Классификация социальных норм
По способам установления и обеспечения: - нормы права; - нормы морали; - обычаи; - корпоративные нормы. По сфере регулируемых отношений: - политические; - этические; - экономические; - эстетические и т. д. По уровню обобщения регулируемых отношений: - принципы; - правила поведения. Активное воздействие на мотивы поведения оказывают не только конкретные правила, но и юридические, моральные и другие принципы. Они оказывают глубокое воздействие на выбор определенного варианта поведения субъектов в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. В некоторых источниках политические нормы относят к первому способу классификации наряду с правовыми, моральными, корпоративными и т. п. нормами. Целесообразность такой классификации сомнительна. Политические установки обычно выражаются в виде правовых, моральных, корпоративных или обычных норм. Право, выполняя нормотворческую функцию, отличается от простого социального регулирования присущим ему этатистским характером и типом связанного с ним принуждения. В то же время это отличие не означает, что право не может – и даже не стремится – сблизиться в том, что касается содержания его норм, с механизмом социального регулирования, и воспринять некоторые из его правил, которым впоследствии будет придан юридический характер. Одна из важнейших особенностей права заключается в том, что оно выступает в качестве важнейшего регулятора общественных отношений. В этом главным образом проявляется социальное назначение права. Право как главный регулятор общественных отношений является мерой возможного (когда в нормах права закрепляются дозволения) или должного (т. е. норма права содержит обязанности или запреты на какое-либо действие) поведения. Правоявляется важнейшим регулятором общественных отношений. Посредством законодательства закрепляются основополагающие институты и отношения: - основы общественного и государственного строя; - форма правления, порядок формирования органов государственной власти; - административно-территориальное устройство государства; - система и компетенция государственных органов, порядок их взаимодействия; - основные права и свободы личности; - обязанности граждан; - отношения в экономической, политической, духовной сферах. Мораль представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности. Нормы морали – это правила общего характера, основанные на представлении людей о добре и зле, чести и справедливости, служащие регулятором отношений людей в обществе и мерилом оценки поведения. Нравственное регулирование осуществляется в том случае, когда проявляются характер поведения субъектов, цели и мотивы их поступков. Теоретически и по своей сути право нейтрально с точки зрения нравственности: оно может быть и соответствующим морали, и не зависящим от морали, и противоречащим морали: - право нейтрально по отношению к морали, если речь идет о нормах права, устанавливающих лишь технические принципы, не влияющие на совершенствование индивидов: правостороннее движение на дорогах, организация службы по уборке улиц, регламентация охоты или рыбной ловли и пр.; - право противоречит морали, если речь идет о нормах права, юридически закрепляющих ситуации, не совместимые с понятиями нравственности. В то же время, поскольку право есть отражение общественных умонастроений, отдельные понятия и нормы морали во многих юридических системах включены в состав права, будучи преобразованы в юридические нормы, подкрепленные материальными средствами принуждения. Соотношение норм права и норм морали проявляется в наличии общих черт, различиях, взаимодействии и противоречиях. Общие черты: - право и мораль являются разновидностями социальных норм; - право и мораль имеют нормативное содержание; - право и мораль являются регуляторами общественных отноше- - право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам; - право и мораль формируются, как правило, из соображений справедливости; - право и мораль определяют границы возможного и должного поведения людей, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; - право и мораль являются элементами культуры общества; - право и мораль характеризуются преемственностью норм. Различия: - по времени возникновения: право возникает вместе с государством; мораль зарождается уже в первобытном обществе; - по способам формирования, структуре и форме выражения: право состоит из норм, установленных и санкционированных компетентными органами и зафиксированных в источниках права; мораль основывается на его культурном уровне, складывается в общественном сознании, включает в себя не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением; - по содержанию: в нормах права выражается и закрепляется воля правящего класса, группы, народа; в морали норма устанавливается на основании общественного мнения; - по степени детализации: нормы права характеризуются определенностью, конкретностью; моральные нормы отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования; - по характеру гарантии соблюдения: соблюдение норм права охраняется силой государственного принуждения; соблюдение норм морали обеспечивается силой внутреннего убеждения индивида и общественным мнением; - по критериям оценки: право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, но не касается мотивации; мораль в первую очередь оценивает мотивацию поступка; - по характеру ответственности и порядку её возложения: нарушение норм права влечет юридическую ответственность, осуществление которой носит процессуальный характер; за нарушение моральных норм воздействие осуществляется без соблюдения каких-либо определенных процессуальных норм. Взаимодействие норм права и норм морали: - влияние морали на формирование права. Право основывается на морали и является одной из форм её осуществления. Оно под влиянием моральных факторов постоянно обогащается (расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает роль как социального регулятора общественных отношений). Моральные нормы учитываются в правотворческом процессе; - влияние права на формирование нравственных норм. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права формируют нравственные ценности; - охрана правом моральных норм. Некоторые правовые нормы непосредственно нацелены на охрану моральных интересов общества. Система права закрепляет жизненно важные для общества требования морали; - использование нравственных норм в процессе правоприменения. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права формируют нравственные ценности. Использование нравственных норм при применении права, морально-правовое воздействие проявляется в следующих формах: - учете моральных факторов; - моральном осуждении; - оценке правонарушений с помощью нравственных категорий. Между правом и моралью постоянно возникают противоречия: - мораль более консервативна и меняется значительно медленнее. Необходимо отметить, что относительно этого положения существуют абсолютно противоположные взгляды; - право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты; - наряду с общечеловеческой моралью существует мораль различных социальных, этнических, профессиональных и других групп. Мораль для различных социальных групп может быть разной, а право одно для всего общества. Наличие противоречий обусловлено: - изменениями в экономической жизни и необходимостью их учета в процессе правотворчества; - влиянием социально-политических факторов на формирование права, носящем более предметный характер; - формальной определенностью правовых норм. Противоречия объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Пути их преодоления – выработка новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества и внесение корректив в действующее законодательство. Перспективы развития морали и права: - сближение норм права и морали, но не поглощение морали правом; - взаимопроникновение норм права и морали; - усиление согласованного воздействия на общество; - гармонизация нравственного и правового сознания; - усиление морального аспекта в процессе правоприменения и в самих создаваемых нормах права. Корпоративные нормы – это правила, выраженные в уставах, положениях, решениях организаций для реализации целей их функционирования. К ним относятся нормы различных коллективов, учреждений, общественных организаций, движений, ассоциаций и т. п. Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования организаций и учреждений, а также права, обязанности, ответственность их членов. Корпоративные нормы распространяются только на членов организации и регулируют, в первую очередь, внутренние отношения в ней, компетенцию её органов, отчасти взаимоотношения с другими субъектами и т. п. Их особенность в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов организации. Корпоративные нормы обеспечиваются определенными организационными мерами. По отдельным признакам они близки к юридическим: - формализованности; - установленным процедурам принятия; - предусмотренными санкциями за их нарушение. Разновидностью корпоративных норм можно считать религиозные нормы. Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества и оказывает значительное воздействие на сознание и поведение людей. Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношение верующих к богу, церкви, друг к другу, к окружающим, а также внутреннюю структуру и функции религиозных организаций. В принципе они являются разновидностью корпоративных норм, имеющих некоторые черты норм морали и обычаев. Религиозные нормы имеют формальный характер. Они изложены в писаниях, постановлениях церковных соборов и т. п. Средства обеспечения религиозных норм специфичны – обещание награды или кары от сверхъестественных сил. Применительно к области религиозных норм проблема взаимосвязи между нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем, что религия в состоянии формировать общественные и иногда политические силы значительного масштаба, в ряде случаев балансирующие на грани слепого убежденного фанатизма. Отсюда – наличие правовых систем, полностью отделенных от религиозных норм и даже враждебно настроенных в отношении религиозного влияния. Наряду с этим существуют правовые системы, полностью построенные на той или иной религиозной концепции. Речь идет об особом случае так называемых теократических обществ, в которых принципы и правила общественного поведения одновременно имеют характер божественных установлений и юридических норм. Наиболее яркими примерами теократической организации общества являются исламские страны. Во многих обществах сформировались более уравновешенные правовые системы, где право, не отождествляясь с религией, учитывает в то же время религиозные правила, придавая некоторым из них качество юридических норм. Религиозные нормы и нормы права могут вступать в противоречие. В этом случае государство с помощью правовых и моральных норм пытается воздействовать на религиозные организации с целью пресечения их противоправной деятельности. Обычаи – это правила поведения общего характера, которые складываются в результате их многократного и длительного повторения и изменяются в процессе развития общества. Традиции являются разновидностью обычаев. Они подразумевают взгляды, вкусы, образ действий, унаследованные от предшествующих поколений. Обычаи продолжают играть определенную роль в процессе урегулирования общественных отношений, в том числе и в процессе реализации требований правовых норм. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации: - обычаи по своей природе более консервативны (существуют даже пережитки, предрассудки и т. п.); - обычаи не представляют цельной, связанной в прочное единство системы норм; - обычаи не обеспечиваются какой-либо внешней силой; - несоблюдение обычаев не влечет юридических последствий. В общественной практике могут утверждаться обычаи, противо-речащие принципам морали и права. В этом случае юридические и моральные нормы используются для вытеснения вредных для общества обычаев. Ряд действующих в обществе обычаев приобретают юридическую силу и становятся правовыми. Придание обычаям юридической силы осуществляется путем их санкционирования правотворческим органом.
|