ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Для целенаправленного формирования у студентов уже на начальном этапе образования концептуального подхода, в учебном процессе выделяются следующие творческие действия, полностью совпадающие с профессиональной деятельностью, с аспектами реального проектируемых архитектурных объектов : мотивация, вербализация, визуализация, семантизация, символизация. «Проблема мотивации состоит в создании профессиональной мотивации. При этом важно отметить, что нельзя смешивать задачу формирования психологической основы профессионального творчества с вопросами обеспечения творческого отношения учащегося к своему учебному труду» [34]. Только на базе последовательно формирующегося профессионализма закономерно возникает профессионально опредмеченное творческое отношение к учению как развитию своей деятельности. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ. Важнейшим этапом объективации процесса становления концептуального подхода является слово; вербальное выражение пространственно-философских представлений. Здесь важно выделить вербализацию как исходную основу проекта, его «предформу», так и вербализацию, имеющую значение поясняющего текста к найденному решению. Первостепенное значение имеет вербализация как средство выработки исходной концепции, «исходного образа» проектного решения. Поэтому наряду с овладением профессиональными понятиями, важное значение имеет составление литературно-поэтических текстов на заданную тему. Студентами на этом этапе разрабатываются серии упражнений на осуществление замысла в материализованной форме через в ербализацию: от речевой формы к действию в уме. Важнейшим этапом объективации творческого процесса является слово; вербальное выражение пространственно-философских представлений. Первостепенное значение имеет вербализация как средство выработки «исходного образа» проектного решения. Поэтому наряду с овладением профессиональными понятиями, важное значение имеет составление литературно-поэтических текстов на заданную тему. Тексты могут сопровождаться рисунками. (Ил. 1, 3). ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. Визуальное выражение, некоторый эмоциональный образ темы, например, жилой дом в образах одиночества, ожидания, очага, ностальгии и т.п. Освоение этого профессионального действия преследует цель расширить диапазон эмоционально-образных, ассоциативных оснований проекта. Визуализация осуществляется в виде живописно-пластического осмысления, в форме коллажа, полихромной графики и т.п. Живописно-пластическое осмысление темы может осуществляться как визуализация уже созданного вербального текста или как исходная живописно-пластическая композиция на выражение пространственного смысло-образа. Ил. 2. СЕМАНТИЗАЦИЯ. Пространственная семантизация структуры проектного пространства осуществляется через определение основных значений, которыми должны обладать элементы проектируемого объекта. Этот аспект представлен авторами как процесс осознания архитектуры в форме пространственной ипостаси слова. Значение таких слов, например как путь, вход, арка, вертикаль, горизонталь и т.п., нерасторжимо связано с устойчивыми архетипами пространства. Поэтому присвоение тому или иному элементу проектной ситуации «имени», есть движение к определению ее смысловой структуры, которая становится содержательной основой формально-композиционной структуры.Ил.4, 5, 6. СИМВОЛИЗАЦИЯ. Это профессиональное действие трактуются как этап формализации проектного решения на уровне композиционного каркаса пространства. Посредством «выявления - определения» формы пространства осуществляется его символизация. Под символизацией понимается нахождение наиболее адекватных архетипов пространства, их композиционное моделирование, включающее в себя как индивидуальную трансформацию типов, так и выработку новых форм. Положительным качеством данного подхода к формированию модели формообразующего творчества является возможность поэтапной разработки исходного образа, концептуальной идеи. Возможность поэтапного развертывания процесса формирования замысла.. Ил.3.
|