Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. По книге: Яскевич, Я. С. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты : учеб.-метод





По книге: Яскевич, Я. С. Биоэтика: междисциплинарные стратегии
и приоритеты: учеб.-метод. пособие / Я. С. Яскевич, Б. Г. Юдин, С. Д. Денисов [и др.]; под ред. Я. С. Яскевич. – Минск: БГЭУ, 2007. – 225 с.

Автономная модель взаимоотношений врача и больного – исходит из принципа автономности пациента, уважения автономии личности
и стремления к обеспечению блага пациента. Предполагает принятие надежного в этическом отношении медицинского решения, основанного на взаимном уважении врача и больного и их активном совместном участии
в этом процессе, требующем компетентности, информированности пациента и добровольности принятия им решения.

Автономность (от греч. autonomia: autos – сам и nomos – закон) – принцип медицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора
и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Согласно принципу А. пациент самостоятельно принимает решение в отношении лечения после того, как был проинформирован врачом о состоянии его здоровья. Сложные медицинские вмешательства проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с их целью и возможными результатами. Этическим основанием принципа А. выступает понятие автономия личности – ее независимость
и право на самоопределение.

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – 1) процесс приспособления самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды (например, изменению температуры, содержанию кислорода); 2) результат процесса адаптации, т. е. наличие у системы приспособляемости к некоторым факторам среды; 3) в психологии понятие адаптации (дезадаптации) используется при анализе взаимоотношений индивида (личности) с окружением. В биоэтике применяется по отношению к биологическим системам (отдельному организму, его органам, к популяции организмов), отражая целесообразное реагирование сложной иерархической самоорганизующейся системы на изменяющиеся условия среды.

Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, цель которого исследовать высшие смыслообразу-ющие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого. Важнейшими вопросами А. являются: что есть благо, место ценности
в структуре бытия – предметной реальности, ее значимость для субъекта
и общества.

Альтруизм (от лат. alter – другой) – самоотверженное, сознательное
и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

Аморализм (от греч. а – не, без и лат. moralis – нравственный) –
1) общественно-историческое явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей; 2) принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека;
3) характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь и т. п.).

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ужас, отчаяние, ярость и т. п.), сопровождающееся криком, плачем, резкими выразительными движениями; может нарушать нормальное течение восприятия, мышления, вызывать помрачение сознания вплоть до патологической формы. Некоторые биотехнические достижения по изменению состояний сознания также сопровождаются аффектацией, что необходимо учитывать в биоэтических исследованиях на человеке.

Барьеры коммуникации – помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации. В рамках биоэтики выделяются психофизические, психические, соматические и др. Б. к., в частности во взаимоотношениях врача и пациента.

Бентам (Bentham) Иеремия (1748–1832) – английский философ
и юрист, родоначальник утилитаризма. В сочинении " Деонтология, или Наука о морали" (1834) утверждает руководящим этическим принципом поведения принцип полезности. Нравственный идеал, по Бентаму, – " наибольшее счастье наибольшего числа людей"; критерий морали – " достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья". По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие
и соответственно – уменьшить страдания. Впервые вводит в этику понятие " деонтология".

Бессмертие – термин, означающий веру в нескончаемость человеческого существования, особенно души человека. В человеческой культуре выделяются следующие концепции Б.: 1) Б. как приобщение к миру вечных идей – эйдетическая концепция (от греч. eidos – идея, образ, существующие отдельно от единичных вещей); 2) Б. как воскресение и причастие к благодати Святого Духа – христианская концепция (исходит из смертности человека, воплощающего единство тела и духа); 3) Б. как первоначало человеческой природы (атомов, генетического кода и др.) и бренность (смертность) человеческого существования – натуралистическая концепция; 4) Б. как сохранение достижений человеческой личности в памяти человечества – социокультурная концепция.

Биополитика – учение о целостной системе теоретических разработок и практических мер по обеспечению сохранения жизни и ее разнообразия на Земле; обозначает также использование биологических подходов, методов и данных в политике и политологических исследованиях.

Биоэтика (от англ. bioethiks) – междисциплинарное направление, ориентирующееся на изучение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики. Высшей моральной ценностью в биоэтике выступает нравственно-понимающее отношение к Жизни и любому Живому, в частности забота
о правах биоса. Главный принцип биоэтики – благоговение перед жизнью. Основоположником биоэтики считается В. Р. см. выше! В.-Р.Поттер, который в 1969 г. впервые ввел понятие " биоэтика" и дал ему определение. Биоэтику он рассматривает как " мост в будущее", который должен опираться на синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Биоэтика развивается по двум основным направлениям: 1) осмысление и этическая оценка медицинской лечебной практики; 2) обоснование и установление этической экспертизы и контроля над проведением биомедицинских исследований.

Биоэтическая ситуация – нестандартная ситуация в медицине, возникающая в связи с новейшими достижениями биомедицинской науки, практики и биотехнологий (в области генной инженерии, клонирования, трансплантологии, психиатрии и т. д.) и требующая этического вмешательства, экспертизы или контроля.

Благо – в широком смысле все то, что полезно людям, их здоровью, удовлетворению их потребностей – жизненных, социальных, духовных; соответственно не является благом то, что бесполезно, не нужно или вредно. Б. есть не сама польза, а то, что приносит пользу, как и зло – не сам вред, а то, что наносит вред. В современной биоэтике категория блага, традиционно выступающая в формуле " Не навреди", т. е. применяй в медицине те средства, которые не причинят вреда пациенту, расширена до " не только не навреди, но и сотвори благодеяние ", хотя сама трактовка понятия благодеяния не является однозначной, так как Б. относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным или только полезным. Поэтому Б.
в одном отношении может быть злом в другом; то, что полезно одному человеку, может нанести вред другому. Относительность Б. в биоэтике особенно проявляется при обсуждении вопросов о поддержании жизни в вегетативном состоянии, клонировании живых существ и человека и др.

Благоговение перед жизнью – принцип гуманистической этики, требующий от личности индивидуального выбора на основе формулы А. Швейцера: " Я – жизнь, которая хочет жить… среди жизни, которая хочет жить", согласно которой следует " относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь… Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит … делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит… делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали… Следовательно, этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначать как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в радости
и стремлении… Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред". При таком подходе подлинно нравственный человек испытывает побуждение выказывать равное благоговение как по отношению
к собственной воле и жизни, так и по отношению к любой другой.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. В отличие от античности, где Б. трактовалась как добродетель, в христианстве она понимается как обязанность и соотносится с милосердием. С точки зрения И. Канта, Б. как " священный долг" человека подкрепляет собой мотив благодеяния. Интерпретация понятия Б. как обязанности, долга является предметом обсуждения
в биоэтике при исследовании морального содержания взаимоотношений между врачом и пациентом, исследователем и испытуемым и др.

Благоразумие – принцип действия, ориентирующий человека на достижение максимального блага. Отделив Б. от морали, И. Кант показал, что Б. направлено на естественную цель – счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее. Понятие Б. привлекает особое внимание при поиске ответов на моральные дилеммы современной биомедицины, определение ее статуса и принципов.

Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся физиологическими и структурными изменениями, возникающими под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внутренней и внешней среды. Б. характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности. Задачей медицины является лечение Б., которое состоит в воздействии лечебными факторами или на причины, или на механизм ее развития,
а также в мобилизации защитных сил организма.

Боль – своеобразное психофизиологическое состояние человека, тягостное, гнетущее ощущение, возникающее под влиянием сильных или разрушительных внешних воздействий, вызывающих органические или функциональные нарушения в организме. Б. является защитной реакцией организма и играет положительную роль в жизни живых существ, пока она предупреждает или предохраняет организм от грозящей ему опасности, или помогает врачу распознать болезнь. Длительные же болевые ощущения, не поддающиеся лечебному воздействию, нарушают жизнедеятельность организма и могут вызвать серьезные расстройства.

Вегетативное существование (от лат. vegetativus – растительный) – биологическое существование организма, находящегося в бессознательном состоянии ввиду прекращения функционирования мозга. Медицинская помощь – искусственное поддержание основных жизненных функций организма с помощью аппаратуры, способствующей воспроизведению лишь биологической – растительной – жизни, которая никогда не станет автономно-суверенной, а обречена на прогрессирующую деградацию. При соответствующем медицинском обеспечении тело больного может сохранять это растительно-животное существование сколь угодно долго. Но поскольку повреждения мозга необратимы, человек, мозг которого не функционирует, перестает быть личностью.

Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945) – русский врач и писатель, оставивший медицинскую практику ради литературного творчества, автор книги " Записки врача" (1901), посвященной вопросам врачебной этики, и неоднозначно оцениваемой современниками. Книга содержит много продуктивных мыслей о роли медицины в обществе; о подготовке будущих специалистов-медиков; о проблеме врачебной тайны; о проведении медицинских исследований на человеке и животных и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская организация, провозгласившая целью своей деятельности " достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья" (ст. 1 Устава ВОЗ). В 1994 г. ВОЗ сформулировала три основных компонента, лежащих в основе современной модели отношений врача
и больного (право всех людей на здоровье, право пациента на информацию, обязанность врача объяснить пациенту все, что его интересует),
и официально одобрила принцип предоставления пациенту надежной
и понятной для него информации, а врачу – обеспечение доступа к объективной и поддающейся проверке информации.

Выбор моральный – форма проявления моральной свободы. Выбор обеспечивается разумом и волей. Любое решение принимается разумом, подготавливающим почву для совершения В. м., который реализуется информированной волей: она движет разумом, предписывая ему принятие решений, а разум предоставляет воле соответствующие цели и средства выбора. В. м. врача определяется иерархией ценностей, господствующих
в медицинской этике, в которой человеческая жизнь – приоритетная ценность, а здоровье человека – высшее благо.

Гааз Фридрих Иосифович (Федор Петрович) (1780–1853) – врач
и общественный деятель. Родился в Германии, образование получил в университетах Йены и Вены, в Россию переехал в 1803 г. С 1828 г. до конца жизни был членом московского губернского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Всю свою жизнь Ф. П. Гааз посвятил заботе о заключенных, осужденных на каторгу, их детях, больных и бездомных бедняках. На собранные Ф. П. Гаазом пожертвования в Москве была построена больница, куда принимали на лечение бесприютных, пострадавших при пожарах, от холода, голода. " У Гааза нет отказа" – такую поговорку сложил о нем народ. На его могильном камне начертан девиз его жизни: " Спешите делать добро".

Генетика (от греч. genesis – происхождение) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов; о методах управления наследственностью и наследственной изменчивостью для получения нужных человеку форм организмов или в целях управления их индивидуальным развитием.

Генетика человека – отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной. Подразделяется на антропогенетику, изучающую наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма, и генетику медицинскую, которая изучает его наследственную патологию (болезни, дефекты, уродства и др.). Генная инженерия – прикладное направление в генетике, в рамках которого разрабатываются различного рода биотехнологии, создаются генетически измененные организмы
и модифицированные продукты, реализуются возможности генной терапии некоторых заболеваний человека, его зародышевых и соматических клеток, получения идентичных генетических копий данного организма и др. Отмечая научные и экономические перспективы генной инженерии, необходимо иметь в виду и ее потенциальную угрозу для человека и человечества. Новое биологическое знание, несущее в себе множество возможностей генетического контроля над индивидом, может вести к социальной
и профессиональной дискриминации людей, к тяжелым последствиям. Если все, что создает генная инженерия в результате работы с микроорганизмами и отдельными клетками, принципиально возможно сделать с человеком, то становятся реальными: направленное изменение наследственного материала; идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование); создание химер (человек-животное) из наследственного материала разных видов.

Генетически модифицированные продукты (GMP) – новые, сконструированные с помощью генной инженерии продукты (продукты питания, лекарства, косметика и др.), отдаленное воздействие которых на человека пока не известно. Возможная опасность заключается в том, что, попав в нашу среду обитания, они будут принципиально отличаться от тех вредных веществ, угрожающих человеку и природе, действие которых изучено и может быть ограничено. Новые продукты будут намного опаснее.

Гиппократ (Hippocrates) (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины, основоположник принципа индивидуального подхода к больному. Разработал систему лечения,
в основе которой лежат принципы: 1) приносить пользу и не вредить;
2) противоположное лечат противоположным; 3) помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями, чтобы избавиться от болезни;
4) соблюдать осторожность, щадить силы больного; не менять внезапно лекарства, применять более активные средства тогда, когда менее активные не оказывают действие. Выявил основные типы темпераментов (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и их предрасположенность к определенным болезням. С именем Гиппократа связано представление
о высоком моральном облике врача и этике его поведения – Клятва Гиппократа.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Гуманистическая парадигма в биоэтике – характеризуется радикальным поворотом от эмпирического описания врачебной морали к обостренной этико-философской рефлексии над нравственными основаниями биомедицинских исследований, что привело к расширению проблемного поля биоэтики за счет включения в него нравственных, философских, правовых компонентов; объединения различных систем ценностей: биологических (физическое существование, здоровье, свобода от боли и т. д.), социальных (равные возможности, получение всех видов медицинских услуг и т. п.), экологических (осознание самоценности природы, ее уникальности, коэволюции), личностных (безопасность, самоуважение и др.). Может быть реализована при одновременном соблюдении нравственных принципов и правовых норм.

Демографической регуляции этические проблемы (демография – наука о народонаселении и закономерностях его развития, в частности его воспроизводства вследствие естественных процессов рождаемости
и смертности) – проблема Д. р. возникает во второй половине ХХ в. в связи с " демографическим взрывом" – бурным ростом народонаселения в слаборазвитых странах. Существует несколько моделей Д. р., которые заключают в себе различную этическую оценку с точки зрения прав человека:
1) ограничение рождаемости государственно-правовым путем; 2) осуще-ствление медико-биологического контроля над рождаемостью (вплоть до стерилизации); 3) религиозно-гуманистическая пропаганда прав человека
и эмбриона; 4) свободный выбор каждым человеком собственного способа воспроизводства. Одним из самых распространенных индивидуальных средств контроля над рождаемостью по-прежнему остается аборт и контрацепция, несущие в себе собственные биоэтические проблемы.

Деонтология врачебная (медицинская) (от греч. deon – должное, надлежащее и logos – учение) – учение о долге, обязанностях и нормах поведения медицинского персонала, обеспечивающих оптимальное качество и результативность его работы по восстановлению и сохранению здоровья людей. Предполагает долг врача перед обществом и пациентами, право медиков на профессиональные достоинство и честь, включает нормативные принципы поведения, определяющие характер отношений между врачом
и пациентом. Вписывается в структуру медицинской этики, воплощается
в деонтологических кодексах.

Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное; универсальная этическая характеристика всякой человеческой деятельности и отношений. Д. есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага; З. есть уничтожение, разрушение блага. Все профессиональные медицинские кодексы и клятвы, в которых сформулированы основные нравственные принципы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача, ориентированы на Д.: в них провозглашаются " Святость жизни", " Благоговение перед жизнью", " Благодарность учителям", " Взаимопомощь коллег", требования " Не навреди", " Не убий". Этими нормами Д. должен, прежде всего, руководствоваться врач при определении стратегии и тактики лечения. В медицинской этике проблема Д. и З. в конкретных ситуациях нацеливает на неоднозначные решения, которые осложняются тем обстоятельством, что
в реальной жизни нет абсолютного Д. и абсолютного З. Каждое действие может в той или иной степени нести в себе и то, и другое. Задача врача – суметь выявить эту степень и минимизировать З., максимально творя Д.

Добровольности принцип – принцип биомедицинской этики, предполагающий автономию пациента, его добровольное (самостоятельное) решение или согласие на медицинские манипуляции или исследования при условии его информированности.

Добродетель (буквально – деятельное добро, делание добра) – 1) этическое понятие, характеризующее готовность и способность человека следовать добру; 2) совокупность душевных и интеллектуальных качеств, выражающих совершенный моральный идеал; 3) способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий и что связано с достижением счастья, тождественного высшему благу; путь
к счастью и существенная часть самого счастья (Аристотель); 4) моральная твердость воли человека в соблюдении им долга, который представляет собой моральное принуждение со стороны разума, обязанности по отношению к себе и другим (И. Кант). В сфере интересов биоэтики Д. связана
с моральными дилеммами, возникающими в современной биомедицине, обоснованием морального выбора в конкретных ситуациях взаимоотношений между врачом и пациентом, исследователем и испытуемым в контексте биомедицинских исследований.

Доверия принцип – принцип автономной биомедицинской этики, основанный на симметричности, взаимности отношений врача и пациента, при которых пациент отдает себя в руки врача с верой в его профессионализм и добрые намерения.

Долг врачебный (профессиональный) – ключевое понятие медицинской деонтологии и врачебной этики. Д. в.заключается в выполнении всех требований, связанных с его работой и достижением главной цели – успеха в лечебной деятельности и оздоровлении больного, в независимости от условий и времени оказания медицинской помощи, от состояния врача и его отношения к личности больного.

Евгеника (от греч. eugenes – породистый) – влиятельное научное направление первой половины ХХ в., в рамках которого ставилась задача совершенствования наследственных характеристик человеческой популяции (физических и интеллектуальных). Методы Е. были направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение человечества, связанное с развитием медицины и социальной поддержкой индивидов, в результате которых ослабло действие естественного отбора. В рамках негативной Е. отстаивается идея лишения неполноценных граждан (алкоголики, наркоманы, преступники и т. п.) возможности продолжения рода и передачи по наследству " недостойных" генов. В рамках позитивной Е. ставится задача обеспечения преимуществ для воспроизводства наиболее одаренных (физически и интеллектуально) людей. В последние десятилетия Е. снова начинает развиваться в связи с бурным прогрессом молекулярной генетики, клонирования и других биомедицинских исследований, требуя учитывать этические и социокультурные факторы вмешательства в наследственные программы, осуществлять их регуляцию и контроль за ними, исходя из блага человеческой популяции.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, " состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" (ВОЗ).

Здравоохранение – социальная система, включающая совокупность действий, главная цель которых состоит в охране здоровья населения – его укреплении, восстановлении и поддержании; предупреждении и лечении заболеваний; создании здоровых условий труда и быта; содействии всестороннему физическому и духовному развитию населения; обеспечении его общедоступной квалифицированной медицинской помощью.

Знахарство – самодеятельное занятие врачеванием лицами, не име-ющими медицинского образования, средствами и методами, не основанными на данных медицинской науки. Биомедицинской этикой оценивается
с точки зрения соотношения целей и средств излечения, поэтому требует не только осуждения и пренебрежения, но и внимательного изучения, так как может содержать в себе неизвестные науке элементы народной или нетрадиционной медицины.

Ибн Сина Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах или Авиценна (980–1037) – арабский ученый, философ, врач. Целью этики как одной из практических наук считал благо, стремление к совершенству. Самосовершенствование видел в воспитании в себе таких нравственных качеств, как воздержанность, смелость, мудрость, справедливость, и в подавлении психических сил вожделения и гнева. Высшее счастье связывал с достижением гармонии нравственных добродетелей. Высшую степень нравственности врача усматривал в его готовности совершать благо без всякого расчета, даже расчета на благодарность или хорошее впечатление.

Абу-Али ал-Хусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина (АВИЦЕННА)

Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина

Интернет-зависимость (Internet addiction disorder, IAD – англ.) – реально существующий феномен психологической зависимости от Интернета. Различают два подхода в интерпретации сетевой зависимости: 1) пристрастие к Сети рассматривается как социальное явление, как феномен массовой культуры, когда человек, работающий в Сети, получает " удовольствие от общения" (communication pleasure); 2) интернет-зависимость трактуется как болезнь, результат влияния информационных технологий на человеческое сознание, проявляющийся в особой страсти к Сети, когда человек страдает от такой зависимости, но не может без посторонней помощи прекратить это общение или регулировать его.

Информированное согласие – принцип биомедицинской этики, предполагающий соблюдение права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, о существующих способах лечения его заболевания
и риске, связанном с каждым из них. В автономной модели взаимоотношений принцип И. с. – это коммуникативный диалог врача и пациента; здесь И. с. не ставится в зависимость от доброй воли или желания врача, а выступает как его обязанность. И. с. предполагает соблюдение ряда этических и процессуальных норм: учет психического состояния, уровня культуры, национальных и религиозных особенностей пациента, тактичность врача или исследователя, его моральные качества, способность обеспечить понимание информации пациентом. Правильное информирование о состоянии здоровья и его прогнозе дает пациенту возможность самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу выбора.

Искусственное (экстракорпоральное) оплодотворение – современный биотехнологический метод преодоления бесплодия – зачатие in vitro (в пробирке): внематочное оплодотворение яйцеклетки бесплодной, но способной к вынашиванию ребенка женщины спермой мужа (или другого мужчины), а затем имплантация оплодотворенной яйцеклетки в ее матку. Возможность И. о. порождает ряд этических проблем: от биологических прав эмбриона до социальных проблем (например, допустимость/необходимость сохранения анонимности доноров-мужчин или суррогатных матерей для будущих детей и их официальных родителей; опасность своеобразного расизма при возможности целенаправленной или случайной " селекции" доноров – носителей " лучших" генов; уничтожение/сохранение зародыша в случае возможных или обнаруженных аномалий; проблема собственности на " избыточные" эмбрионы и др.). Вместе
с тем запретить манипуляции с эмбрионами – это значит не только лишить некоторые семьи возможности иметь детей по методикам Э. о. ЭКО, но и закрыть целое научное направление – эмбриологию, которое помогает изучать генезис и механизм многих тяжелых заболеваний и искать пути их лечения.

Искусственное прерывание беременности (аборт) – в юридическом отношении А. прошел путь от запрещения под страхом смертной казни до полной легализации как право женщины распоряжаться функциями собственного тела. В этическом отношении существуют три точки зрения на аборт: 1) консервативная – А. аморален всегда и может быть разрешен, только когда речь идет о спасении жизни беременной женщины; 2) либеральная – утверждает абсолютное право женщины на проведение А. безотносительно к возрасту плода; 3) умеренная – считает А. этически оправданным лишь тогда, когда плод не достиг определенной стадии развития
и если в данном конкретном случае имеют место обстоятельства, оправдывающие проведение этой операции.

Казуистический подход – концепция биомедицинской этики, в основе которой лежит рассмотрение казусов. Нацелена на выработку конкретных правил и рекомендаций в конкретных ситуациях лечения и биомедицинских исследований. Активно разрабатывается и применяется в США по аналогии с прецедентным подходом в праве, когда решения, принятые судом в конкретной ситуации, становятся обязательными для принятия решений в последующем. Казус – сложный, необычный случай в лечебной практике или биомедицинских исследованиях, требующий принятия конкретного неординарного решения.

Клонирования этические проблемы (от греч. klon – ветвь, побег, отпрыск). Клонирование – получение генетически однородного потомства путем неполового размножения. Разработанные методы К. животных пока еще несовершенны; наблюдается высокая смертность плодов и новорожденных; неясны многие теоретические вопросы К. из отдельной соматической клетки. Вместе с тем существует теоретическая возможность создания генетических копий человека из отдельной клетки любого его органа. Однако идея К. человека оценивается специалистами неоднозначно и потому подвергается всесторонней биоэтической экспертизе. Медико-биологическая мотивация запрета на К. человека связана в первую очередь с высоким процентом неудач – повреждений эмбрионов и мертворождений при К. животных, из-за чего недопустимо переносить эксперимент на людей; кроме того, в процессе культивирования клеток в пробирках и получения сомаклонов (от. греч. soma – тело и clon – отпрыск, ветвь) могут возникать различного рода мутации, что может привести к возрастанию в человеческой популяции генетически неполноценных, в том числе психически больных людей. Этические соображения связаны с тем, что результатом К. становится не ребенок своих родителей, а однояйцевый близнец отца или матери, что порождает новые моральные и правовые проблемы; существует также опасность злоупотреблений и спекуляций на несчастии бездетных людей. Сторонники К. человека видят в нем, прежде всего, способ размножения, которым могут воспользоваться люди, не имеющие возможности по-иному воспроизвести свои гены и получить в результате собственного ребенка. Что же касается опасности использования К. человека в аморальных, безнравственных целях, то необходимо ужесточить постоянный этический контроль над подобными исследованиями. Запретить же клонирование людей и животных – значит остановить целое научное направление и работу человеческой мысли.

Клонирование терапевтическое – направление современной генетики, целью которого является клонирование не целостного организма, а отдельных его органов в интересах лечения больных, в частности для трансплантации. Один из предлагаемых методов – клонирование и использование эмбриональных стволовых клеток, что возвращает исследователей
к этическим проблемам статуса эмбриона.

Клятва Гиппократа – свод морально-этических норм поведения врача по отношению к больным и коллегам, предусматривающий уважительное отношение к учителям, обучивших искусству врачевания; соблюдение принципа " Не навреди"; признание святости жизни; готовность воздерживаться от злодеяний и коррупции, сохранять врачебную тайну; отдать все силы и знания укреплению здоровья больных; делиться знаниями с коллегами.

Кодекс (от лат. codex – книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению: Кодекс врачебной этики; Клятва Гиппократа; Клятва врача Республики Беларусь.

Комитеты этические (биоэтические) – специальные структурные подразделения для проведения независимого этического контроля, обязательного для всех биомедицинских исследований. Впервые возникли
в 1950-х гг. в США с целью проведения официальной этической экспертизы исследований, финансируемых из федерального бюджета. В США обязательной этической экспертизе подлежат не только биомедицинские, но
и психологические, антропологические и другие исследования, если они проводятся на человеке или на животных. С 1967 г. К. э. создаются при больницах и исследовательских учреждениях Великобритании, затем Германии и Франции. Одна из целей и функций К. э. – контроль за соблюдением при лечении и биомедицинских исследованиях основных принципов биомедицинской этики: уважения автономности и прав пациента, информированного согласия, справедливости, стремления к наилучшим результатам при минимизации риска. По мере расширения практики биомедицинских исследований их этическое сопровождение, осуществляемое К. э., становится нормой во всем мире. Сегодня каждый исследовательский проект должен получить одобрение независимого К. э. В настоящее время К. э. действуют в России и Украине; в Республике Беларусь находятся
в стадии становления.

Конфиденциальности принцип (от лат. confidentia – доверие) – принцип биомедицинской этики, обеспечивающий взаимное доверие между врачом и пациентом. Базируется на двух этических аргументах: 1) утилитаристском, исходящем из соображений полезности, ибо нарушение конфиденциальности ухудшает взаимоотношения пациента и врача и затрудняет выполнение последним своих обязанностей; 2) деонтологическом, опирающемся на моральные соображения: каждый индивид имеет право сам решать, в какой мере его мысли, переживания, чувства могут быть сообщены другому. К. п. предполагает строгое соблюдение врачебной тайны, анонимность проводимых исследований, минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента, тщательное хранение конфиденциальных данных и ограничение доступа к ним не только при жизни, но и после смерти пациента.

Корпоративность профессиональная (медицинская) (от лат. corporatio – объединение, сообщество) – преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций), проявля-ющаяся: 1) в сохранении и культивировании профессиональных (враче







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2687. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия