Слово " этика" впервые встречается у древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.) и означает философскую науку о морали. Этика как наука исследует вопрос о природе и сущности морали.
В современных руководствах и учебниках по биоэтике прежде всего рассматриваются утилитаристские и деонтологические этические теории.
В основе этики утилитаризма лежит принцип полезности. Добро, нравственный смысл наших поступков определяются их результатом – тем, насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны)
и насколько помогают избегать страданий. Основной принцип утилитаризма: " Наибольшее счастье наибольшего числа людей". В современном обществе есть немало сторонников утилитаристского подхода к био-медицинской этике, которые, например, в отношении детей с анэнцефалией рекомендуют эвтаназию (активную или пассивную), считают безусловно оправданным использование их органов для трансплантации и т. д.
Да и вся современная медицинская практика, поскольку она сопряжена
с расчетом степени риска медицинских вмешательств, соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда), подчиняется логике этики утилитаризма.
Методологические позиции деонтологических теорий в этике противоположны утилитаристским. Наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта, которому принадлежит заслуга в более строгом обосновании сферы морали как таковой. Моральная мотивация наших поступков – это и не внешняя целесообразность (например, выгода, польза), и не склонность нашего индивидуального характера, но нечто более высокое в природе человека – автономное
и свободное следование сознанию долга. Кант дает чеканную формулу нравственного закона, который он назвал " категорический императив": поступай всегда согласно такой максиме (правилу), которую ты хотел бы сделать обязательной для всех людей. В этом самопринуждении к добру личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинства всего человечества). Очевидно, что важнейший принцип современной биоэтики – принцип уважения моральной автономии пациента – восходит именно к кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности. Исключительно важную роль в современной биоэтике имеет следующее этическое требование Канта: никогда нельзя относиться к человеку просто как к средству, но следует относиться как к цели самой по себе. Это требование особенно важно в плане этического контроля за биомедицинскими исследованиями, проводящимися на людях.