Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологические аспекты в изучении рабочей позы





Рабочая поза — это не пассивная реакция организма, не некий фон, на котором осуществляется трудовая деятельность, а именно активная специфическая работа индивида, создающая необходимые условия для выполнения любого вида деятельности. А.А.Ухтомский писал о том, что научиться часами сохранять неподвижную позу для того, чтобы рассматривать предмет «вполне объективно», как будто тебя самого тут и нет, это, прежде всего, достижение в области двигательного аппарата и его иннервационной дисциплины. Условием сохранения неподвижной позы он считал наличие такого вида работы, как торможение, которое должно протекать на весьма лабильном нервном субстрате, на котором возбуждение и его обрыв могут наступать срочно. А. А.Ухтомский связывал процесс поддержания рабочей позы с таким сложнейшим образованием как доминанта, особой ее разновидностью, которую позднее его последователи назвали тормозной доминантой в отличие от текущей. Торможение он рассматривал как рабочее состояние.

Рабочая поза представляет собой сложный симптомокомплекс, в основе которого лежит специально формирующаяся функциональная система. Та или иная рабочая поза складывается в результате возникающих познотонических напряжений отдельных групп мышц и их комплексов, что создает впечатление целостной установки тела, ее внешнее выражение. Но при этом существует внутренняя субъективная картина рабочей позы. С одной стороны, поза, будучи продуктом эволюции в условиях гравитации, выступает в виде тонического рефлекторного напряжения (установка), с другой — как исполнительный инструмент практической деятельности человека. Тоническая активность и постурально-тоническая деятельность, связанная с выбором и поддержанием позы, приобретают самостоятельное значение в жизнедеятельности человека при изменении структуры непосредственного окружения, т.е. происходит поиск позы, адекватной задачам и условиям деятельности. Поза может выступать как своего рода самостоятельная и осознанная деятельность. Результаты исследований физической активности (построение движений, исполнительная деятельность) и постурально-тонической активности (рабочая поза) не являются внешними друг к другу. По мере овладения той или иной позой, ее усвоения, последняя, являвшаяся чем-то внешним, стереотипизируется в индивидуальные привычные познотонические реакции. Формированию этих реакций должно предшествовать формирование перцептивного образа «схемы тела» либо его «по-стуральной модели» (модели позы тела). Механизмы формирования физической и познотонической активности однотипны.

Учеными сформулирован принцип единства физиологических, неврологических и гностических феноменов, обнаруживающихся при взаимодействии человека с окружающим предметным пространством, в том числе и феноменов, связанных с позой и постуральной активностью. При этом ученые отмечают индивидуальность познотонической активности, несмотря на сходные условия и обстоятельства ее проявления. Благодаря гностическим и когнитивным компонентам, рабочая поза поддается произвольному контролю и управлению, хотя чаще всего она принимается и сохраняется непроизвольно. Рабочая поза может быть отчетливо осознанным источником напряженности и дискомфорта. Она может быть объектом самонаблюдения, саморегуляции и оценки. Небольшие рассогласования между внешним и внутренним выражением рабочей позы актуализируют компенсаторные механизмы саморегуляции. Увеличение рассогласований может служить источником позного стресса. Эти явления лишь в известных пределах могут быть минимизированы за счет произвольного управления собственной позой. Рациональная организация рабочих мест, рабочего пространства, конструкция рабочей и бытовой мебели, разрабатываемые алгоритмы деятельности и технологические процессы производства должны в равной степени опираться на анализ внешнего и внутреннего выражения рабочей позы.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 616. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия