Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Креативность





В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, со­путствующие и последующие характеристики процесса, в результате которо­го человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Понимание креативности, творчества, характеризуется необычайно ши­роким диапазоном точек зрения: В. М. Бехтерев трактует творчество с реф­лексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг ко­торой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта [6].

А. М. Матюшкин, 3. Н. Калмыкова, Д. Б. Богоявленская и др. в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я. А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаи­модействие, ведущее к развитию.

Можно выделить основные направления изучения креативности в зару­бежной психологии.

Во-первых, творчество может изучаться по его продукту (Ж. Тейлор), а именно: по количеству, качеству и значимости. Однако множество иссле­дователей считают, что продукт не может служить единственным критери­ем оценки творчества, тем более что его оценка проводится специалиста­ми-экспертами и зависит от их вкусов и суждений.

Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека от­казываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).

Основными факторами креативности признаются: оригинальность, се­мантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спон­танная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и т. д. Большая заслуга представителей данного направления заключается в том, что ими была разработана серия достаточно надежных и нетрудных в использовании тестов на определение уровня креативности.

С точки зрения диагностики креативности, существующие подходы и ме­тодики можно представить в структуре другой классификации, основанием которой служит регламентированность или нерегламентированность дея­тельности испытуемого при выполнении теста, направленного на выявле­ние уровня развития творческих способностей.

Такая система состоит из трех групп: к первой относятся тестовые методи­ки, регламентирующие деятельность испытуемого; ко второй — слабо регла­ментирующие, к третьей — нерегламентирующие деятельность испытуемого.

К первой группе можно отнести тесты Г. Айзенка, т. е. тесты интеллекта, где основными параметрами измерения выступают временно-скоростные характеристики; в таких тестах время решения лимитируется, фиксируется точностью решения задач. Г. Айзенк вводит понятие «общего интеллекта», представляющего собой совокупность разнообразных способностей. Уро­вень развития каждой способности определяется уровнем развития общего интеллекта. Творческие способности понимаются им как высший уровень общего интеллекта.

Ко второй группе можно отнести тесты на креативность, предложенные Я. А. Пономаревым, который под творческими способностями понимает способность распознавать и ассимилировать в деятельности побочный про­дукт, порождающийся в процессе деятельности и не имеющий прямого от­ношения к цели.

К третьей группе относятся тесты, не регламентирующие деятельность испытуемого, в которых испытуемый не ограничивается ни временем, ни вариативностью решений, задаются только начальные условия. К таким те­стам относятся тесты Е. Торренса, Дж. Гилфорда, которые разводят поня­тие интеллекта и креативности, рассматривая креативность как дивергент- ность мышления.

Дж. Гилфорд, Е. Торренс рассматривали креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются:

□ оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности;

□ семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

□ образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменять восприя­тие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от на­блюдения стороны;

□ семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Методика «Предложения»

Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной про­дуктивности при операциях с символическим материалом.

Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложе­ний из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.

Время выполнения — 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество предложений, ко­торые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями (табл. 4.8)

Таблица 4.8. Средние значения дивергентной продуктивности
Дети   Возраст  
  8 лет   10 лет
Мальчики 3, 3   4, 2
Девочки 4, 0   5, 2

 

Методика «Две линии»

Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продук­тивности на образном материале.

Инструкция. Используйте обе линии, только по одному разу, для изображения серии фигур. Время выполнения — 8 мин.


Например:

 

Обработка результатов. Подсчитывается количество рисунков, без по­вторений — 1 балл за каждый вариант.

В табл. 4.9 приведены средние значения дивергентной продуктивности.

Таблица 4.9. Средние значения дивергентной продуктивности
Дети   Возраст  
  8 лет   10 лет
Мальчики 12.0   19, 4
Девочки 12, 9   17, 4

 

Методика «Классификация»

Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной про­дуктивности на семантическом материале.

Инструкция. Выделите как можно больше групп слов по признакам, которые их могут объединять:

1. Стрела. 5. Змей.

2. Пчела. 6. Лодка.

3. Крокодил. 7. Воробей.

4. Рыба.

Например, А: 1, 2, 5, 7 — в воздухе; Б: 3, 4, 5, 7 — имеют хвосты. Время выполнения - 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество классов, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании сравнений со средними значениями (табл. 4.10).

Таблица 4.10. Средние значения дивергентной продуктивности (на семантическом материале)
Дети   Возраст  
  8 лет   10 лет
Мальчики 1, 8   3, 9
Девочки 2, 3   4, 0

 

Методика Вартега «Круги»

Инструкция. На бланке нарисовано 20 кругов (рис. 4.5). Ваша задача состоит втом, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились ориги­нальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисо­вать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 мин.

Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степе­ни оригинальности рисунков.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия