Десять правил составления морфологического портрета
1. Определить, с каким доминирующим типом лица мы имеем дело: с открытым, эгоцентричным, реагирующим или аффективным. 2. Найти субдоминанты: к примеру, выпрямился или отступил лоб; растянулась ли рамка лица и т.д. 3. Определить степень напряжения (гипертонию, нормотонию или гипотонию) и установить, в какой из трех зон она проявляется, например – гипотония витальной зоны, гипертония в эмоциональной зоне и т.д. 4. Исследовать " антенны ", т.е. ответить на вопросы: тонки ли уши или толсты, плотно ли прилегают крылья носа или же они хорошо оформлены и т.п. 5. Установить доминирующие тенденции в лице, т.е. доминирующую зону, субдоминанту и при необходимости - " зону недоразвитую». 6. Определить асимметрии или ярко выраженные симметрии в лице, затем – зону, в которой они расположены. 7. По возможности установить прошлое и настоящее социальное положение изучаемого. 8. Как можно больше узнать о мотивациях, сбывшихся и несбывшихся желаниях. 9. Обратить внимание на возможные компенсации, например – негативно воспринимаемого собственного физического строения возможного психологического давления. 10. Будем справедливыми и беспристрастными: лучше умолчать о каком-то предположении или открытии, чем высказать его и тем самым повредить человеку. Это вовсе не значит, что вы не можете использовать результаты своих наблюдений, если ваш объект - это ваш клиент, знакомый, приятель, шеф, работодатель, подчиненный и т.д.
Мимические выражения лица.
|