В биоэтике как науке выделяют следующие принципы: непричинения вреда, благодеяния, уважения автономии личности и справедливости. Первые два принципа присущи и медицинской этике Гиппократа, и биоэтике,
вторые два – характеризуют биоэтику как новую (современную) этику
в медицине. Этический принцип уважения автономии личности означает ее независимость, ее право самостоятельно принимать решения, каса-ющиеся ее здоровья. Биоэтика уже потому является новой этикой в истории медицины, что с позиций принципа уважения автономии личности
в современном здравоохранении значительно ограничивается патерналистский подход врачей и всего медперсонала к пациентам. Патерналистский подход в медицине означает, что врачи (а также медсестры и другой персонал) осознают себя как бы в роли родителей, а пациентов – в роли детей. Считается, что пациенты невежественны в медицинских вопросах, и поэтому не могут сами принимать медицинские решения, эти решения за них принимают медики (как родители во многих жизненных ситуациях принимают решения за своих детей). Благодаря развитию биоэтики в современном здравоохранении патерналистский подход подвергся обоснованной критике, в результате чего все шире стал применяться подход " терапевтического диалога и сотрудничества", подход " информированного согласия". Конечно, медицинский патернализм по-прежнему в большей степени сохраняется в педиатрии, психиатрии, гериатрии, в отделениях интенсивной терапии. В соответствии с принципом уважения автономии личности в современной медицине сформировалась этика уважения прав пациента, стержнем которой является доктрина " информированного согласия". Современные представления о правах пациентов – это одновременно и область медицинской этики, и область медицинского права. Т. е. биоэтическое образование одновременно требует повышения правовой культуры медицинских специалистов.
Биоэтический принцип справедливости действует как на макроуровне (при распределении ограниченных общественных ресурсов в сфере здравоохранения, например, между педиатрией и гериатрией, между онкологией и кардиологией и т. д.), так и на микроуровне (например, при распределении дефицитных донорских органов в трансплантологии или при распределении внимания и заботы медсестры, осуществляющей одновременно уход за многими пациентами).
Биоэтические принципы действуют в качестве регулятивов медицинской практики таким образом, что в ситуациях конфликта одного принципа с другим врач или медсестра должны (именно в этой конкретной ситуации) обоснованно придерживаться какого-то одного принципа, другой принцип как бы вынося за скобки, но не упуская его из вида – как бы боковым зрением. Например, возьмем одну из самых трудных, с точки зрения морального выбора, ситуацию: сообщать ли пациентам правдивую информацию о неблагоприятном исходе их заболеваний. Здесь вступают в конфликт два принципа биоэтики. Принцип непричинения вреда требует сокрытия от самих пациентов такой жестокой правды. В то же время принцип уважения автономии личности требует честности во взаимоотношениях с пациентами и потому – правдивого информирования. Конкретное решение в такой ситуации непременно должно быть в высших интересах пациента. Скрывая от пациентов правдивую информацию, нельзя забывать о множестве возможных негативных последствий допускаемой в таких случаях лжи: отказы пациентов от лечения и необходимых им исследований; житейские проблемы, оскорбляющие память умерших пациентов, например, не успевших составить завещание; чувство оскорбленного человеческого достоинства в душе тех пациентов, которые уже знают правду, но в отношении которых врачи " согласно этике" " ломают комедию святой лжи" и т. д. Сообщая таким пациентам правдивую информацию, следует предварительно освоить искусство " сообщения плохих новостей", которое учитывает загадочную особенность психологии терминальных больных, практически всегда сохраняющих в том или ином виде надежду на излечение [11, с. 163–182].