И МЫШЛЕНИЯ
Изучению воображения и интуиции в архитектурном творчестве посвящено значительное число публикаций и исследований. Нас интересует один из важнейших вопросов архитектурного творчества - как развивать воображение и интуицию, что-то предпринимать, чтобы инициировать их появление или надеяться и ждать когда они осенят студента-архитектора. Осуществляемая в предлагаемой методике, попытка вторгнуться в эту святая святых художественного творчества, основывается на установках психологии художественного творчества, психологии способностей. Развитие воображения и интуиции через определенную совокупность Знаний и Действий - важнейший аспект, предоставляет дополнительные возможности обогащения вышеизложенной проблемы. 2.1.ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ Воображение справедливо называют «центральным звеном творческого процесса», оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Воображение интегрирует в себе и эмоциональное, и рациональное начала -- все познавательные процессы; оно сочетает зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Развитие и становление профессионального творческого воображения одна из центральных задач начальном этапе архитектурного образования. Для успешного решения этой задачи, необходимо знание происхождения, структуры и функции воображения в творческом процессе. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ. В психологии художественного творчества, которое в последнее время находится под пристальным вниманием специалистов, выявлено, что функции воображения в творческом процессе весьма многообразны. Так например, психолог Л.Б. Ермолаева-Томина в своих исследованиях выявляет следующие функции воображения в художественном творчестве [9, c. 175-180]. Первая функция — эмпатическое виденье — сопереживающее виденье. Это виденье возникает тогда, когда человек начинает «входить» при помощи воображения в состояние другого человека, начинает сопереживать ему, переживать все события, происходящие на сцене или в читаемой ими книге. Такое вхождение в образ характерно для многих писателей, художников. Вторая функция воображения — хранение опыта в эмоционально-образной форме. Такой тип хранения информации необходим и в обыденной жизни, и в творческой деятельности. Для художника образы воображения, хранящиеся в памяти как трансформированная реальность, являются тем материалом, на базе которого рождаются замыслы и идет творческий поиск их решения. «Чем больше и разнообразнее это «креативное поле», тем больше на нем можно вырастить творческих продуктов» [9, c.176]. Третья функция воображения — творческая. Воображение выполняет роль главного инструмента мыслительного поиска. Это касается и выбора общего направления и собственной функции в искусстве, и решения конкретного замысла. Кроме того, в психологии различают и виды воображения, которые определяются их отношениями к настоящему времени (реальности, действительности).Это дает возможность развивать воображение студентов в определенном направлении. 1.Способность к мысленному изменению, преобразованию конкретно воспринимаемых объектов и ситуаций в настоящем, когда скала в воображении превращается в чудовище, а наблюдаемому событию придается новый смысл и эмоциональная окраска. Это воображение можно назвать преобразующим. У студентов оно появляется в творческом поиске и начинает носить направленный характер, осознанный включенный в процесс восприятия. Воображение носит характер мысленного эксперимента и выбора лучшего варианта. Способность к вживанию в объект, мысленному преобразованию его в новый образ, является первой и очень важной стадией в развитии воображения. Умение увидеть в скорпионе «корабль пустыни», а в ракушке – радар, является одним из основных показателей творческих способностей. 2.Способность к воспроизведению конкретных объектов, впечатлений, динамики событий, имевших место в прошлом опыте человека называется репродуктивным воображением, которое базируется на памяти. Наиболее полно репродуцируются эмоционально-значимые события или яркие впечатления от увиденного. В процессе хранения в памяти запечатленные образы интегрируются, обобщаются, типизируются и трансформируются на уровне подсознания. Студентам предлагается сделать описание своего первого восприятия, открытия пространства, которое они пережили в детском возрасте. Затем на основе репродуктивного воображения разработать визуальную композиционную модель этого пространства. 3. Творческое воображение, присущее в разных вариантах по содержанию всем людям, направлено на создание новых моделей желаемого или необходимого будущего. Построение таких моделей у студентов 1 курса всегда базируется на эмоциях переживания реального пространства. Это одно из первых упражнений, выполняемых студентами первого курса – письменное описание эмоционального переживания реально воспринимаемого природного пространства. Выводы: Классификация воображения по видам в зависимости от фактора переживаемого времени дает основание для понимания роли всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления — в его формировании. Воображение компенсирует у студентов недостаток знаний. Кроме того, различные виды воображения развиваются на 1 курсе в ряде упражнений, направленных на формирование коллажей, галерей, коллекций, парка образов. Ил. 2. В ходе выполнения данных упражнений развивается воображение и формируется профессиональное сознание и осваиваются приемы творческих действий таких как: агглютинация, акцентирование, типизация и др. МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. Мышление и творчество, это— два процесса, которые тесно переплетаются друг с другом, хотя преследуют разные цели и используют разные мыслительные операции. Мышление направлено на познание реально существующего мира, а творчество — на его перестройку, обновление и совершенствование. Инструментом познания являются логические операции, при помощи которых происходит проникновение в глубинные и общие законы реального существования материи, а творческие операции направлены на создание новых форм материи. Все виды творчества совпадают с основными функциями интеллекта, и мыслительной деятельности. 1. «Мышление направлено на познание сущностных явлений природы и общества, недоступных для чувственного восприятия [9, с. 216].. Научное творчество направленно на открытие новых закономерностей. Особенно это касается новых социально-духовных проблем конкретной исторической эпохи, открытие которых органически включает логическое познание. Все виды изменений и перестройки должны опираться на знания реальной ситуации [9]. Мышление направлено на поиски оптимальных способов адаптации к постоянно меняющейся среде, которая требует смены действий и форм приспособления к новым условиям существования, как и на решение нестандартных задач и ситуаций. Оперативное творчество, направленное на поиск средств для достижения некоторого нового результата, не может ориентироваться на старые средства. Новое достигается новыми средствами с учетом всех изменившихся компонентов ситуации. 2. В функцию мышления входит прогнозирование и моделирование целевого образа, необходимого во всех видах поведения и деятельности. На данной функции мышления базируется все конструктивное и художественное творчество» [9]. Выводы. Мышление и творчество выполняет одни и те же функции, но с разной целью и при помощи разных мыслительных операций, способности к которым не идентичны. Вместе с тем преобразование реальности невозможно без предварительного ее познания. Для развития данных способностей у студентов на начальной стадии обучения необходимо выполнить серии тренировочных упражнений. СТРУКТУРА МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Мышление это процесс, который имеет свои особенности возникновения, протекания и результаты. Способности к нему, как и в творчестве, определяются по отношению к этому процессу. 1. Способность к самостоятельному выбору объекта мышления. 2. Способность владеть языком мышления (понятиями, образным языком). 3. Владение основными операциями мышления — анализом, синтезом, абстракцией и обобщением. 4. Наличие качеств мышления: широты, гибкости, беглости. Процесс мышления автоматически включается при встрече с неизвестным, новым, необычным или с постановкой вопроса, ответ на который не может быть почерпнут из памяти, прочного знания. Мышление также автоматически включается, когда человек встречается с проблемной ситуацией, которая всегда является новой, выход из которой неизвестен и не может быть найден старыми способами. Вопрос о том, «как», «каким образом» преодолеть препятствия, мешающие достижению цели, становятся объектом мыслительного поиска. В основе мышления лежат мыслительные операции: анализа, сравнения, синтеза, абстракции и обобщения, а также суждения и умозаключения. Они присутствуют во всех видах мыслительной деятельности и являются обязательными атрибутами творческого процесса во всех его фазах. Мыслительные операции формируются постепенно, в процессе знакомства с миром и являются «инструментом познания». Пользование этими инструментами начинается с понимания их сущности и требует научения и повторения [9, 10]. Очень часто на практике приходится сталкиваться с тем, что студенты просто не знают сущности этих операций, не имеют навыка к определению понятий. Студентов необходимо на данном этапе научить владеть навыками и операциями мыслительной деятельности, разрушающей стереотипы. Творческое мышление включает в себя и познание новых смыслов, и поиск необходимых и нестандартных способов действий, и новых мыслительных операций. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. В структуру художественно-творческого мышления входят все функции и уровни мыслительной деятельности. Художественное творчество начинается с мыслительного познания сущности происходящих социальных явлений, духа эпохи, актуальных и потенциальных потребностей зрителей, их ожиданий от конкретного вида искусства. Такое познание требует и наглядного (визуального), и абстрактно-логического мышления. Абстрактное мышление — это способ познания скрытых от непосредственного восприятия отношений между предметами и людьми, причинно-следственных связей между социальными и природными явлениями, невидимых чувств и мыслей человека. Например, никто не способен увидеть «дух эпохи», процессы, происходящие в обществе и внутренних состояниях большого количества людей, кроме как через косвенные, внешние показатели. Чтобы сделать это, необходимо овладеть навыками абстрактного мышления. В структуру абстрактного мышления входит: • владение понятиями как содержательной единицей мышления; • владение мыслительными операциями как инструментами познания; • владение последовательностью мыслительных операций и действий. Наглядное, (визуальное) мышление. Наряду с абстрактными понятиями в поисковом процессе обязательно присутствуют зрительные представления-образы как конкретный продукт изобразительных действий. Развитие таких навыков до уровня автоматизма является первой ступенью в формировании креативности. Только через глубинное познание реальности во всех ее проявлениях можно гарантировать такое же отражение ее в художественных произведениях — неожиданное и точное. Формирование интеллектуальных навыков, как и формирование профессиональных -- начинается с овладения «языком» абстрактного мышления — понятиями. Понятия являются единицей мышления, от точности определения смысла каждой из которой зависит результативность мышления. Ученые полагают, что через определение понятий не только развивается мышление, но и происходит получение широких знаний. Определить понятие — это отнести его к более широким, общим категориям. Определение понятий зависит от их содержания, т. е. того, что в них обобщается [9]. Понятия делятся на две общие категории — имеющие зрительную опору и нет. 1.Зрительную опору имеют конкретные предметы и явления, а также относящиеся к ним общие понятия, объединяющие их по роду или функции (растения, мебель, искусство), которые могут быть зрительно легко представлены в разных конкретных вариантах. Действенные понятия (бег, обучение, строительство) также могут быть наглядно представлены. 2.Ко второй категории относятся абстрактные понятия (твердость, гладкость, мужество, героизм, свобода), которые характеризуют отдельные качества и свойства предметов, людей, социальных конструкций. К такому же типу относятся эмоции, чувства, мысли, психические процессы — восприятие, память, воображение и другие формы отражения реальности в мозгу человека — ощущения запаха, вкуса, боли. Такими же зрительно не воспринимаемыми являются научные названия предметов (химия, биология, история), а также все социальные термины (демократия, корпорация, культура). Особую группу составляют понятия всеобщие (материя, пространство, движение, время), которые используются для определения других. Поэтому умение анализировать понятия лучше всего тренируется на общих и абстрактных понятиях. Особенно это важно при освоении невербальных видов коммуникаций, и передачи человеческих качеств, чувств, отношений, взаимодействий, т. е. необходимость сделать невидимое видимым. Выводы. Вся специфика изобразительного творчества базируется на умении видеть в конкретном всеобщее, а во всеобщем конкретное. Поэтому очень полезны для развития профессионального мышления упражнения на стилизацию, в рамках которой происходит анализ понятий, вскрывающий многообразие сущностей конкретного предмета и умение выявить общую сущность, и воплотить идею в конкретном образе.
|