Графическая методика исследования отношения ко времени
Рисование и другая художественная деятельность всегда были неотделимы от достижений человека. Еще в доисторические времена люди с помощью рисунка и резьбы выражали свои чувства и увековечивали события. Возможно, визуальные формы искусства вначале служили не столько эстетическим, сколько практическим целям, например передаче сообщения. Перед тем как развился фонетический язык, люди общались при помощи зрительных символов. В психологии и психотерапии рисуночные методики используются давно и с большим успехом как проективные, диагностические и психотерапевтические методики. Самовыражение при помощи рисунка представляется более символичным и менее специфичным, чем слова. Во время рисования активизируются воспоминания и фантазии, связанные с неосознанными смыслами и содержащие материал менее подвергнутый цензуре. Рисуя, испытуемый защищен от непосредственной конфронтации с эмоционально нагруженной информацией, что вызывает у него меньшее беспокойство и снижает вероятность появления защитной позиции. Последнее особо важно для данного исследования, так как здесь многие испытуемые — больные с нервно-психическими расстройствами. Рисунок — это самовыражение очень личного характера, содержащее сознательные и бессознательные планы. Согласно трехуровневой концепции времени субъект может представлять время как: 1) точечное с характеристиками: а) ограниченность ситуацией, желаемой или действительной; б) слабая взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, нет логики перетекания одного в другое; в) эгоцентризм, это «только мое» время, оно ограничено событиями собственной жизни, эмоциональными переживаниями о прошлом и эмоциональными представлениями — надеждами о будущем; г) имеет начало и конец; нет идеи бесконечности; д) может иметь пустоты (выпадение прошлого, настоящего или будущего); 2) циклическое с характеристиками: а) замкнутый цикл, который повторяется без изменения. Есть идея бесконечности, так как циклы повторяются бесконечное количество раз; б) внутри цикла есть движение прошлое—настоящее — будущее, есть развитие от прошлого к будущему, понятна внутренняя логика развития; в) имеет одно направление; г) есть начальная точка отсчета и конечная точка развития, которые переходят одна в другую; д) нет развития от цикла к циклу; 3) глобальное с характеристиками: а) не зависит от времени жизни конкретного субъекта или от исторической эпохи, было до них и будет после них; б) бесконечно, не имеет начала и конца; в) имеет направление (или много направлений); г) развивается, движется, расширяется; д) имеет объем. Субъект — носитель концепции глобального времени — способен полностью и к разбору прошлого опыта, и к планированию будущего с учетом окружающих ритмов и процессов, своевре-мен, учитывает многие возможности и т.п. Носитель концепции циклического времени способен опираться на прошлый опыт и планировать будущее, но в ограниченных пределах. Нет «полета мысли». Он — скорее исполнитель. Для успешной и устойчивой трудовой деятельности субъект должен обладать концепцией либо глобального, либо циклического Бремени. Субъект, который владеет концепцией лишь точечного времени, плохо опирается на прошлый опыт, слаб в планировании, не способен учитывать окружающие ритмы. Он не в состоянии решать основные трудовые задачи — такие как синхронизация, разбор предыдущей деятельности и планирование последующей. Инструкция. «Вы только что оценили понятие " время", используя шкалы. А теперь нарисуйте время, как Вы его себе представляете, — в виде любого символа, образа, который у Вас ассоциируется со временем». Всем испытуемым предлагался стандартный набор из 10 цветных восковых мелков, и испытуемые могли использовать любое их количество. Когда испытуемые заканчивали рисунок, их просили разделить его на три части, отметив прошлое, настоящее, будущее цифрами 1, 2, 3 соответственно. Анализ результатов. Анализ рисунков проводится в таком порядке: 1) величина рисунка, 2) цвет, 3) абстрактность образа и идея времени (уровень концепции времени), которая обнаруживается в рисунке, 4) тип изображения, 5) сортировка рисунков экспертами в соответствии с уровнем (точечное, циклическое, глобальное), 6) направление времени, 7) связность, наличие разрывов.
|