Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль Ф. Бэкона, Р. Декарта и В. Ратке в становлении теории познания и обучения




В Новое время (XVII-XIX в.в.) господствующее влияние на материальную, социальную и духовную жизнь Западной Европы начинает оказывать идеология либерализма, главным носителем которой является буржуазия. В политике либерализм противостоит тирании, абсолютизму, консерватизму и реакции; как экономическая доктрина выступает за равноправное свободное соревнование и за неограниченный государством товарообмен; в области мировоззрения – за космополитизм, терпимость и гуманность.

Сильный толчок к своему развитию либерализм получает на рубеже Средневековья и Нового времени в период Реформации (XVI в.). Утрата католицизмом своих позиций в ряде западноевропейских стран (Англия, Германия, Швейцария и др.) способствует началу всеобъемлющих социокультурных перемен. Поднимается авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической деятельности. Легальным становится религиозный плюрализм, что открывает дорогу свободомыслию, демократии и научным исследованиям. Рассматривая проблему взаимоотношений Бога и человека, протестанты заявляют: «Не я, но Бог во мне». Таким образом, Бог из внешней опоры, коей он был у католиков, превращается во внутреннюю опору и предоставляет человеку возможность самостоятельно строить свою жизнь.

Новый взгляд на человека, освободившегося от непререкаемого авторитета церковной доктрины, подталкивает науку всерьёз заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии, то со времени Реформации на первый план в философских системах выходит гносеология.

Среди философов того времени, занимавшихся теорией познания, особого внимания заслуживают Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Рене Декарт (1596-1650), давшие толчок развитию естественнонаучных знаний и оказавшие существенное влияние на развитие педагогической науки и практики.

Ф. Бэкон и Р. Декарт были людьми одной эпохи и их философские системы имели много общего. Они положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Главное же, что их сближало, – это разработка проблем методологии научного исследования.

Ф. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание, по мнению учёного, является ничем иным как отображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных восприятий, которые, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты (наблюдение и эксперимент) должны осуществляться по определённому методу. Таким методом в философии Ф. Бэкона выступает индукция (движение мысли от частного к общему).

Р. Декарт, так же как и Ф. Бэкон, подчёркивал важное значение опыта в научном познании, но приоритет отдавал деятельности разума, который направляет эти опыты. Выдвинутый им тезис «cogito, ergo sum» (мыслю, следовательно, существую) означал не только убеждённость в превосходстве умопостигаемого над чувственным, но и утверждал, как главную сущностную характеристику человека, его способность к независимому мышлению. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого разума в процессе познания сделала методологию Декарта рационалистической. Суть разработанного им рационалистического метода сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений вывести на основе дедукции (движение мысли от общего к частному) все необходимые следствия и сделать выводы.

Р. Декарт сформулировал три основных правила дедуктивного метода:

· Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

· Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

· В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция, по Р. Декарту, – это определение неизвестного через ранее познанное и известное [9].

Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения. Одним из первых учёных, который внёс существенный вклад в становление педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, был Вольфганг Ратке (1571-1635). В своих работах («Франкфуртский мемориал», «Всеобщее обучение по способу Ратихия» и др.) он изложил реформаторские взгляды по поводу реорганизации школьного дела, отдавая приоритет изучению родного языка и предлагая новую методику обучения чтению и письму.

Из практики использования новых методов Ратке вывел 25 важнейших «указаний к действию», носивших характер дидактических принципов, которые можно свести к следующим общим положениям:

· обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

· в обучении следует постоянно использовать повторение;

· первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

· обучение должно вестись без принуждения детей;

· заучивать ученики должны только то, что ими понято;

· в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

· в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт[5].

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2338. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия