой жизни» или «ис­кусство ставить ветки и цветы в сосуды». Искусство икебаны стало символом творческого сотрудничества природы и человека. Эта технология позволяет человеку полнее ощутить свое единство с миром, выразить свои мысли и чувства через растения, являющиеся смысловыми знаками.

Мастер икебаны Софу Тэсигахара, удостоенный в Японии зва­ния «живое национальное сокровище», так формулировал смысл своего искусства: «Гармония в аранжировке важна более всего. Для постижения природы и достижения полной гармонии с ней необ­ходимо приложить усилие для понимания души каждого цветка и растения, которые должны быть не только поняты, но и любимы вами, поскольку каждый имеет свою красоту, характер и нюансы и зависит от вашей интуиции» (цит. по Задворная, 1994, с. 27).

Искусство икебаны, бонсай предоставляет человеку уникаль­ный технологический арсенал, с помощью которого он получает возможность психологического взаимодействия не просто с дан­ными природными элементами, но и со всем миром природы в масштабе вселенной*.

мировосприятие востока и запада

Во все времена мир природы занимал одно из ведущих мест в шкале ценностей китайцев, индийцев, японцев. Русский путеше­ственник П.Ю.Шмидт в опубликованной в 1904 г. книге «Природа в Японии» подчеркивает их особое восприятие природы, основан­ное на философско-религиозных представлениях: «Уже простой японский крестьянин — эстет и артист в душе, непосредственно воспринимающий прекрасное в окружающей природе... Горы, ру­чьи или водопады служат объектом благоговейного культа, тесно переплетаясь в представлениях простолюдина с конфуцианскими и буддийскими святынями» (цит. по Задворная, 1994, с. 11—12).

Существующее на Западе, например, искусство аранжировки Цветов, носит скорее эстетическую, чем мировоззренческую Функцию.


182 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

К.Юнг, анализируя психологические основы индийских, ти­бетских и китайских религиозно-философских систем в сравне­нии с европейскими воззрениями, подчеркивает, что в основе как восточного, так и западного мировосприятия лежит перво­бытная ментальность. Но между этими двумя мировоззрениями существует принципиальное различие. Восточное базируется на иррационализме: окружающий мир — «это не чувственный мир тел, цветов и звуков... Скорее, это мир метафизической природы, лежащий ниже или выше земного, и из него прорываются в зна­комую нам земную картину странные образы» (1994, с. 9). В то же время Запад «культивировал просто другой аспект первобытнос­ти: как можно более точное наблюдение природы за счет абстрак­ции. Наше естествоиспытание развилось из изумительной наблюдательности дикаря» (с. 132).

Наиболее существенным следствием этого различия является характерное для восточной психологии представление о существо­вании связи между «индивидуальным духом» и гипотетическим Мировым Духом, изначальном единстве индивида со Вселенной, дающее ощущение личной принадлежности к миру природы. Ев­ропеец же не ощущает себя частью природы, а располагает нау­кой о природе, которая позволяет ему достигать контроля и власти над ней. К.Юнг констатирует: «Индийский дух вырастает из природы, наш дух природе противостоит» (там же, с. 28).

Различия в отношении к миру природы, типичные для восточного и западного мировосприятия, демонстрируются Д.Судзуки (1995) на примерах двух стихотворений, написанных Басе и Теннисоном.

Басе:

Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем!

Теннйсон:

Возросший средь руин цветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь — вот корень, стебелек,

здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем

вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.


отношение к природе в современном общественном сознании 183

Западный поэт антропоцентричен. «Сначала он срывает цветок с места, где тот растет. Он отделяет его от почвы, которой тот принад­лежит. В отличие от восточного поэта, он не оставляет цветка, он должен его вырвать, унести «вместе с корнями» от потрескавшейся стены — иначе говоря, растение должно умереть. Его судьба явно не интересует Теннисона, которому нужно удовлетворить свое любопыт­ство... Басе даже не прикасается к «пастушьей сумке», он просто смот­рит, внимательно наблюдает — и это все, что он делает...

Индивидуальность Теннисона в стороне от цветка... Он не отождест­вляет себя... с природой. Он всегда на расстоянии... Басе держится... " абсолютной субъективности", в которой он видит цветок, а цветок видит Басе. Это не эмпатия, не симпатия и не идентификация. Басе говорит: " Смотрю внимательно"... Слово " внимательно" предполага­ет, что Басе не является более сторонним наблюдателем» (с. 87—88). На примере этих стихотворений Д.Судзуки демонстрирует осо­бое «чувство природы», несвойственное большинству европейцев и в то же время характерное для людей Востока. «Они так любят природу, что чувствуют свое единство с нею, ощущают каждый удар пульса в жилах природы. Большинство людей Запада способ­ны обособиться от природы. Они полагают, что у человека и при­роды нет ничего общего, кроме нескольких желанных аспектов, что природа существует только ради использования ее человеком. Но людям Востока природа очень близка» (с. 85).

Таким образом, можно утверждать существование кардиналь­ного различия между «восточным» и «западным» отношением к природе, во-первых, по шкале «включенность — противопостав­ленность».

Анализируя философско-психологические основы освоения евро­пейцами традиционных боевых искусств Дальнего Востока (ТБИ), М.Пупиньш (1994) подчеркивает, что для учеников наиболее важно постижение принципа единства со вселенной — ключевого положения даосизма и дзен-буддизма. «В результате оригинальных методик и тех­нологий сознание адепта (сторонника, приверженца) ТБИ меняется, и он ощущает собственное " Я" и окружающий мир не изолированно Друг от друга, а как единое целое» (с. 3).

Процесс изменения мировоззрения в направлении его экологиза­ции проходит ряд специфических стадий, согласно схеме взаимопе­рехода противоположностей Д.Судзуки (1992). На первой стадии человек-субъект воздействует на природу-объект (рис. 25в), Вторая стадия характеризуется восприятием природы, воздействующей на человека, как равноправной, равновеликой величины. Здесь взаимо­действие не линейно, человек и природа непрерывно «взаимопере-ходят» друг в друга. На третьей стадии человек перестает выделять °ебя из окружающего мира, воспринимя себя и мир как единое це-



184 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

лое. Человек и природа более не разделены и находятся в непрерывном взаимодействии, что и может быть передано китайской символикой ИНЬ-ЯНЬ.

М.Пупиньш (1994) отмечает, что такое единство с природой «ощущается не как механическое соединение разных величин, на­пример, кирпичей в стене, а как полное слияние и исчезновение психической границы между практиком ТБИ и окружающим ми­ром. Это можно сравнить с водоворотом в реке: с одной стороны, он нечто отдельное, нетождественное реке, а с другой — он есть река, и его границу провести — в принципе — невозможно... Та­кая экологизация мировоззрения, которая достигается в ТБИ, могла бы стать самым мощным психологическим природоохран­ным фактором. Подросток не будет выкалывать глаза котенку, если это для него означает выколоть глаза самому себе».

Во-вторых, восточное мировосприятие не требует от человека постоянного утверждения собственной субъектности, наоборот, восточный путь достижения гармонии с природой — это путь от­каза от абсолютизации собственной субъектности. «Восточный дух, кажется, менее эгоцентричен, его содержания, вероятно, лишь слабо соотнесены с субъектом, а более важными являются, мо­жет быть, те состояния, которые предполагают ослабленное Я» (Юнг, 1994, с. 108).

Европеец же «должен для начала знать, что он собой пред­ставляет как субъект» (там же, с. 43). При этом, как уже отмеча­лось, мир природы служит объектным фоном, на котором и происходит утверждение человеком себя как субъекта.

Для восточного мировосприятия «различие между субъектом и объектом не осознается, господствует бессознательное тожде­ство. В этом случае бессознательное проецируется на объект, а объект интроецируется в субъект, т.е. психологизируется. Тогда животные и растения ведут себя как люди, люди одновременно являются животными» (там же, с. 205). Восточному типу отноше­ния к природе не свойственно то дихотомическое разделение на человека-субъекта и природу-объект, которое в целом характерно для Запада.

Целый ряд восточных методик личностного совершенствования предусматривает снижение чувства собственной субъектности, раство­рение своего Я. Достаточно вспомнить один из основополагающих принципов восточных единоборств: забыть свое Я, слиться с соперни­ком, стать с ним элементами одной системы. С другой стороны, все живые существа представляются равноценными элементами Вселен­ной, достойными уважения и восхищения, иными словами, с точки


К ПРИРОДЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ 185

зрения субъект-объектной парадигмы, они, безусловно, считаются субъектами.

25. Различия между «восточным» и «западным» экологическим сознанием: а) по шкале «включенность — противопоставленность»; б) по шкале «субъектное — объектное» восприятие и в) процесс экологизации «западного» сознания по «восточному пути».

Таким образом, можно констатировать, что для восточного мировосприятия свойственен «встречный процесс»: с одной сторо­ны, «понижение» собственной субъектности личности, а с другой -«повышение» субъектности других живых существ (рис. 25а).


186 культурно-историческая обусловленность отношения к природе

В то же время, попытка использования методик понижения собствен­ной субъектности, и приближения этим путем ее уровня к уровню мира природы, противоречила бы основополагающим канонам запад» ного мировосприятия, вызывала бы неосознанный психологический протест, блокировку и, естественно, была бы малоэффективным сред­ством коррекции западного экологического сознания. Следовательно для западного человека, в принципе, остается только одно направле­ние динамического сближения уровней воспринимаемой субъектнос­ти личности и мира природы — повышение субъектности последнего, т.е. педагогически организованная субъектификация природных объек­тов (рис. 25 б).

В-третьих, еще одно важное отличие в отношении к миру природы на Западе и Востоке заключается в иерархической диспо­зиции «Человек — Природа». Если для Востока эта диспозиция мо­жет быть обозначена как «ученик — УЧИТЕЛЬ», то для Запада — «ГОСПОДИН — слуга».

Восточный человек стремится учиться у Природы, подниматься до вершин ее совершенства; его психологическая активность по отношению к миру природы может быть обозначена вектором «|» («снизу вверх»).

Человек же, воспитанный в западных традициях, склонен рассматривать природу как покоренного противника, которого следует с выгодой для себя использовать. Мир природы — это, прежде всего, «природные богатства на службе человека». Для За­пада характерно прагматическое восприятие природы, позиция «сверху вниз» — «^».

Следовательно, если для Востока природа представляет, прежде всего, духовную ценность, то для Запада — материально-прагма­тическую.

Основой западного экологического сознания, по выражению А.Д.Урсула, является «пусть цивилизованный, но все же примитив­ный антропоцентризм», делающий людей слепыми и глухими по от­ношению к «интересам» мира природы, «с которыми не считался человек, исповедующий ценности якобы гуманной западной циви­лизации. В принципе человечество не может полностью избавиться от антропоцентризма, следуя восточному мировоззрению, полностью ра~ створить себя в природе...» (1996, с. 13).

Таким образом, для отношения человека к миру природы, основанного на восточных культурных традициях, характерны следующие особенности:

1) Глубокая психологическая включенность человека в мир при~ роды.


отношение к природе в современном общественном сознании 187

2) Отсутствие в образе мира дихотомического разделения на
«человеческое — субъектное» и «природное — объектное», за счет
чего обеспечивается чувств







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1240. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия