Этика Гиппократа
Еще за 1 500 лет до нашей эры врачи Древней Индии давали профессиональную клятву. Для европейской медицины и по сей день непреходящее значение имеют этические наставления " отца медицины" Гиппократа (V–IV вв. до н. э.). Особый интерес представляет Клятва Гиппократа, основные положения которой таковы. Уважение к жизни: " Я не дам никому просимого В книге " Об искусстве" говорится об отношении к неизлечимым и умирающим больным: "... К тем, которые уже побеждены болезнью, она (медицина) не протягивает своей руки". Хотя специалисты-историки считают, что данная не принадлежит самому Гиппократу, в течение столетий медицина придерживалась именно такой тактики отношения к безнадежным больным. В книге " О благоприличном поведении" дается моральное оправдание " святой лжи" в медицине: " Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, ибо многие больные по этой именно причине... доведены были до крайнего состояния". О том же говорится в книге " Наставления": " Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, В той же книге " Наставления" обсуждается вопрос о гонораре медиков, и дается совет – сначала оказывать помощь, а уж потом заботиться об оплате своего труда: " Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности". По Гиппократу, философия, и этика медицинского дела непременно предполагает элемент филантропии: " И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы ты обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром...". Неоднократно Гиппократ касается практики лжеврачей, т. е. тех, кто, " …обладая профессиональной ловкостью, обманывает людей... Их всякий может узнать по одежде и прочим украшениям" [1]. И в те времена представители медицинского оккультизма подчеркивали свой " особый дар", владение эзотерическим знанием (доступным лишь посвященным). В отличие от них, врачи школы Гиппократа (представляющие научную медицину) " отдают в общее сведение все, что приняли от науки" (" О благоприличном поведении"). Тема авторитета медицины, уважительного отношения медика к своей профессии проходит красной нитью через многие книги Гиппократа. В современной медицинской этике больше всего дискуссий вызывают вопросы " на грани жизни и смерти". Здесь нельзя не напомнить размышления об эвтаназии английского философа XVII в. Ф. Бэкона, который писал, что профессиональным долгом врачей является помощь как при излечимых, так и при неизлечимых болезнях, что в будущем в медицине должно получить развитие направление " Помощь умирающим". Обеспечение безболезненного и спокойного умирания Бэкон назвал греческим словом " эвтаназия", буквально –благая смерть" [10, с. 260–268]. Необходимо подчеркнуть, что в термин " эвтаназия" Бэкон вкладывал смысл, который отражает суть современной паллиативной медицины (это такая медицинская, психологическая и социальная помощь умирающему, когда его смерть будет " смертью с достоинством").Термин " паллиативный" определяет содержание и философию паллиативной помощи: сглаживание проявлений неизлечимой болезни, улучшение качества жизни тяжело больны людей и их семей.
|