МЕТОДЫ ЭВРИСТИКИ
В результате изучения механизма визуального мышления, студентами осознается, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат Разработка (появление) проектной концепции или так называемой «архитектурной идеи» - самый таинственный творческий этап. От него зависит новизна, оригинальность и перспективность авторских предложений. Студентам важно осознать, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат. Сегодня арсенал источников композиционных идей безграничен и опирается на визуальные аналоги, заимствованные у науки, искусства, техники, живой и неживой природы, жизненных ситуаций. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции - такими возможностями обладают эвристические методы. Эвристика - это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Методы эвристики - методы интенсификации творческой фантазии. В настоящее время в проектном процессе используются многие научно обоснованные технологии, известные по другим областям проектного творчества. Рассмотрим методы, нацеленные на преодоление канонических, шаблонных представлений о предмете проектирования и его свойствах. 1.Метод «инверсий» (метод, так называемой, перестановки слагаемых). Этот метод позволяет преодолевать тупиковые ситуации в проектировании за счет изменения угла зрения на объект или смены творческой установки (допустим, главное - не прочность конструкции, а простота ее изготовления). Свежий взгляд на задачу, как правило, «растормаживает» воображение, позволяет увидеть в уже отвергнутом предложении неиспользованные резервы. 2. Метод стимуляции творческой деятельности - в «условиях проектирование в воображаемых», когда реальные обстоятельства работы объекта условно подменяются совершенно неожиданным или даже фантастическим (например «школа аквалангистов на дне моря») и т.п. 3. Хорошо зарекомендовали себя методы (приемы) разложения проектной задачи на самостоятельные фрагментарные действия с последующим сведением отдельных результатов в единую цепочку подкрепляющих друг друга предложений. Но тут важно не допустить случайных проработок, чему помогает «дерево целей» - упорядоченной программы проектных мероприятий, раскладывающих их совокупность в соответствии с разумной очередностью работ, важностью для свойств конечного результата и т.п. Те же цели преследует различного родаклассификации, типологические системы, основным принципом которых является ранжирование, «взвешивание»объектов проектирования, их прототипов, отдельных характеристик по отношению к специально отработанному критерию (габарит, прочность, и пр.), необходимого для данного вида работы. 4. Кроме того, важнейшим методом стимуляции творческой деятельности является изучение культурных смыслов формы пространства и овладение принципами его семантизации. Семантическая обусловленность архитектурных форм, ассоциации, которые устойчиво связываются с ними, восходят к очень глубоким и давним традициям культуры. Истоки семантизации пространства восходят к мифологической эпохе, именно в это время складываются основные архетипы: пространство пути и пространство действия, это – дорога, башня, круг, двор, сад и т. п (42). 5. Другие способы нацелены на привлечение к творческому процессу максимально широкого арсенала знаний и умений, накопленных человеческой проектной культурой. Таковы различные варианты эвристических аналогий (т.е. нацеленных на изобретение, открытие). В их числе: · «прямые» заимствования форм из далеких проектным задачам сфер (так сделала многие свои открытия современная бионика, «почти» копирующая в технических объектах принципы и конструкции, подсмотренные у природы). В этом случае, студент, видит своеобразие наблюдаемого и использует фундаментальный закон так называемой ассоциации по сходству. · «субъективные», - когда автор воображает себя неким условно выбранным персонажем, например, Карлсоном из известной детской книжки; · «символические» - приписывающие одному явлению необычные для него свойства - «деревянный велосипед», «жидкий огонь»; · и даже - «фантастические», когда придумываются явления и вещи как бы в принципе невозможные («хорошо бы, чтобы дорого была только там, где едет машина») Все эти ассоциации и предположения, ломая стереотипы проектного мышления, подталкивают проектировщиков к применению «чужих» приемов и принципов к его проблемам, делают «невообразимое» возможным, как это произошло с «несущими дорогу с собой» гусеничными механизмами [28]. Методы эвристики порождают неожиданные формы элементов композиции, «остраняя», обостряя ее, позволяют в другом ракурсе увидеть этапы и динамические особенности развития средового процесса.
|