МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА
Содержанием архитектурного моделирования пространства служит мысленное преобразование некоторой исходной пространственной ситуации в проектную модель среды. Процесс этого преобразования обусловлен с одной стороны, социально-функциональными факторами и требованиями к формируемому пространству, с другой стороны - архитектурно-художественными факторами и всей совокупностью исходных условий проектной ситуации. Структура профессиональныхдействий на различных уровнях композиционного моделирования совпадает с этапами разработки учебного проекта. Это дает возможность студентам последовательно осваивать и метод деятельности и формировать знания об архитектурном объекте (будь-то открытое, внешнее пространство или внутреннее, заданное в фиксированных границах наружных ограждающих конструкций, или любой по типологии архитектурный объект), а также позволяет педагогам контролировать ход поэтапного выполнения каждого курсового проекта. 1. Уровень «контура композиции». Это - этап создания «образной модели» объекта, который содержит в себе сложную и многогранную творческую деятельность по материализации идеи-замысла, по отысканию наиболее адекватных и действенных способов ее передачи и композиционной гармонизации. С моделями исходных пространственных образов работа протекает в символическом плане по законам, диктуемым моделью и принципам символизации. 2. Уровень формирования «композиционного каркаса». На этой стадии процесса проектирования, аналитическая деятельность направлена на дальнейшее расчленение целостного представления о проектируемом объекте и формирование первичных композиционных синтезов. Это - этап разработки композиционных моделей архитектурного объекта, который связан с анализом, видоизменением и преобразованием замысла, «исходной» образной модели. С композиционными моделями работа определяется особенностями объекта и предмета моделирования, в зависимости от которых, результатами моделирования могут быть: элемент, структура, функционально-технологический процесс, поведенческие ситуации или пространственные связи на разных уровнях и т.п. (в зависимости от факторов, влияние которых изучается на конкретном этапе выполнения проекта). На этом уровне используются два набора методов проектного анализа. Первый - «нормативный» - система типологических норм и правил проектирования. Второй метод - выявления композиционно значимых характеристик объекта проектирования. 3. Уровень «полной композиции», это - этап разработки функционально и морфологически, увязанных между собой моделей, находят свое выражение в единой архитектурно-художественной композиции объекта. Композиционная модель перерастает в целостную композицию архитектурного объекта. «Каркас» обрастает «тканью».[18]. На этом уровне используются такие методы проектного анализа как - семантический и художественно-эстетический.
|