Студопедия — От канона - к началам проектирования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От канона - к началам проектирования








Канон, ремесло и функциональные факторы

К 750-летию начала строительства Кельнского собора (1998) был при­урочен фестиваль средневековых ремесел, проходивший под эгидой ЮНЕСКО. В нем участвовали представители главнейших профессий средневекового города — кузнец, пекарь, валяльщик шерсти, пря­дильщица, писец, гадалка, гончар, знахарка. Демонстрируя свое ис­кусство, мастера пользовались старинными инструментами и техно­логиями. Сегодня от человека, осваивающего эти ремесла, требуется не только буквальное погружение в культуру многовековой давности, но и определенный артистический талант, вся эта деятельность срод­ни «кустарному» творчеству художника.

Влияние основных факторов — функциональных, технологичес­ких, социокультурных — на формообразование можно проследить на примере эволюции нескольких типов вещей — рыцарских доспехов, оружия и экипажей.

Рыцарские доспехи как тип вещи впервые появились в Европе в XII в. В XVI в. их производство достигло расцвета и еще через столе­тие практически исчезло.

Известны три типа брони: текстильные, мягкие доспехи (Китай, X—XI вв., 5—7 слоев шкуры носорога); кольчуга (Рим); металличес­кие доспехи (Европа), защищавшие воинов с XIII в. до конца XVII в. Доспехи, полностью закрывающие конного рыцаря, получили рас­пространение в XV в.

В создании доспехов, как нигде в другой области предметного творчества, требовалось учитывать не только размеры и строение че-



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 2. От канона — к началам проектирования



 


       
 
   
 


ловека, но и его подвижность, физические возможности. Все подвиж­ные детали соединялись при помощи заклепок. Сочленения в локтях, коленях, запястьях невероятно сложны. Облачаться в доспехи следо­вало в строго определенном порядке, снизу вверх. Поверхность лат украшали выгравированный, а иногда и золоченый, орнамент и че­канка, имитирующие кружева или узоры на ткани. Эта внешняя обо­лочка — вторая одежда — без соответствующих атрибутов восприни­малась как «нагота» и требовала дополнительных знаковых признаков для распознавания статуса, звания, рода.

Шлемы снабжались хитроумными запорами, сдвижными забрала­ми, специальными окошками для вентиляции. Конец всему этому со­вершенству кузнечного мастерства положили в XVII в. арбалеты, ру­жья, мушкеты, пушки...

Формы и технологии изготовления лат возродились уже в XX в., но для совершенно иных целей. На основе конструкции кольчуги Пако Рабанн в 1960-х гг. проектирует платья из металлических колец и пла­стинок. Джордж Лукас одевает героев своей киноэпопеи «Звездные войны» в костюмы, весьма напоминающие средневековые латы, для того чтобы подчеркнуть их агрессивность, могущество, неуязвимость. К опыту прошлого обращаются проектировщики защитной спортив­ной одежды и военного снаряжения.

Качество изделий оружейников той поры свидетельствует о том, что рождение вещи — это ритуал посвященных мастеров. Абсолют­но одинаковые предметы в такой системе практически невозмож­ны. Все изделия чуть-чуть отличаются друг от друга в цепи непре­рывного совершенствования подобно тому, как обтачивается морем галька.

В дизайне такой тип предметного воспроизводства называют ка­ноническим.

«Канон — это система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и социально-культурных значений данно­го общества, овеществляемых, в частности, в предметной форме ре­месленного продукта»1. Канон — это и есть проект, зафиксированный в культуре.

Из поколения в поколение ремесленники, объединенные в цехи, передавали навыки и профессиональные секреты в процессе работы. В этом причина сложности возрождения распространенных когда-то

Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. М., 1983. С. 8.


народных промыслов — ложкарного, игрушечного, плетения из лыка и бересты и т.д.

Мастера прекрасно знали своих заказчиков, их вкусы, желания. У каждого перед глазами были реальные образцы-эталоны, которым нужно следовать. Не было необходимости в каком-то особом этапе — проектировании.

С началом промышленной революции ремесленный тип произ­водства не исчез полностью. Он видоизменился, став одной из раз­ведывательных областей производства. Создание уникальных науч­ных приборов, разработка новых видов техники, моделирование структуры будущей вещи из подручных материалов с тем, чтобы проверить ее реальную кинематику и масштаб, даже отработка поверхности автомобиля на деревянных болванках — все это следы ремесленного производства, но уже в качестве составной части ди­зайна, этапа проектирования. Среди подобных кустарей в совре­менном мире и художники-кинетисты, использующие механизмы и электронные устройства в интерактивных произведениях, и фото­графы, владеющие сложными рецептами и технологиями обработ­ки негативного и позитивного изображения. При всей своей техни­ческой и научной оснащенности дизайнер многое сохраняет от этой древней кустарной технологии, особенно в части, касающейся его авторской лаборатории формообразования. Для одного все сводит­ся к рисункам и эскизам на бумаге, для другого — к макетам из под­ручного материала, третий пробует имитировать законченную про­мышленную технологию на действующем макете. Качество ремесленной технологии в прошлом определялось навыком и точ­ностью движения рук. Дизайнеру, проектирующему в расчете на тот или иной вид промышленной технологии, все равно необходимо вживаться в технологии, часто представляя эти процессы опосредо­ванно, моделируя их мысленно или при помощи материалов-заме­нителей.

На эволюцию форм экипажей существенное влияние оказали не­сколько факторов. Во-первых, материал, конструкция и скорость. Во-вторых, потребность в комфорте и безопасности.

Самым старым средством передвижения считаются сани и волоку­ши. Арбы и дорожные повозки сменились колесницами, которые представляют собой скорее спортивный и военный снаряд, нежели средство передвижения. Неуклюжие римские повозки с передними колесами без поворота соответствовали медленному и неторопливому



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Г


Глава 2. От канс> нак началам проектирования



 


передвижению по прямым мощеным дорогам Римской империи. Од­нако из-за отсутствия рессор передвижение в таких повозках было весьма утомительным, и путешествовать предпочитали верхом или в паланкинах и портшезах.

Впервые повозки, оснащенные кожаными ремнями, на которых подвешивали кабины, появились в XV в. Одна из таких карет была по­дарена в 1457 г. королем Венгрии Владиславом V королю Франции Карлу VII [см.: Рубец, с. 7]1.

Конструкции совершенствуются с целью достижения все большего комфорта путешествий. Сначала это просто четырехколесная повозка с крышей. В дальнейшем добавляются пологи и двери, стеклянные ок­на, мягкая обивка изнутри, складные ступеньки для посадки и высад­ки. Для смягчения ударов колеса кабина подвешивается на ремнях на изогнутой в виде лука деревянной раме, пружинящей на неровной до­роге (рис. 4). В XVIII в. в местах прикрепления ремней стали ставить металлические рессоры. Возникает и вторая промежуточная система амортизации — рессоры между осями кареты и рамой. В XIX в. более комфортабельным становится и место кучера — появляются мягкое сиденье и козырек. В XIX в. конструкция экипажа насыщается новы­ми деталями: складной верх, подножки, тормоза для замедления на спуске. Факелы сменились керосиновыми фонарями. Существовали даже специальные каретные часы с функцией измерения расстояния.

Многое в каретном ремесле отрабатывалось веками, превращаясь в правила и каноны, строго соблюдаемые мастерами, не задумывав­шимися о причинах тех или иных решений. Примером такой, на пер­вый взгляд малосущественной детали служит странный наклон оси колеса телеги или кареты, а также несимметричная, «блюдцеобраз-

Рис.4 Патриаршая карета. XVII в.


ная» форма колеса. Английский дизайнер и психолог Брайан Лоусон описывает, как в XX в. исследователи тщетно пытались объяснить назначение такой конструкции1. Одни считали, что наклон колеса внутрь позволял без затруднений перевозить свисающий с бортов груз, другие — что подобная конструкция гасила колебания из сторо­ны в сторону, связанные с тянущими усилиями лошади, третьи пола­гали, что таким образом экипаж лучше держит дорогу. Однако реаль­ное объяснение оказалось совсем иным. Наклон оси немного вниз и асимметричная форма колеса препятствовали спаданию колеса с оси, даже если запорная чека или штифт терялись. К тому же ось имела слегка коническую форму, и при взгляде сверху можно было заметить, что она стоит далеко не под прямым углом к направлению движения. Здесь тоже был небольшой угол поворота навстречу дви­жению. Получалось, что при езде колесо за счет веса груза и этих не­больших поворотов оси постоянно как бы накатывалось на ось. Ко­ническая же форма осИ позволяла избегать слишком большого люфта колеса.

В эпоху Средневековья повседневные вещи от начала и до конца изготовляли мастера-ремесленники, которые были одновременно и проектировщиками, и технологами, и исполнителями. Образ вещи и ее реализация в ремесленном производстве координируются постоян­ной связью между рукой, глазом, материалом и инструментом. Тот факт, что вещь изготавливалась целиком одним мастером, придавал ей человеческий масштаб и целостность. Не было необходимости в специалисте типа дизайнера, который бы рисовал для кого-то проект, определяющий внешний вид и структуру вещи, объяснял, как ее надо сделать, а затем наблюдал за работой.

Заметим, что в массовом индустриальном производстве процесс изобретения, замысла веши отделен от процесса изготовления. Более того, сам процесс проектирования распадается на отдельные фазы и стадии, которые, так же как и в процессе производства, могут выпол­нять различные специалисты. Отделение проектирования от изготов­ления стало систематическим в архитектуре или инженерном деле в эпоху Возрождения.


 


1 Здесь и далее библиография источников, указанных в квадратных скобках, приве­дена в конце соответствующей главы.


См.: Lawson В. How Designers Think. Cambridge, 1995. P. 13.



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 2. От канона — к началам проектирования



 


Картина мира и создание механизмов

С деятельностью итальянских инженеров эпохи Возрождения связано появление нового специалиста в технике и проектировании — изобре­тателя и одновременно реставратора знаний Античности из области механики и инженерного дела. Восстановление утраченных знаний ан­тичных авторов требовало недюжинных проектных способностей — не только владения языком и умения расшифровать тексты, но и таланта визуализировать описанное, поскольку в старинных трактатах иллюст­рации и чертежи, как правило, отсутствовали. Основными потребите­лями продуктов их деятельности были процветавшие Флоренция, Сие­на, а также образованные круги, группировавшиеся вокруг правителей. Ученых и инженеров больше всего привлекали военная тематика, бла­гоустройство городов и быта их жителей, строительная механика.

Еще в первой половине XV в. Мариано ди Якопо, известный как Таккола («галка») и прозванный Архимедом из Сиены, создавал сложнейшие проекты, зарисованные в двух книгах-кодексах, — акве­дуки для доставки воды в пруды для разведения рыб, сифон как часть водной коммуникации, устройства для перевозки колонн по воде, во­дяное колесо для приведения в действие водяного насоса, лебедки для подъема строительных материалов, приводимые в движение лошадь­ми, парашюты и летательные машины. Новое, что привносили изоб­ретатели, подобные Леонардо или Такколе, было связано с методами анализа и созданием опытных моделей.

Весьма практичны проекты Леонардо: экскаватор, устройство для навивки веревок. В любом из своих механизмов он видит действие че­тырех сил природы. Ему принадлежит термин «элементы машин», введенный по аналогии с «элементами геометрии» Евклида. Судя по сохранившимся фрагментам рукописи, можно предполагать, что его особенно интересовали теория функционирования и практическое использование рычагов, блоков, наклонных плоскостей1. Исследова­тели этой рукописи считают, что она представляет собой теорию про­ектирования и построения машин, основанную на логических посту­латах, сформулированных лишь в середине XIX в. французским ученым, преподавателем Политехнической школы в Париже Фран­цем Рело в знаменитом труде «Общая теория машин». Машина в


представлении Леонардо обладает своей внутренней структурой, ана­томией, которые и распознает пытливый ум1.

После 1500 г. основным объектом исследования с точки зрения ме­ханики для Леонардо становится человек. Он постоянно обращается к модели системы мироздания Птолемея. Мир для него не столько си­стема универсальных связей и гармоничных пропорций, сколько единство процессов и функций, единство, основанное на движении, постоянстве механических законов и моделей для каждого отдельно­го организма, машины, здания, всего земного шара. Человек занимал центральное место в этом грандиозном исследовательском проекте, и Леонардо посвятил наиболее яркие рисунки и комментарии описа­нию замечательной машины под названием Человек. Он отмечает оси, рычаги, точки равновесия и точки приложения сил, структуру соединений в суставах и т.п. То есть то, в чем могут проявиться «эле­менты машин». Для Леонардо мир природы и человек — сложная ма­шина. И наоборот, любой технический проект — это что-то вроде ор­ганического природного образования. С точки зрения современного дизайна — это невероятное предвидение попыток органического ди­зайна и бионической архитектуры XX в.

Одни из древнейших приборов, сохраняющий свои функции и ме­сто в современном предметном мире, — часы. Измерение времени — своеобразное начало научного мышления. Первой наукой о времени была астрономия. Создание часов — проектирование на основе зна­ния [см.: Пипуныров, с. 6].

История часов — это история двух взаимосвязанных вопросов. Первый — чисто умозрительный, духовный, образный: как мы «ви­дим» наше время? Что важнее в нашем восприятии времени: мгнове­ния, импульсы, циклы или равномерное движение?

Идея разделить сутки на 24 часа по 60 минут пришла из Древнего Вавилона около 5 тыс. лет назад. В Древнем Египте день и ночь дели­ли на 12 часов, длительность которых менялась в разное время года. Днем пользовались солнечными часами, представлявшими собой ус­тройства в виде лежащей буквы Т, перекладина которой была слегка приподнята и отбрасывала тень на лежащий брус, размеченный от­резками разной длины в зависимости от времени года. Ночью в хра­мах ставили водяные часы — емкости с дырочкой внизу и временной горизонтальной разметкой (вроде мензурок). Зимним месяцам, ког-


 


1 См.: The Art of Invention. Leonardo and Renaissance Engineers: Exhibition catalogue. Florence, 1999.


1 См.: Ibid. P. 76.


Г
 

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

да ночи длиннее, соответствовали более широко расположенные метки. Китайские водяные часы XI в. действовали по принципу на­полнения чашечки, которая своим весом периодически поворачива­ла колеса. «Время истекло» — выражение, порожденное образом во­дяных часов.

С точки зрения считывания информации часы — это прежде всего шкала, линейка, циферблат. В солнечных часах использовались мет­ки — отрезки прямой, знаки греческого, этрусского, латинского и ру­нического алфавитов (как на солнечных часах 1060 г. в Киркдельской церкви в Йоркшире), позже римские цифры.

Второй вопрос касается создания механизма, обеспечивающего скорость и точность хода. В солнечных часах роль механизма выпол­няет Земля. В водяных и песочных — процесс наполнения емкостей.

В Европе водяные часы разных конструкций получили распростра­нение в каролингскую эпоху. В начале IX в. Карл Великий в качестве подарка от Гарун аль Рашида получает позолоченные часы с водяным механизмом. Во многих монастырях, соборах, дворцах солнечные и водяные часы — предшественники «больших орлогиев» Средневеко­вья — извещают о времени богослужений, молитв, трапез.

В конце XIII в. появились механические часы с маятником-качал­кой — регулятором хода наподобие коромысла с грузами, которое дава­ло возможность храповому колесу провернуться на один зубец. Потреб­ность в часах с более высокой точностью хода была вызвана развитием экспериментального естествознания, необходимостью определять дол­готу местонахождения кораблей при плавании по Атлантическому и Индийскому океанам и бурным развитием торговли. Назревшая по­требность «была решена путем изобретения маятника и системы ба­ланс-спираль, которые обладают собственным периодом колебания и применяются в качестве регулятора хода» [Пипуныров, с. 9—10].

Самые древние из сохранившихся механических часов с боем бы­ли установлены в 1309 г. в церкви Сант Эуторджо в Милане. Часы должны были не столько показывать время на циферблате, сколько отмечать каждый час ударом колокола. У первых башенных часов точ­ность хода из-за маятника-качалки и несовершенного механизма бы­ла очень приблизительна. Их устанавливали по Солнцу и проверяли раз в два—три дня.

Синхронизация жизни (например, необходимость знать, когда от­крывается базар или магистрат) потребовала установления единого городского времени.


 

 

Глава 2. От канона — к началам проектирования

В Московском Кремле первые часы появились в 1404 г., их создал монах Лазарь Сербии. В 1625 г. на Спасской башне были установлены часы работы английского мастера Христофора Головея, которые в 1706 г. заменили курантами, купленными Петром I в Голландии. В 1763 г. установили куранты английского производства. Куранты, ко­торые отбивают время сейчас, изготовлены в 1850-х гг. на московской фабрике Бутентопов.

Часы буквально вписывались в архитектуру, придавая ей, в допол­нение к функциям организации внутреннего и внешнего пространст­ва, защиты и престижа, еще одну — сигнальную, функцию «несения» времени. В то же время циферблат — это часть архитектурного фаса­да. Наиболее архитектоничны римские цифры, они как колонны, как продолжение в графике все той же стоечно-балочной системы.

Астрономические часы «Орлой» на южном фасаде башни старой Пражской ратуши построили в 1490 г. часовщик Микулаш и профес­сор математики и астрономии Ян Шиндель. Часы имеют несколько циферблатов. На основном 12-часовом циферблате размещено до­полнительное кольцо с символами знаков зодиака, оно также показы­вает время восхода и захода Солнца и Луны. В XIX в., после реставра­ции часов, художник Йозеф Манес нарисовал новый календарь (расположен в нижнем круге) с 12 медальонами-изображениями ме­сяцев и шкалой с цифрами.

Карманные часы появились в начале XV в. Согласно биографу итальянского архитектора Ф. Брунеллески, тот любил мастерить для собственного удовольствия часы с различными видами пру­жин. Плавность хода достигалась путем передачи усилия от пружи­ны через цепь, намотанную на коническую спираль.

Непосредственным прототипом карманных часов послужили не­большие настольные часы с горизонтальным циферблатом. В Италии их использовали и как ароматизаторы воздуха (в корпусе имелось не­большое отделение для хранения благовоний).

Петер Хейнлен из Нюрнберга в 1504 г. сделал первые карманные часы в виде луковицы с заводной спиральной пружиной. Форма кор­пуса могла быть геометрической (овальной) либо стилизованной под крест или череп. Циферблат защищала крышка, в которой нередко делались прорези в виде розеток с лепестками, позволяющие видеть положение стрелки.

У первых карманных часов-луковиц была всего одна стрелка — часовая, и этого было достаточно, чтобы ориентироваться во време-



Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности


глава 2. От канона — к началам проектирования



 


ни. (Кстати, для коррекции хода ранние механические часы неред­ко снабжались складным гномоном — солнечными часами.) Но для полноценного комфортного ощущения себя во времени требова­лись дополнительные циферблаты, которые для современных часов

выглядят полной экзотикой. Помимо делений на 12 часов, обозначенных римскими циф­рами, на циферблате были окошки для указания числа, месяца, дня недели (рис. 5). Дополнительные циферблаты информировали о фазах Луны и продолжительности лунного месяца. Потребность человека ориентироваться во времени суток была столь же велика, как и потребность соотносить свою личную судьбу с ходом

Карманные часы ^календарем, фазами планет- Человек рождался при Луны и знаками зодиака. КонецXVII в. определенном расположении

небесных светил, жил под их

влиянием и умирал в такой же астрономически определенный миг. И эти часы, которые благодаря миниатюрности умещались в карма­не, были маленькой моделью его мира, его судьбы. Стоили они не­вероятно дорого и, как драгоценность, передавались по наследству.

Пример уникального организационного проекта — перестройка календаря и всех мер на основе десятичной системы во времена Ве­ликой французской революции в самом конце XVIII в. Француз­ская Академия наук вводит метры и килограммы, а также новые на­звания месяцев. Предлагалось и сутки разделить на 10 часов по 100 минут, в каждой минуте — 100 секунд. Для того чтобы люди с непривычки не путались во времени, были выпущены специаль­ные часы с двумя циферблатами — обычным, 12-часовым, и деся­тичным, 10-часовым.

В 1820—1830-х гг. в часах появляется маленький органчик, часы с репетиром. Пушкинский Онегин ждет, «когда недремлющий брегет не позвонит ему обед».

В XIX в. уходят в прошлое богато инкрустированные и гравирован­ные механизмы, нередко открывавшиеся для обозрения со всех сто-


рон, как бы вылуплявшиеся из своего яйца — твердой оболочки. Ча­сы обретают свою типологию, основанную на размерах, стоимости, типах потребителей. С 1850 г. начинается массовый выпуск часов.

Циферблат был отдельной темой усовершенствований. Еще в XVIII в. в крышку было вмонтировано стекло-окошко, чтобы нетер­пеливый военачальник или просто спешащий куда-то человек мог быстро узнать, который час. Позже диаметр стекла увеличили, и оно стало полностью закрывать циферблат, защищая стрелки от касаний с одеждой, грязи и пыли. В циферблатах появились окошки, указываю­щие дни, недели и месяцы. Пришла и секундная стрелка, отмерявшая еще более малые отрезки времени. Жизнь человека стала уподоблять­ся расписанию курьерского поезда...

В начале XX в. были изобретены аналоговые часы: вместо часовой стрелки — окошко с часами, вместо минутной — окошко с минутами. Привычный циферблат, круговой, циклический, превращался в же­лезнодорожное табло...

Дизайн, родившись в XIX в., черпал вдохновение в одной ключе­вой научно-технической идее века предыдущего: мир есть гигантский механизм. Отсюда возник миф о том, что все в мире можно вычислить и измерить, понять и спроектировать.

Создание часовщиками механических кукол-автоматов — попытка воплотить эту идею на практике. Двор французского короля в 1738 г. поражала механическая утка Вокансона. Она не только ела, пила, ма­хала крыльями, но и переваривала пищу. В 1880-х гг. уже не работаю­щая игрушка демонстрировалась в частном музее К. Гасснера, откры­том в помещении магазина «Пассаж» на Невском проспекте Петербурга1.

Часы стали первой областью предметного мира, в которой данные науки (изучение физических процессов, точная механика) стали оп­ределять форму вещей.

Вопросы и задания

1. Раскройте особенности ремесленного метода проектирования и изго­
товления вещей.

2. Как представления об устройстве мира воплощались в проектах инже­
неров эпохи Возрождения?

См.: Сидоров А.И. Очерки из истории техники. М., 1925. С. 44.


3-4651



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


 


3. Чем можно объяснить, что ось телеги расположена не строго горизон­
тально, а каждое колесо имеет развал (ось опущена немного вниз) и к тому же
слегка повернуто в сторону движения?

4. Почему в карманных часах вплоть до конца XVII в. была всего одна
стрелка, но много дополнительных циферблатов?

5. Для чего в карманные механические часы XVI—XVII вв. были вмонти­
рованы компас и солнечные часы?








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2171. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия