Нацистская антимедицина и судьба медицинской этики во второй половине XX в
В определенном смысле начало современного этапа во всеобщей истории медицинской этики связано со Второй мировой войной. После войны мир узнал о преступлениях нацистской антимедицины. Уже в 1934 г. Особое место среди преступлений нацистской медицины занимает насильственная эвтаназия. Идея " гуманного умерщвления" безнадежно больных (чья жизнь " не стоит того, чтобы жить") обсуждалась в Германии С точки зрения влияния на всю последующую историю становления? развития? медицинской этики наибольшее значение имели нацистские медицинские эксперименты на людях. В большинстве своем это были военнопленные, заключенные. Речь идет о следующих экспериментах: с " большими высотами" (в барокамере моделировались условия быстрого подъема на высоту в несколько километров, при котором испытуемые погибали); С 25 октября 1946 г. по 19 июля 1947 г. Первый Военный Трибунал США в Нюрнберге рассматривал " Дело медиков" – суду были преданы 23 человека. Суд приговорил пятерых преступников к смертной казни и еще пятерых – к пожизненному тюремному заключению, однако последние были освобождены максимум через 20 лет. Между прочим, упомянутый выше Карл Брандт, лейб-медик Гитлера, просил суд заменить ему смертную казнь проведением на нем таких же медицинских экспериментов, какие проводил он сам, в чем ему было отказано [4, с. 38]. В Приложении к Приговору нацистским медикам был сформулирован знаменитый Нюрнбергский кодекс – 10 правил (своего рода этическая " азбука") проведения медико-биологических экспериментов на людях: 1. Прежде всего, необходимо добровольное согласие (полученное без насилия, обмана, мошенничества, хитрости) испытуемого, который должен быть полностью информирован обо всех сторонах эксперимента. 2, 3. Эксперимент должен быть научно обоснован, ему должны предшествовать исследования на лабораторных животных. 4–6. Риск должен быть разумным и оправданным: следует максимально избегать физических и психических страданий и повреждений (возможность смерти или приобретения инвалидности должны быть исключены), ожидаемая польза должна быть выше предполагаемого риска. 7. Должно быть все предусмотрено для защиты испытуемого. 8. Проводящий эксперимент должен обязательно иметь научную квалификацию. 9, 10. Испытуемый должен иметь право остановить эксперимент, 2.4. Медицинская этика в документах В 1947 г. возобновила работу Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) – международная неправительственная организация врачей, которая в 1948 г. приняла Женевскую декларацию – современный аналог Клятвы Гиппократа. В ней, в частности, говорится, что даже под угрозой врач не вправе поступать вопреки требованиям гуманности, что в профессиональной деятельности он должен руководствоваться высочайшим уважением к человеческой жизни с момента зачатия, что ни цвет кожи, ни национальная принадлежность и т. д. не должны отрицательно влиять на выполнение им профессионального долга. В 1949 г. ВМА принимает более подробный " Международный кодекс медицинской этики", где, в частности, говорится (мы цитируем Кодекс в его современной редакции): "... Врач должен быть честен с пациентами и коллегами,...должен разоблачать обман и мошенничество... Неэтичными признаются... самореклама врача, кроме тех случаев, когда это разрешено законодательством данной страны и Кодексом этики Национальной медицинской ассоциации... Врач должен уважать права пациента, коллег, другого медицинского персонала. Врач должен удостоверять только то, что он сам проверил... Врач должен соблюдать в абсолютной тайне все, что он знает о своем пациенте, даже после смерти последнего..." [2, с. 21-22]. С тех пор, за шесть десятилетий своей истории, ВМА приняла десятки этических документов – Хельсинкскую декларацию (Биомедицинские исследования на людях, 1964), Сиднейскую декларацию относительно смерти (1968), Декларацию Осло о медицинском аборте (1970), Положение об использовании компьютеров в медицине (1973, 1983), Лиссабонскую декларацию о правах пациента (1981, 1995), Венецианскую декларацию относительно неизлечимых болезний (1983), Положение об оплодотворении Используя профессиональный, социальный и духовный опыт всего мирового врачебного сообщества, лучших экспертов в области медицины, а также в других областях науки, ВМА стала своего рода Всемирной лабораторией современной медицинской этики. К сожалению, сообщество отечественных врачей ни в советское время, ни после распада СССР до рубежа ХХ–ХХI вв. не являлось членом ВМА (вот как отсрочено сказался запрет деятельности Пироговского общества в 1922 г.). В итоге отечественные врачи (а вслед за ними и медсестры) до сих пор в определенной степени находятся в фактической изоляции от мирового медицинского сообщества, а это, в свою очередь, означает для них " отлучение" от сокровищницы современной медицинской этики. Первые более или менее полные издания этических документов ВМА на русском языке появились лишь в 1995 и 1996 гг., однако оба эти издания практически недоступны огромной массе российских врачей и медсестер, и даже – многим преподавателям биомедицинской этики. Очевидно, что преподавание курса биомедицинской этики должно быть основано на соответствующих международных документах и прежде всего документах ВМА. Парадокс ситуации усугубляется тем, что во второй половине ХХ в. отечественная медицинская наука по многим направлениям вполне соответствовала мировому уровню или даже занимала лидирующее положение. Если же учесть, что большинство самых злободневных этических проблем медицины порождены именно современным научно-техническим прогрессом (успехами реаниматологии, трансплантологии, медицинской генетики и т. д.), то к решению этих проблем отечественные врачи и другие специалисты в области биомедицины оказались не совсем готовы. В нашей стране с опозданием на 15–20 лет появились публикации и исследования по биоэтике, с формированием которой традиционная медицинская этика превратилась в особую отдельную науку. Литература Алфавитный принцип? 1. Вересаев, В. В.Записки врача // В. В. Вересаев. – Собр. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1985. – Т. 1. – 212 с. 2. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: сб. офиц. документов / под ред. В. Н. Уранова. – М.: ПАИМС, 1995. – 178с. 3. Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ. – М.: Сварог, 1994. – 736 с. 4. Иванюшкин, А. Я. Этика сестринского дела / А. Я. Иванюшкин. – М.: ГРАНТЪ, 2003. – 168 с. 5. Иванюшкин, А. Я. Врачебная этика в России (XIX – начало ХХ вв.) / А. Я. Иванюшкин // Биоэтика: принципы, правила, проблемы: [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Рос. нац. ком. по биоэтике, Ин-т человека; [отв. ред. 6. Копелев, Л. З. Святой доктор Федор Петрович: [О Ф. П. Гаазе] / Л. З. Копелев. – СПб.: Петро-РИФ, 1993. – 189 с. 7. Мудров, М. Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных / М. Я. Мудров. – М.: Медицина, 1968. – С. 79–94. 8. Нюрнбергский кодекс // Врач. – 1993. – № 7. – С. 56 9. Петров, Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии/ Н. Н. Петров. – Л.: Медгиз, 1956. – 64 с. 10. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: В 2 т. – М.: Правда, 1971. – Т. 1. – С. 260–268. 11. Власов, В. В. Всегда ли надо лечить больного? / В. В. Власов // Вpач. – 2006. – № 6. – C. 42-43. 12. Силуянова, И. В. О сущности " этического" этических проблем современной медицины / И. В. Силуянова // Медицинское право и этика. – 2005. – № 4. – С. 50–55. Контрольные вопросы: 1. Этика Гиппократа: " десять заповедей". 2. Этические наставления М. Я. Мудрова и Ф. П. Гааза. 3. В. А. Манассеин и В. В. Вересаев о медицинской этике. 4. Н. А. Семашко и Н. Н. Петров о медицинской этике и деонтологии. 5. Нацистская антимедицина. 6. Всемирная медицинская ассоциация и ее роль в развитии медицинской этики.
|