Студопедия — Русский модерн: поиски стиля
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русский модерн: поиски стиля






Дизайн и техника

Промышленная революция в России фактически началась в XIX в., когда в других странах Европы она была уже в разгаре. Первым испы­тал ее мощное воздействие транспорт. Железные дороги потребовали создания соответствующей инфраструктуры — от обслуживания и ре­монта паровозов и вагонов до управления движением, создания сис­темы сигнализации и телеграфной связи. Вспомним, что граф Стро­ганов учился как раз в Институте инженеров путей сообщения.

Строительство первой железной дороги от Петербурга до Царско­го Села с веткой до Павловска началось 1 мая 1836 г. Главным инже­нером строительства был профессор Венского политехнического ин­ститута Франц Герстнер.

Пригородная ветка кончалась в самом Павловске, в парке. Здесь и возвели большое здание с рестораном, концертной эстрадой и залом для балов, получившее название «воксал» (от англ. Vauxhall — увесели­тельное заведение близ Лондона в XVII в.). «Воксал» притягивал пуб­лику из Петербурга в летние месяцы. Постепенно вокзалом стали на­зывать все крупные здания на станциях других железнодорожных линий.

30 октября 1837 г. состоялся первый рейс. Паровоз «Проворный», построенный на заводе Дж. Стефенсона по чертежам Санкт-Петер­бургского политехнического института, вел сам Герстнер. В поезде было 12 прицепных экипажей нескольких типов: «ваггон» — открытая платформа, «берлина» — первый класс, «дилижанс» — второй, «шара­бан» — третий.

L



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 4. Русский модерн: поиски стиля



 


       
   


Линия Москва—Петербург, начавшая функционировать в 1851 г., была самой протяженной в мире. Ее проект разрабатывал Павел Пет­рович Мельников, автор первого в России труда «О железных доро­гах» (1831). С развитием железнодорожного строительства создаются концессии. Одной из самых коммерчески удачных была концессия Карла Федоровича фон Мекка, занимавшаяся строительством желез­ной дороги Москва—Коломна, а затем Москва—Рязань.

Строительство новых железных дорог спровоцировало бум мосто-строительства. (В России первый постоянный чугунный мост был со­оружен через Неву в Петербурге в 1850 г.) В те годы в мировой науке отсутствовала единая теория ферм. Инженеры варьировали комбина­ции конструктивных систем — арочные фермы, коробчатые, консоль­ные. Каждый патентовал свой тип решетчатых конструкций. Первое значительное исследование в теории стержневых систем было прове­дено Дмитрием Ивановичем Журавским. Для определения величины нагрузки ферм он использовал модель конструкции с горизонтально натянутыми струнами одинаковой толщины. Затем нагружал модель и при помощи смычка по высоте звукового тона определял напряже­ние той или иной части конструкции1.

Российские инженеры зачастую решали не только технические, но и чисто дизайнерские вопросы — комфортабельность, стиль, внешний вид. Технические новации пытались приспособить к повседневным нуждам. Физик Б.С. Якоби создал электродвигатель и несколько типов телеграфных аппаратов, П.Н. Яблочков занимался системами электри­ческого освещения. Из оригинальных технических сооружений стоит отметить и самолет А.Ф. Можайского, изобретенный в 1881 г.

Авиация становилась приметой нового, XX в. Журнал «Вокруг све­та» описывал перелет из Петербурга в Москву. На показательные выступления летчиков собиралось множество зрителей. В 1910 г. кон­структор И.И. Сикорский, служивший в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода (ему был 21 год), поднял в воздух свой первый самолет. А спустя три года Николай II уже осматривал первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь», похожий своими обводами на корабль. Название «воздушный корабль» привилось. Сле­дующий самолет Сикорского — «Илья Муромец» — взлетел в 1914 г. Летом на нем совершили перелет из Москвы в Киев с промежуточной посадкой.

1 См.: Хан-Магомедов СО. Архитектура советского авангарда. М., 1996. С. 49.


«Полностью застекленная кабина экипажа стеклянной дверью от­делялась от пассажирского салона с плетеными креслами, который отапливался выхлопными газами, проходившими по двум стальным трубам. За ним располагались спальня и туалет»1. В один из полетов на борту было 17 пассажиров. Менее 10 лет назад считалось невероят­ным, когда летчик брал с собой одного пассажира, не говоря уже о не­виданном по тем временам уровне комфорта в этом самолете.

В этот период многие технически сложные изделия для массового производства создавались по лицензиям европейских фирм, открыв­ших в России свои отделения: «Мерседес», «Сименс и Гальске», «AEG». В Одессе по лицензии фирмы «Братья Тонет» собирали сту­лья, почти всюду можно было встретить телефоны шведской фирмы «Эриксон», рекламировалась мебель производства «Северной компа­нии» (Стокгольм—Санкт-Петербург). Русские инженеры учреждали и собственные фирмы по изготовлению и продаже патентованных из­делий: бронзового литья, электрической арматуры, нагревательных котлов «системы Шухова», сельскохозяйственных машин.

Всероссийские мануфактурные выставки проводились с 1829 г. В течение почти 100 лет каждое лето проходила Нижегородская тор­гово-промышленная ярмарка, где демонстрировались всевозможные технические новшества: электрический трамвай, электрическое осве­щение. По количеству представленных изобретений — как техничес­ких, так и художественных — одной из крупнейших была ярмарка 1896 г.

Здесь посетители впервые увидели русский автомобиль конст­рукции П.А. Фрезе (в прошлом владельца каретных мастерских) и инженера-конструктора Е.А. Яковлева, основавшего в Санкт-Петербурге в 1889 г. небольшой завод по производству керосиновых и газовых двигателей. И хотя их автомобиль внешне напоминал по­строенный десятилетием раньше Даймлером—Бенцем самоходный экипаж в виде кареты без лошади, все его детали были выполнены на отечественных заводах.

К началу XX в. в России автомобили и коляски с бензиновыми двигателями производили: акционерное велосипедное и механичес­кое общество «Старлей», акционерное общество «Дукс» (велосипеды, мотоциклы, паромобили и автомобили, впоследствии аэросани, ди­рижабли и аэропланы; основатель общества — инженер Ю. Меллер),

1 Колесников П. Первый стратегический // Техника молодежи. 1995. № 1. С. 19.


Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 4. Русский модерн: поиски стиля



 


I


 

акционерное общество «ГА. Лесснер» (грузовые автомобили, омни­бусы, даже пожарные автомобили), а также Русско-Балтийский ва­гонный завод (Рига—Москва). В 1916 г. начал строиться завод Автомобильного московского общества (АМО).

Рис. 19 В.Г. Шухов. Водонапорная башня Тимирязевской академии. 1900-е

Часть павильонов для Нижегород­ской ярмарки 1896 г. была спроектирова­на и построена фирмой «Бари» по проек­там инженера ВТ. Шухова. Павильоны и водонапорные башни возвели бесплатно с одним условием: по окончании вы­ставки их можно будет разобрать на детали и продать. Это была первая рек-ламно-торговая акция. Сами же соору­жения — вертикально стоящие ажурные гиперболоиды вращения как основания водонапорных башен, легкие сетчатые перекрытия двоякой кривизны на ажур­ных столбах-фермах — представляли собой сборно-разборные металлические конструкции нового типа (рис. 19). Башни собирались из колец, соединенных с помощью металлических стержней, составлявших каркас с изменяющимся углом ячейки. Именно за счет этого и менялась кривизна внешней образующей по­лученных объемов. Основной принцип стальных конструкций Шухо­ва, в том числе перекрытий павильонов ярмарки, заключался в том, что они создавали пространственную сеть, которая воспринимала на­грузку как целое.

Ближайшая аналогия такого рода конструкциям — обычная ткань. Русский математик П.Л. Чебышев написал в конце XIX в. труд «О кройке одежды», в котором доказал, что сетью — структурой типа ткани — можно обернуть любую поверхность. При этом единствен­ным изменяющимся параметром будут сетевые углы ячеек.

В работах Шухова мы видим сочетание технической изобретатель­ности, математического расчета, моделирования (он постоянно экс­периментировал с цилиндром, состоявшим из колец и стержней, их связывающих) и эстетических предпочтений. Именно поэтому его можно считать не только инженером, но и дизайнером. Качество про­ектирования для него определяется тремя основными критериями:


«достижением максимальной экономии материала и, следовательно, средств, наименьшей трудоемкостью при воплощении и быстротой сооружения или монтажа, т.е. экономией времени» [Воронов, с. 167].

Шуховская радиобашня по первоначальному проекту должна бы­ла достигать 350 м, но весить меньше Эйфелевой башни в шесть раз. Минимализм шуховских конструкций определял их эстетику, образ­ную выразительность.

«Пропорции гиперболоида вращения, по мнению Шухова, опре­деляются соотношением диаметров его нижнего и верхнего кольца. Чем больше это соотношение, тем выше «талья» гиперболоида. Диа­метр «тальи» зависит от поворота колец и наклона стержней1. Над­страивая несколько секций гиперболоидов друг над другом, можно увеличивать высоту мачты или башни, сохраняя при этом ее жест­кость. Именно так, по секциям, и строилась Шуховская башня в Москве (проект 1919, постройка 1922). Каждая последующая из шес­ти секций собиралась на земле, внутри башни, а затем поднималась при помощи тросов и устанавливалась на место.

На той же Нижегородской ярмарке 1896 г. впервые были выстав­лены экспонаты, которые можно отнести только к промышленному искусству. Выполненные талантливыми мастерами при участии ве­дущих русских художников того времени — М.А. Врубеля, А.Я. Го­ловина, К.А. Коровина, братьев A.M. и В.М. Васнецовых и многих других, они свидетельствовали о появлении нового стиля, отличав­шегося ярко выраженным национальным колоритом. Кстати, часть павильонов была построена из дерева в национально-романтичес­ком русском стиле.

Неорусский стиль как предшественник модерна

Поиск русского национального стиля как обращение к национальной истории был аналогичен по своему содержанию процессам, происхо­дившим в предметной культуре, изобразительном искусстве, архитек­туре других стран Европы и особенно Англии. Неоготика как стиле­вое направление получает распространение в первой половине XIX в.

' См.: Смурова Н.А. Эволюция инженерной формы гиперболоида вращения в творчестве В.Г. Шухова // Проблемы истории советской архитектуры. М., 1976. № 2. С. 15-17.



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 4. Русский модерн: поиски стиля



 


I


и в Англии, и в США. У. Моррис, возрождая ремесла, находит идеал в средневековом искусстве. Так же и неорусское направление середи­ны—второй половины XIX в.: деятельность Абрамцевских мастерских и возведенный по проекту архитектора К.А. Тона храм Христа Спаси­теля (элементы этого стиля искали и в постройках Владимиро-Суз-дальской Руси, и в византийском орнаменте, использованном еше во времена Ивана Федорова в оформлении первопечатных книг) есть не что иное, как возрождение «наследия собственного средневекового искусства».

«Понятием русский стиль обозначается, таким образом, направле­ние или творчество мастеров, основанное на использовании тради­ций русского национального искусства. С понятием русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала XX века свя­зывается отечественная, отличная от западноевропейской художест­венная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культу­ры. <...>

Модерн во многих странах, в том числе и в России, зарождается в ходе переосмысления традиции средневековья... первым и наиболее ранним его проявлением является неорусский стиль» [Кириченко, с. 8, 228].

В конце 1840-х гг. не только официальные лица, но и частные уч­реждения занимались документированием памятников русского зодчества и прикладного искусства. Обмеряли церкви, собирали на­родную утварь, произведения из металла, камня, глины, стекла, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Все это да­вало уникальный материал для близкого и непосредственного зна­комства с русским стилем.

Художественно-археологическая деятельность Федора Григорье­вича Солнцева, выпускника Академии художеств, началась в 1820-е гг. и закончилась изданием шеститомного труда «Древности Российско­го государства». Солнцев был первым, кто обмерял и зарисовывал древние храмы, костюмы разных местностей, оружие, церковную и дворцовую утварь, скарб, конскую сбрую и множество других предме­тов быта. Чтобы представить собранные предметы наиболее нагляд­но, он зарисовывал их в виде ортогональных проекций — так, как это принято у архитекторов: показывать фасады и планы, боковые виды. Солнцев как бы восстанавливал вещь в ее первозданном проектном виде, хотя мастер, реально создававший эти вещи, ничего подобного не делал (рис. 20). Но трансформация объемных предметов в форму


 

Рис. 20 Ф.Г. Солнцев. Царский возок. Обмеры. Иллюстрация из издания «Древности Российского государства». 1856

графических таблиц, в которых доминировала именно орнаменталь­но-плоскостная мане­ра, приводила к тому, что и художники XIX в., начиная работу над сво­ими уже современными проектами, опирались на такой же метод, идя от характера графики к реальному материалу и объему.

В близкой к солнцевским таблицам стилистике выполняли проек­ты В.А. Гартман, получивший в 1861 г. Большую золотую медаль за проект библиотеки, И.А. Монигетти в проектах оборудования, под­свечников и посуды для императорской яхты, В.О. Шервуд в проектах Исторического музея. Золотым веком для идеи русского националь­ного искусства, в котором черпают вдохновение художники и архи­текторы, графики и дизайнеры, становятся XVI—XVII столетия.

Сказочный стиль в русском модерне

В 1860-е гг., после отмены крепостного права, в земствах и помещичь­их усадьбах крестьянам начинают подыскивать новые занятия. Счита­лось, что строительство железных дорог, привлекавшее многих кресть­ян, пагубно влияет на нравственность. В 1875 г. Московское губернское земство обследует кустарные промыслы. В Москве создается Кустар­ный музей — как музей образцов. Русский вариант «Движения искусств и ремесел», связанный с традиционными народными промыслами, был продиктован желанием занять освободившихся крестьян культурной деятельностью. Так возникли Абрамцевские мастерские, прославив­шиеся прежде всего своей резьбой по дереву и майоликой.

В 1898 г. начинает выходить журнал «Мир искусства». Его главным редактором до 1904 г. был Сергей Павлович Дягилев, затем — Алек­сандр Николаевич Бенуа. В первом же номере рассказывалось об усадьбе Абрамцево, превратившейся после ее покупки в 1870 г. С.И. Мамонтовым в центр художественной жизни. Здесь гостили и



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 4. Русский модерн: поиски стиля



 


работали В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, И.Е. Репин, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров.

Абрамцевская церковь, возведенная по проекту Васнецова (1881— 1882), была первой в ряду проектов и построек, в которых неорусский стиль воплотился столь ярко.

В столярной мастерской в Абрамцево мастерили шкафчики, по­лочки, стулья, пользуясь народными орнаментами и технологией резьбы, основанной на выемке трехгранных углублений (трехгранно-выемчатая резьба). Орнамент вырезался наподобие деревянной гра­вюры — верхний слой сохранялся как единая поверхность.

Основная часть столярных изделий выполнялась по проектам Еле­ны Дмитриевны Поленовой. В принадлежащих ей более ста проектах предметов мебели и прикладного искусства смело комбинируются де­тали и элементы, взятые из разных реальных прототипов или собст­венноручно сочиненных вариаций. Начав с росписи изготовленных крестьянами-кустарями предметов, она переходит к проектированию и компоновке самих предметов. Художественным руководителем этой работы был Васнецов.

Изделия Абрамцевских мастерских — мебель, рамки для фотогра­фий, шкатулки, образцы обивочных тканей — продавались в Москве в магазине «Русские работы», интерьер которого был выполнен по ри­сункам Врубеля.

В отличие от строгого чертежного характера проектной графики Солнцева, Монигетти, художники «Мира искусства» и Абрамцевско­го кружка работали в свободной, эскизной манере. Они были живо­писцами по образованию и потому не столько отмывали акварелью со всеми деталями и падающими тенями проект, сколько свободно на­брасывали цвета и формы, как будто рисуя с натуры. Соответственно и предметы получались более «теплые», «живые», объемные. Полено­ва писала В.В. Стасову, известному в те годы художественному крити­ку: «В нашем русском орнаменте мне удалось подметить одну черту, которую я не встречала у других народов. Это пользование не одними геометрическими сочетаниями, всегда несколько суховатыми, но и более живыми мотивами, навеянными впечатлениями природы, т.е. стилизацией растений и животных, например, разработка листа, цветка, рыбы, птицы»1.

1 Цит. по: Шульгина Е.Н., Пронина И.А. История Строгановского училища. 1825— 1918. М., 2002. С. 142.


 

Стиль оказался коммер­чески выгодным, однако его повсеместное исполь­зование привело к потере непосредственности, эмо­циональности, что огорча­ло его создателей.

Рис. 21 СВ. Малютин. Интерьер дома Перцова. 1907

Мастером сказочной стилизации был Сергей Ва­сильевич Малютин. Вы­полненные по его эскизам предметы мебели, изразцы, ковры, шкафы, буфеты, ра­мы для зеркал буквально

насыщены сказочными мотивами. Но особенного своеобразия его творческая манера достигла при оформлении детских книг.

Для Нижегородской ярмарки 1896 г. Малютин выполнил несколь­ко панно для павильона «Дальний Север», построенного по проекту Коровина. А в 1907 г. он создал проект доходного дома Перцова в Москве, причем не только здания, но и интерьера. Внутреннее прост­ранство комнат было решено в манере сказочного ларца, наполнен­ного персонажами, цветами, диковинными растениями (рис. 21).

С именем Малютина связано появление на свет «матрешки». Ма­монтова привезла из заграничной поездки японскую игрушку — дере­вянную куклу, внутри которой помещались одна в другой еще две кук­лы. Токарь сделал образец, а Малютин его расписал в своем ярком «сказочном» стиле. Производство матрешек началось в Сергиевом Посаде в 1890-х гг., а в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже иг­рушка завоевала золотую медаль.

В русском прикладном искусстве инициаторами стилевого обнов­ления были живописцы и графики, в отличие, например, от Европы, где этим занимались чаще всего архитекторы.

«Значение абрамцевских работ 1880-х годов для истории отечест­венного искусства шире и существенней факта зарождения неорус­ского стиля. В них содержатся зерна художественного движения, на­правленного на преодоление традиций XIX века, более того, на преодоление традиций искусства» [Кириченко, с. 221]. Под преодоле­нием традиций искусства имеется в виду равноправие высших и низ­ших жанров, активная работа художников над предметами быта.



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 4. Русский модерн: поиски стиля



 


В


Модерн и интерьер, европейский вариант

Европейская модель русского модерна складывается почти одновре­менно с национально-романтической. Этап готической стилизации присутствовал и здесь, нередко в буквальных цитатах (например, в московских особняках З.Г. Морозовой на Спиридоновке и А.В. Моро­зова во Введенском переулке, построенных Ф.О. Шехтелем в конце XIX в.).

Частный особняк превращается в таинственный замок. «Постепен­ное размывание четкой границы между архитектурой и скульптурой, между функцией и украшением, реальной действительностью и фан­тазией уже во многом близко к эстетике модерна» [Борисова, Стернин, с. 150]. В двух упомянутых постройках все элементы интерьера можно было бы включить в «словарь» готических мотивов. Грифоны как про­должение линий перил или столбов на лестнице, опутывающие уста­новленные на высоких стойках электрические светильники, выраста­ющие из потолка люстры, мотивы ажурных стрельчатых арок в спинках стульев. Шехтель работает с пространством как скульптор, как театральный декоратор.

Он обыгрывает скульптурно ту же идею доминанты лестницы в композиции пространства, которую реализовал В. Орта в особняке Тасселя в Брюсселе в 1893 г. Но Орта пользовался скорее графически­ми средствами, Шехтель — объемно-пластическими. Пластическая тема здесь — мотив волны.

В формах здания Ярославского вокзала в Москве (1902) преоблада­ет новый стиль, а элементы национальной архитектуры используются как подчиненные. Творчество Шехтеля, а также таких архитекторов, как Г.К. Олтаржевский и Л.Н. Кекушев, можно отнести к «западной» версии русского модерна.

Московский архитектурный модерн реализовался в жанре особня­ка и доходного дома. Каждый архитектор включал в число объектов и элементы внутреннего убранства дома: дверные ручки, отделку стен, камины, интерьеры библиотек, гостиных и особенно лестницы. Зада­ча модерна в интерьере — «приладиться прямо к жизни и создать для современного человека ту обстановку, в которой заботы его станови­лись бы легче, отдых возможнее, а жизнь уютнее и отраднее»1.

1 Дягилев СП. Современное искусство // В кн.: Сергей Дягилев и русское искусст­во. М„ 1982. Т. 1.С. 164.


Время позднего модерна в Москве связано с элементами неоклас­сики. Примерами могут служить здания Шехтеля 1907—1909 г. — ти­пография газеты «Утро России» в Страстном проезде (Б. Путинков­ский переулок) и Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке. Привычные экспрессивные витые фор­мы исчезают, сменяясь классическими элементами. Однако колонны играют роль скорее выведенного на фасад каркаса сооружения, неже­ли намекают на строгую ордерную систему. Эта классика с миниму­мом элементов классической архитектуры. Ее выразительность осно­вана на пропорционировании деталей.

Работы И.С. Кузнецова — Деловой двор на Варваринской (ныне Славянской) площади — это целый разветвленный комплекс с про­думанной системой транспортировки и хранения товаров, с подва­лами и внутренними дворами. Конструкция начинает играть роль орнамента, а орнамент — конструкции. Аналогичным образом вы­полнена и мебель архитектора И.А. Фомина, приближающаяся к не­оклассике.

Поздний модерн трансформируется в сторону неоклассики, геоме­тричности, лаконичности так, как это происходило в работах Макин­тоша или Венских мастерских.

В начале 1900-х гг. мебель и обстановка в стиле модерн редко встречались в жилых домах и особняках. Заказчики среднего достатка и выше предпочитали проверенные, классические образцы. В магази­нах можно было заказать не только планировку, но и развертку стен, мебель по специальным проектам.

В новом стиле обычно обставлялись банки, гостиницы, фабрич­ные и заводские конторы, больницы, почтовые отделения, т.е. обще­ственные учреждения, где была востребована простота, ясность, ги­гиеничность.

В начале XX в. прошли две выставки, решавшие общую задачу — показать широкому зрителю возможности нового стиля в создании интерьера.

Первая — «Архитектура и художественные ремесела нового сти­ля» — состоялась в Москве в декабре 1902 г. В ней, в частности, участ­вовали: Ч.Р. Макинтош, Й. Ольбрих, Е.Д. Поленова, И.А. Фомин. Мебель Макинтоша экспонировалась в отдельном выгороженном ин­терьере, имитировавшем реальную обстановку дома. Мебель Фомина во многом похожа на мебель Макинтоша: минимум декора, геометри­зация форм, впечатление спокойной созерцательности. В то же время



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


Глава 4. Русский модерн: поиски стиля



 


трапециевидные формы сообщают ей более устойчивый, основатель­ный вид.

Вторая выставка — «Современное искусство» — открылась в янва­ре 1903 г. в Петербурге в снятом на время помещении на Большой Морской. Целый этаж был отремонтирован и перестроен для того, чтобы представить ряд образцовых комнат со всем убранством. Ини­циаторами проекта были князь С.А. Щербатов и В. В. фон Мекк, вла­делец Московско-Рязанской железной дороги.

«Предполагалось, — вспоминал М.В. Добужинский о выставке, — что поистине необыкновенно красивое убранство комнат явится бле­стящим сюрпризом и ошеломит петербургскую публику, даст толчок вкусу, чуть ли не создаст новую эру... Так думал и предвещал энтузиаст Грабарь. Действительно, была великолепна темно-синяя столовая Бе-нуа—Лансере с белыми пилястрами, с бирюзового цвета панно, с бе­лой мебелью и тяжелой хрустальной люстрой: был очарователен овальный будуар Бакста с малиновым ковром, тонкими трельяжами и зеркальными стенами, и очень уютная " чайная комната" Коровина с ткаными панно, изображающими осеннюю кленовую листву. Полу­этажом выше ютилась низенькая светелка, придуманная Головиным, в сказочном русском духе, с весело раскрашенной резьбой, совами, райскими птицами»1.

Рис. 22 А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере. Сто­ловая. Фрагмент экспозиции выстав­ки «Современное искусство». Санкт-Петербург. 1903


Эскизы художников были адаптированы на фабрике под реальную технологию, конструкцию, размеры. Мебель получилась необычно светлой, изящной, тонкой. Дягилев отмечал, что организаторы избег­ли «корявости и самодельщины», все качественно и функционально исполнено. На стуле можно сидеть, ящики шкафов запираются, все работает, как задумано. В столовой стоял овальный стол, у которого боковые полукруглые части могли либо опускаться на петлях, либо вся эта часть целиком могла отставляться и, стыкуясь с другой такой же, превращаться в круглый стол (рис. 22).

Будуар украшала мебель, выполненная по эскизам Л.С. Бакста. «Ножки шифоньерки, диванчиков и столиков были настолько тонки, что только мастерство Свирского обеспечило прочность этой нежной женственной мебели, от которой, по словам Бакста, должен был исхо­дить " аромат духов и пудры"», — писал Щербатов1.

Устроителям хотелось повторить опыт Макинтоша по созданию интерьеров. И все-таки это были скорее декорации, чем реальные жи­лые комнаты. «Нужен архитектор, который превратил бы сказочный замок в жилую комнату» — таковы были некоторые отзывы.

Модерн использовал технику, технические мотивы как одно из вы­разительных средств. Принципы мостостроительства повлияли и на работы уже следующего поколения дизайнеров — конструктивистов. Особой популярностью в России пользовались решетчатые каркас­ные конструкции: они представлялись идеалом не только техничес­ких, но и вообще любых сооружений и промышленных изделий. Именно в инженерном деле яснее всего проявлялась объективная ба­за формообразования — видимое отражение работы материала, его сопротивление нагрузкам.

Модерн творчески переосмыслил формально-композиционный опыт народного искусства.

Тот факт, что модерн в России довольно быстро завершился нео­классикой в своих наиболее ярких произведениях, помог формирова­нию конструктивизма на следующем этапе.

Рубеж веков стал временем появления в повседневной жизни мас­сы технических новаций, изобретений. Стиль модерн — первый ди­зайн-стиль эпохи электричества. Так же, как стиль Эйфелевой башни или Хрустального дворца принадлежит эпохе паровых машин, а «из-мы» начала XX в. — эпохе радио, телеграфа и авиации.


 


1 Цит по: Гусева И. Н.Ф.Свирский поставщик двора его Императорского Величест­ва и «Современное искусство» // Пинакотека. 1998. № 6—7. С. 53.


Там же. С. 54.


7-4651



Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура


 


Вопросы и задания

1. Проанализируйте роль русской инженерной школы в развитии отечест­
венного дизайна.

2. Какие экспонаты Нижегородской ярмарки 1896 г. можно считать при­
мерами дизайна?

3. В чем проявилась связь русского модерна, неорусского стиля и тради­
ций Средневековья?

4. Почему при выполнении орнамента на мебели в Абрамцевских мастер­
ских использовалась технология трехгранно-выемчатой резьбы?

5. Назовите характерные тенденции в проектировании мебели и интерье­
ра в конце XIX — начале XX в. в России.

Литература

Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994.

Воронов Н.В. Российский дизайн. М., 2001. Т. 1. Ч. 3.

Кириченко Е.И. Русский стиль. М., 1997.

Примаченко П.А. Русский торгово-промышленный мир: Фотокнига. М, 1993.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2175. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия