Студопедия — Что такое дизайн и что считать его историей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что такое дизайн и что считать его историей








Определение дизайна

В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «design» разъ­ясняется и как глагол, и как существительное. В первом случае оно означает: указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться создать что-либо с определенной целью. Во втором — цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий, предварительный набросок, компоновку, расположение элементов в художественном произведении, декоративный мотив, область созда­ния форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств. Мало того, что слово многозначно, им называют и процесс создания, зарождения, воплощения, и результат деятельности.

Буквальный перевод слова «дизайн» с английского на русский — «план», «рисунок», «чертеж». Дизайнер — человек, умеющий плани­ровать, рисовать, чертить. Одновременно «дизайнер» в переводе с ан­глийского — «хитроумный человек».

В англоязычной Библии времен Реформации во фразе «В начале сотворил Бог небо и землю» слово «сотворил» обозначено как «designed». Мир был Творцом «спроектирован»...

В современной англоязычной литературе под словом «design» мо­жет пониматься и стиль, и проект, и проектирование, и собственно дизайн как профессиональная деятельность, существующая наравне с архитектурой или инженерным проектированием, которое называет­ся «engineering design». В этой размытости сферы деятельности и по­нятий есть плюсы и минусы. Минус — трудно ухватить суть. Плюс — в том, что дизайнер в наш век узких специалистов в науке, технике,



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей



 


           
   
   
 
 
 


даже искусстве и культуре сохраняет программно заявленный в мо­мент зарождения профессии пафос универсальности.

Первый журнал, имеющий в своем названии слово «дизайн», — «Journal of Design» — появился в Англии в 1849 г. Журнал был основан сэром Генри Коулом, государственным деятелем, художником-проек­тировщиком, инициатором проведения Всемирной выставки в Лон­доне 1851 г. В предисловии к одному из первых номеров редактор жур­нала Ричард Редгрейв отмечал: «Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой ве­щи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово " дизайн" для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полез­ной функции, нежели с единством обоих сторон»1.

Написано это вскоре после завершения промышленной револю­ции, когда, собственно, и зародилась новая профессия — художник-проектировщик промышленных изделий.

Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, сравни­мый с архитектурой, книжным оформлением, театральной сценогра­фией... Но, в отличие от них, он не имеет четких предметных границ. Считается, что дизайнер в принципе может заниматься всем, что его метод мышления — поиск эстетически осмысленных, оригинальных, остроумных решений на основе минимальных материальных затрат и минимального, экономного вмешательства — универсален.

Дизайнер потому и универсал, что он видит общую организацию формы в вещах. Компоновка, комбинаторика, перестановка дета­лей — главный метод дизайна. Его дело — определение формальных свойств промышленно произведенных предметов, их «приручение» с точки зрения удобства пользования, соразмерности человеку (учет факторов эргономики), достижение рационального и современного внешнего вида, соответствие выбранной формы технологии и матери­алам, ориентация на определенные культурные группы и типы потре­бителей. Предмет становится средством коммуникации для дизайне­ра, особенно это существенно для графического дизайна.

Есть несколько официальных определений дизайна. Приведем два наиболее распространенных.

В 1969 г. на конгрессе ИКСИД (ICSID) — Международного совета по промышленному дизайну — было принято определение, предло-

Цит. по: HeskettJ. Industrial Design. London, 1995. P. 20.


женное еще в 1950-х гг. президентом этой организации, ученым и пе­дагогом знаменитой Ульмской школы дизайна в Германии Томасом Мальдонадо: «Дизайн является творческой деятельностью, цель кото­рой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внеш­нему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охва­тить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством»1.

Спустя более 30 лет Н.В. Воронов сформулировал еще одно опре­деление, более точно отвечающее современным представлениям: «Дизайн — органичное новое соединение существующих материаль­ных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компо­новки при необходимом использовании данных науки с целью прида­ния результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это опре­деляет наличие присущих дизайну социальных последствий, прояв­ляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином " дизайн" может определяться собственно замы­сел (проект), процесс его реализации и полученный результат»2.

Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:

«Что такое дизайн? Это план размещения каких-либо элементов таким образом, чтобы они наилучшим образом служили определен­ной цели» (Чарлз Имс, США);

«Хороший дизайн — минимум дизайна» (Дитер Рамс, Германия);

«Конструктивизм (в смысле дизайн. — А.Л.) — есть искусство бу­дущего» (Александр Родченко, СССР);

«Дизайнер — создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия);

«Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конст­руировании цивилизованного мира» (Филипп Старк, США);

«Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой» (Этторе Соттсасс, Италия);

«Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко Исиока, Япония)3.

1 Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. М., 1970. Вып. 1. С. 30.

2 Воронов Н.В. Суть дизайна. М, 2002. С. 16.

3 Цит. по: Everything Reverberates. Thoughts on Design. San Francisco, 1998.



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей



 


       
   
 
 


Первый вывод, следующий из приведенных определений и отзы­вов, — дизайнером может стать каждый. Это так же естественно, как жить, дышать, любить. Второй вывод: идеи и решения не приходят неизвестно откуда, они в нас самих и вокруг нас; дизайнер — человек, умеющий видеть, замечать, отбирать, комбинировать. Третий вывод: дизайн — это универсальная проектная деятельность, в орбиту кото­рой входят и промышленные изделия, и мебель, и текстиль, и одежда, и объекты графического дизайна, и малая архитектура (городской ди­зайн, включающий витрины, вывески, остановки и т.д. и т.п.), и транспорт — как эксклюзивный, так и серийный. Во всех этих пред­метах обнаруживаются общие стилистические закономерности, об­щие соотношения материала, технологии и формы, общая проектная направленность. Дизайн, таким образом, отвечает за целостность предметного мира.


Рис. 1

Дж. Уатт.

Паровая машина. 1799


 



Кто же первый дизайнер?

Отсчитывая историю дизайна с момента возникновения должности дизайнера, мы отметим 1907 г., когда немецкий архитектор Петер Бе-ренс получил пост художественного директора немецкой компании «AEG»1. Он отвечал за дизайн электротехнических изделий, внешний имидж компании, рекламу продукции и архитектуру цехов.

Англичане считают первым дизайнером Кристофера Дрессера, прославленного выпускника Национальной школы дизайна. Его ра­боты 1870-х гг. в дизайне посуды, декоративных орнаментов, керами­ческой плитки, украшений отличались функциональностью, элегант­ностью и минимумом орнамента.

Если считать, что дизайн зародился с появлением художников-изобретателей, то необходимо вспомнить о Леонардо да Винчи. На­брасывая схемы строительных механизмов, геликоптеров, водолаз­ных колоколов, он пользовался таким распространенным в дизайне принципом проектирования, как компоновка. Комбинируя извест­ные узлы и элементы, художник получал новые объекты. Воздушный винт с вертикальной осью — геликоптер. Комбинация рычагов и пе­репончатых крыльев — махолет и т.д. Рисунок был для него инстру­ментом проектирования, изображения, представления того, что еще

1 AEG — Allgemeine Elektrizitats-Gesellschaft (Всеобщая электрическая компания).


не существовало. Чертежи первой паровой машины Джеймса Уатта можно также отнести к жанру дизайнерской проектной графики (рис. 1). В петровские времена Андрей Нартов, русский изобретатель и инженер, разрабатывая проекты станков, старался придать им более гармоничный облик.

Среди вещей, которыми мы пользуемся, многие существуют не одно тысячелетие. Материальную культуру Древнего Египта или времен Античности часто называют протодизайном и также включа­ют в историю дизайна. Здесь представляют интерес наиболее рас­пространенные, анонимные, обыденные вещи, конструктивные принципы и устройства, в которых полезный эффект достигается минимальными средствами. Например, колесо, стул, обувь, одежда, оружие, письменные принадлежности, мотыги и лопаты, топоры. Все эти вещи роднит с современными дизайн-объектами то, что они создавались не для украшения, а ради выполнения определенных функций.

Вещь как инструмент

На некоторых островах Полинезии еще в конце XIX в. пользовались каменными топорами и каменными рубилами. Рабочие части этих «стамесок», предназначенных для выдалбливания лодок и черпаков для воды, изобретательно прикреплены к причудливо изогнутым ру-



Часть 1. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей



 


кояткам. Столетиями выбирались единственно возможный угол на­клона рубила, форма и длина рукоятки, расположение центра тяжес­ти. В результате наклон угла режущей кромки и изгиб рукоятки сов­падают с траекторией и кинематикой движения руки. Тем же объясняется и характерный изгиб серпа или косы.

Инструменты демонстрируют фундаментальный принцип дизай­нерского проектирования — отношение к вещи как к продолжению тела человека, позволяющему преодолевать наши «несовершенства». Ложка или черпак — это сложенная лодочкой ладонь, топор — острый предмет, зажатый в руке, сеть — переплетенные пальцы двух рук, оч­ки — дополнительные глаза, ходули — продолжение ног. Этот тезис функциональной антропологии был интерпретирован французскими учеными еще в 1960-е гг.1

Инструментальная функция вещи определяет специфику ее фор­мы и конструкцию. Но привычки и потребности меняются, и потому иногда трудно установить способы употребления и назначение старинных вещей. Как менялись традиции и условия жизни на протя­жении веков, можно проследить на примере обыкновенных столовых приборов. У некоторых ножей и вилок XVI в. к рукоятке прикрепле­ны на первый взгляд совершенно бесполезные «ножки», приподни­мающие их на 5—7 см над поверхностью стола. Иногда «ножки» были даже складными, т.е. убирались в ручку. Благодаря таким приспособ­лениям можно было быстро взять вилку и нож, не запачкав стол или руки. Уже в последующие эпохи для этой же цели применялись спе­циальные подставки.

Изготавливались и дорожные столовые приборы, которые знать возила с собой. Минимальный набор состоял из вилки, на которую при помощи трех дополнительных «ушек» можно было насадить чер­пак от ложки (юг Германии, XVII в.). Все эти предметы, богато орна­ментированные на библейские сюжеты, иногда превращались в на­стоящие маленькие скульптуры.

Дорожный набор настоятеля собора (Германия, конец XVIII в.) в соответствии с принятым в те годы уровнем комфорта насчитывал 140 предметов, куда входили туалетные принадлежности, посуда и столовые приборы, косметика, ножницы и щипцы, сосуды с солью, сахаром и специями. Можно вспомнить и подробно описанную Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» дорожную шкатулку Чичикова с

1 См.: Volli U. The rishness of ambiguity // Stileindustria. 1996. № 8. P. 54.


множеством отделений и ящичков для туалетных и письменных при­
надлежностей. I---------- —----------- ■ -----

Челябинская государственная

академия культуры и искусств

Вещи как связующее звено между лку ручная библиотека

Кроме функции инструментальной вещи выполняют не менее важ­ные для человека коммуникативные, информационно-статусные (от родовых знаков и гербов до знаков различий, эмблем, систем информации и коммуникации), эмоционально-психологические и магические функции. В.Ф. Сидоренко, один из ведущих теоретиков дизайна в России, обозначил комплекс этих функций как интегра-тивный1.

К примерам чисто магического дизайна можно отнести татуиров­ку, обрядовые маски и костюмы, орнаменты на воротниках и подоле, препятствующие проникновению злых духов под одежду. Магичес­кая, волшебная функция столь же психологически реальна и потому требует для своего воплощения соответствующих средств — цветогра­фических, орнаментальных, структурных, изобразительных, симво­лических и т.д. Предмет, наделенный полезной рабочей функцией и неким магическим содержанием, становится уже не просто предме­том, а коммуникативным инструментом, его использование связано с ритуалами для посвященных.

Особое место среди объектов протодизайна занимают лодки: вы­долбленные из ствола дерева катамараны и тримараны (лодка с при­вязанными по бокам поплавками), конструкция которых позволяет при довольно больших парусах сохранять устойчивость. Аналогич­ные конструкции стали использоваться в легких судах Европы лишь в XX в. Долбленые стволы служат и в качестве сигнальных бараба­нов. Причем барабаны такой же конструкции встречаются и у пле­мен Заира, и у папуасов Новой Гвинеи. Это ствол, вырезанный в форме тела какого-либо священного животного, с выдолбленной се­рединой и прорезью в верхней части. Обычно он устанавливается на невысоких опорах. Два типа колотушек дают различные звуковые тона. Для передачи сообщений существует система кодировки, ос-

1 См.: Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. М., 1983. С. 47. Помимо инструментальной и интегративной функций вещи здесь представлены две другие: адаптивная (т.е. защитная, вещь-помощник) и результативная (вещь как резуль­тат определенного планирования развития той или иной проектной ситуации).



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей



 


       
 
   
 


нованная на количестве ударов, высоте звука и длине пауз между ни­ми, — прообраз азбуки Морзе, передающей своеобразные «биты» информации.

Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры

Любой предмет, древний или современный, связан с суммой техноло­гических знаний и процессов. Не так-то просто изготовить самый ба­нальный каменный топор или рубило. Студенты-антропологи в США лишь путем проб и ошибок установили наиболее эффективные углы нанесения ударов одного камня по другому, позволяющие за мини­мальное число операций получить острые режущие кромки.

Но речь идет и о технологии применения вещей. Многие предме­ты доисторической, да и исторической поры до сих пор остаются за­гадками именно из-за незнания того, как они использовались.

В прошлом технология изготовления полностью определяла кон­струкцию и внешний вид вещи. Мастера умели обыкновенную дере­вянную ложку вырезать в 17 операций, оставлявших на поверхности следы. Отработанная веками совокупность ударов порождала пред­мет. Говоря об анонимном протодизайне, прежде всего подчеркивают естественность материалов и особенности их обработки, следующие за внутренней структурой и физическими свойствами. Работая с дере­вом, мастера искали эффективные технологии и конструкции. Гото­вые стулья и табуреты могли буквально «находить» в срубленных де­ревьях. Достаточно было выбрать кусок ствола с отходящими от него четырьмя сучками, обрезать лишнее — и сиденье готово. Широко применялось соединение плоских деталей или бревен «на врезках» или по типу сруба. Этот принцип наиболее распространен в простей­ших детских конструкторах, а также в абстрактных пространственных композициях художников-авангардистов. С той лишь разницей, что вместо бревен здесь используются листы картона или металла с про­резями на ширину материала и детали прочно удерживаются за счет силы трения. Обращение к технологии соединения деталей «на врез­ках» или использование модульно-пропорциональных соотношений размеров роднят русский конструктивизм с древнерусским деревян­ным зодчеством.

Самая древняя из сохранившихся технологий получения различных форм изделий — плетение. Эта операция легко поддается алгоритмиза-


ции и компьютерному моделированию. Наблюдая за тем, как мастер плетет, например, корзину, нетрудно заметить, что он автоматически придерживается неких модульных соотношений размеров (рис. 2).

Тот же принцип плетенки использовался и в русских берестяных изде­лиях. «Не будет преувеличением сказать, что в истории культуры Руси бе­реста сыграла не менее важную роль, чем папирус в истории цивилизации Древ­него Египта»1.

Береста (верхний слой березовой коры; в разных районах ее называли по-разному: береста, берества, бересто, скала), гибкий, податливый, водоне­проницаемый, «теплый» материал с белой гладкой поверхностью, не требу­ющей дополнительной обработки, бла­годаря своим свойствам оказался уни­версальным.

Рис. 2 Мастер плетет корзину

Заготавливали бересту ранней вес­ной. Саргу (берестяную ленту, или лыко) срезали со ствола по спирали, получая ленты длиной несколько ме­тров. Перед началом работы саргу смазывали льняным маслом и при­ступали к плетению при помощи кли­нообразного инструмента — кочедыка. Сшивали полоски такими же берестяными лентами, иногда применяли принцип соединения в прорези.

На бересте писали, рисовали географические карты. Из бересты шили лодки. Берестяные пластины — скалы — подкладывали под те­совые кровли. Даже болотные сапоги, непромокаемые куртки и фу­ражки можно было сплести из бересты. Берестяными были и ведра, выполненные на основе сколотней — снятой целиком по кругу с де­ревянного чурбака коры, к которой приделывали дно и ручку.

Блинов Г. Берестяные сказки // Знание — сила. 1986. № 5. С. 24.

Но самыми распространенными изделиями были короба, туеса, корзины, чехлы для ножей, плетеные бутылки и шаркуны — погре­мушки с сухими семечками или камушками внутри. Заплечные коше­ли с лямками служили чем-то вроде рюкзаков. Они могли быть и двух-



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей



 



алойными. Благодаря прекрасной теплоизоляции пища в них долго сохранялась горячей или холод­ной — по необходимости. Все это было легким и прочным, детали легко поддавались замене и по­чинке.

Рис. 3 Ф. Гери. Кресло. 1991—1992. Производство фирмы «Knoll». Гнутое дерево с ламинированным покрытием

Туески, лукошки, коробки украшали росписью, тиснением, процарапыванием, а также про­резным орнаментом. В Вологод­ской области в начале XX в. в ка­честве сувениров для горожан и дачников делали футляры для очков, сухарницы, конфетницы и подстаканники.

Та же технология, несмотря на

кажущуюся архаичность, часто встречается и в произведениях совре­менных дизайнеров и художников. Используя переплетение широ­ких полос, Фрэнк Гери сконструировал кресло с необычными свой­ствами (рис. 3). Вместо традиционных ножек, спинки и сиденья здесь комбинация нескольких плетеных поверхностей.

Переплетение двух фотоизображений в коллаже художника созда­ет впечатление, будто одна фотография входит в другую и буквально растворяется в ней.

Один из конструктивных принципов, имеющий более чем тысяче­летнюю историю, — шарниры.

В Римско-германском музее в Кельне хранится крошечный брон­зовый экспонат — подставка для светильника, состоящая из трех вза­имно соединенных шарнирных элементов, благодаря которым она складывается в небольшую палочку. По тому же принципу изготовля­лись складные стулья в Древнем Египте и Греции.

В Средние века на шарнирах мастерили откидные кровати, поход­ные складные столы. Хитроумные шарниры и сочленения, напомина­ющие панцирь насекомых, применялись в конструкциях рыцарских доспехов. В устройстве тента кареты или автомобиля с откидным ку­зовом, в конструкции фотоаппарата с раздвижным мехом, рычажных весах, шатунах паровоза мы видим все тот же элемент. В одном случае он позволяет сделать вещь складной и в то же время точно соблюсти


необходимые габариты и размеры (например, дверь в троллейбусе). В другом случае служит для измерения веса. В третьем — это необхо­димая деталь механизма по превращению поступательного движения во вращательное.

Серия шарниров, соединенных друг с другом, напоминает уже пе­реплетения ткани и превращается в конструкцию решетки. Универ­сальность ткани как материала объясняется ее гибкостью, способнос­тью трансформироваться, принимать любую форму. На том же принципе шарниров основаны раздвижные кронштейны для ламп, решетки, потолки, столы и т.д.

Таким образом, историю дизайна можно рассматривать с самых раз­ных точек зрения. Эволюция стилей дает смену форм в зависимости от культурно-исторических эпох и художественных открытий. Функцио­нальные особенности вещи раскрывают изобретательность их создате­лей, условия использования. Конструктивный анализ помогает увидеть повторяющиеся на протяжении веков пространственные, динамичес­кие и модульно-геометрические структуры. Коммуникативные, маги­ческие функции объясняют социокультурную роль вещи. Способы из­готовления свидетельствуют о происхождении тех или иных форм. Авторские наброски и идеи раскрывают методы проектирования.

Вопросы и задания

1. В чем специфика дизайна по сравнению с другими видами творческой
художественной деятельности?

2. Назовите основные функции вещи.

3. Назовите некоторые повторяющиеся на протяжении веков конструк­
тивные принципы организации формы и структуры вещи.

4. Что может быть объединяющим принципом в устройстве следующих
вещей: полинезийский барабан, телеграф с азбукой Морзе и компьютер?

5. Что общего между носовым платком, волейбольной сеткой, радиобаш­
ней инженера В.Г. Шухова и лаптями?

Литература

Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.Б. Смир-нитского. М., 1995.

Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М., 2001.



 


 



Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности


 


Соловьев Ю.Б., Сидоренко В.Ф., Кузьмичев Л.А. и др. Методика художест­венного конструирования. М., 1983.

ХолмянскийЛ.М., Щипаное А. С. Дизайн. М., 1985.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3595. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия