СТИЛИ И СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕ XX в
Абстрактное искусство — беспредметное нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности. Его выразительные средства опираются не на подобие реальных форм, а на комбинации и ритмы цвета, геометрических или свободно текущих форм, пятен цвета, сочетания фактур. Рассматривалось как следующий шаг после кубизма. Авангард — центральная мировоззренческая установка «неклассического» искусства, связанная с отрицанием традиционных смыслов и ценностей культуры. Включает несколько направлений изобразительного искусства и дизайна: кубизм, футуризм, супрематизм, примитивизм и т.д. Ар деко — сложная смесь социокультурных факторов, формально-композиционных приемов, тенденций, стилистических признаков, характерных для европейского и американского дизайна в период между двумя мировыми войнами. С одной стороны, в нем есть отголоски кубизма, коммерческое использование модернистских экспериментов начала XX в., впечатления от дягилевских «Русских сезонов» и археологических находок в Египте, использование стилистики и достижений «Баухауза». С другой — этот термин стал обозначением стиля салонов, роскошных дорогих интерьеров, созданных французскими дизайнерами в середине 1920-х гг. Архитектон — термин, придуманный К. Малевичем для обозначения оригинальных скульптурно-архитектурных моделей, основанных на внедрении принципов формообразования супрематизма в объемные сооружения. Аэростиль — характерная тенденция в коммерческом американском дизайне 1930-х гг., связанная с преобладанием обтекаемых форм сложной кривизны не только в транспорте, но и в бытовых изделиях. Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в. Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в.
Дадаизм — авангардное художественное направление начала 1910-х гг., связанное со смешением контекстов, зашифрованностью художественного языка, коллажностью, предъявлением реальных предметов как объектов искусства, предшественник поп-арта. «Де Стиль» — стиль группы голландских художников и архитекторов, возникшей в 1917 г. Участники группы искали равновесия и гармонии искусства и жизни на основе комбинаций простейших прямоугольных геометрических форм. Импрессионизм — передача эмоциональных впечатлений от состояний природы, разложение цвета на составляющие мазки чистых цветов, отказ от академических традиций искусства в пользу сюжетов, взятых из повседневной жизни. Кинетизм (кинетическое искусство) — вид пластического искусства, родившийся в XX в., в котором основным средством художественной выразительности служит движение: равномерное или прерывистое, реальное или иллюзорное, циклически повторяющееся или непредсказуемое. Мобильные или трансформирующиеся формы приводятся в движение электромотором, потоками воздуха или вручную. Как правило, подобные объекты являются интерактивными, допускающими вмешательство зрителя. Принципы кинетического искусства широко применяются в рекламе, скульптуре и электронных устройствах. Кич — характеристика предметов, сочетаний элементов, форм и цветов в вещах, отличающаяся стихийностью, безвкусием, наивностью. Конструктивизм — концепция формообразования и влиятельное творческое направление в советских архитектуре и дизайне, сложившееся в 1920—1922 гг. Характеризуется преувеличенным вниманием к структурной, рациональной, модульно-геометрической составляющей формы. Наибольшее развитие получила сфера графического дизайна. Концептуализм (концептуальное искусство) — направление в мировом искусстве 1960—1970-х гг. В нем объединяются процесс творчества и процесс его исследования, продукт — идея, документация. Это система умозрительных представлений и понятий, позволяющих отнести тот или иной объект к сфере искусства; построение игровой парадоксальной умозрительной ситуации со своими правилами. Кубизм — влиятельное стилевое направление в визуальных искусствах начала XX в. Одна из его художественных задач заключалась в разложении объемных форм видимого мира на основные геометрические элементы. Сдвиги, наложения, комбинации элементов форм предметов должны были передать впечатление одновременности восприятия объекта с различных сторон. Характеризовался также включением в произведения самых разнообразных живописных фактур и механически обработанных поверхностей, элементов реальной печатной продукции (коллаж). Модерн — стиль в пластических искусствах, в том числе в дизайне и архитектуре в конце XIX — начале XX в. В нем отразились философ-ско-эстетические утопии символизма, попытка постичь тайны мироздания. Характеризовался использованием плавных, упругих линий, интересом к орнаменту, целостным проектированием среды. Модернизм — совокупность авангардных творческих течений и направлений в различных видах искусства и дизайна в начале XX в., художественная идеология, эстетика, опирающаяся на ценности современной художественной свободы и индивидуальности. Искусство приобретает интернациональный характер, значение местных школ снижается. Оп-арт — использование научных исследований и закономерностей зрительного восприятия с целью создания иллюзорных образов движения на основе геометрических форм, разнообразных растровых систем, муаров. Поп-арт — направление в искусстве, дизайне, в том числе графическом, в котором банальные повседневные предметы (обычно комиксы, дорожные знаки, консервы, гамбургеры) или известные личности (фигуры популярных певцов, политиков и т.д.) использовались как объекты в произведениях и нередко буквально физически помещались в картины и инсталляции. В значительной степени британский и американский культурный феномен 1950—1960-х гг. Постмодерн, постмодернизм — художественная и культурная идеология второй половины XX в., призывающая к коррекции идеологии модернизма. Постмодернизм смягчает жесткость проектных установок модернизма, выражавшихся в стремлении спроектировать весь мир заново, допускает в искусство, дизайн и архитектуру юмор, исторические цитаты и элементы массовой культуры. Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в.
Стайлинг — стратегия американского коммерческого дизайна 1930—1960-х гг., связанная с созданием современных, модных, понятных потребителю и выразительных форм промышленных изделий. Супрематизм — авторская творческая концепция К. Малевича, новая космогония искусства, глобальное переустройство мира на основе геометрических элементов — плоскостей, окрашенных чистым цветом, парящих в бесконечности белого пространства. Символ супрематизма — картина Малевича «Черный квадрат» (1915). Сюрреализм — направление, выросшее из дадаизма, вне- или сверхреальность, символическое выражение неосознанных желаний в форме комбинаций визуальных образов-символов, парадоксальные сочетания смыслов в произведениях изобразительного искусства, рекламе, модных изделиях. Функционализм — общая тенденция мирового дизайна 1950— 1970-х гг., проявилась в минимуме декора во внешней форме, в незаметности дизайна, в действительных, а не мнимых свойствах вещей, максимально учитывающих человеческий фактор, эргономику, удобство пользования. Термин стал использоваться и с некоторой стилевой окраской, иногда как одно из проявлений интернационального стиля. Футуризм — направление в искусстве начала XX в. (1909—1920-е гг.), охватившее литературу и живопись, скульптуру и архитектуру, фотографию, кино и театр, дизайн и моду. Основная идея — передача всего комплекса динамических ощущений современной жизни нетрадиционными сочетаниями и приемами художественной выразительности, взятыми из различных видов искусства. Хай-тек — стилевое направление в мировом дизайне и архитектуре 1970-х гг., связанное с предъявлением через форму и конструкцию изделий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промышленных технологий, точности стыковки деталей, применением в устройстве жилой среды узлов, конструкций и деталей, используемых в промышленности, торговле и на транспорте. Отличается обилием металлических поверхностей с различной фактурой, преобладанием ахроматической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого. СОДЕРЖАНИЕ Введение Путешествие в мир дизайна ЧАСТЬ I Дизайн и зарождение проектной деятельности Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей......... 11 Определение дизайна................................................... 11 Кто же первый дизайнер?.................................................... 14 Вещь как инструмент................................................... 15 Вещи как связующее звено между людьми........................ 17 Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры........... 18 Вопросы и задания.................................................................. 21 Литература............................................................................... 21 Глава 2. От канона — к началам проектирования............ 23 Канон, ремесло и функциональные факторы.................... 23 Картина мира и создание механизмов............................... 28 Вопросы и задания............................................................ 33 Литература............................................................................... 34 Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство и эстетика машин............... 35 Массовое производство и мануфактуры........................... 35 Проект Петра I............................................................... 36 Всемирные выставки и Хрустальный дворец.................... 39 Транспорт и связь — рационализация и инфраструктура.. 43 Содержание Содержание
Изобретательский бум...................................................... 45 Красота в технике.............................................................. 48 Вопросы и задания............................................................ 52 Литература......................................................................... 52 Сказочный стиль в русском модерне........................... 91 Модерн и интерьер, европейский вариант................... 94 Вопросы и задания............................................................ 98 Литература......................................................................... 98
ЧАСТЬ II Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения......................................................................... 55 Рождение фотографии.................................................. 55 Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр и галерея.......................................................................... 57 Массовая фотография. Фотография как визуальная память.............................................................................. 60 Вопросы и задания............................................................ 62 Литература......................................................................... 62 Глава 2. Строгановское училище и художественно- Организация и этапы эволюции Строгановского училища..................................................................... 63 Рисунок как центральная художественная дисциплина....................................................................... 65 Стиль, стилизация, орнамент....................................... 68 Вопросы и задания............................................................ 72 Литература......................................................................... 72 Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание».......... 73 Общие признаки стиля.................................................. 73 Предыстория стиля........................................................ 75 Расцвет стиля. Композиция интерьера и «мелочи жизни»....................................................... 77 Модерн и функционализм. Создание «Веркбунда»..... 81 Вопросы и задания............................................................ 84 Литература................................................................................ 84 Глава 4. Русский модерн: поиски стиля................................... 85 Дизайн и техника................................................................... 85 Неорусский стиль как предшественник модерна........ 89 ЧАСТЬ III Дизайн и авангардное искусство XX в. Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия) и концепция динамической формы.......................... 101 «Измы» XX в. и дизайн................................................. 101 Идеи футуризма............................................................. 103 Футуризм, театр и предметно-пространственное творчество................................................................. 105 Будетлянские книги, или Лаборатория графического дизайна....................................................................... 106 Вопросы и задания............................................................ 110 Литература......................................................................... 110 Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию.......................................................... 112 Концепция супрематизма и предметный мир............. 112 От УНОВИСа — к ГИНХУКу. Школа и научно-художествен «Де Стиль»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного формообразования.................................................... 118 Вопросы и задания............................................................ 123 Литература......................................................................... 123 Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение».... 124 Что такое конструктивизм?........................................... 124 Абстрактные конструкции — первый этап формирования концепции конструктивизма..................................... 125 Проект памятника III Интернационалу....................... 129 Теория конструктивизма.............................................. 132 Конструктивизм — ранний функционализм............... 136 Вопросы и задания............................................................ 139 Литература......................................................................... 14° Содержание Содержание
ЧАСТЬ IV У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна как профессиональной деятельности Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы........ 143 От экспрессионизма — к дисциплине форм................. 143 Дессау: институт промышленного дизайна.................. 148 Вопросы и задания............................................................ 152 Литература......................................................................... 152 Глава 2. Московский ВХУТЕМАС — школа конструктивизма.................................................... 153 История школы............................................................. 153 Пропедевтические курсы.............................................. 154 Проектирование как профилирующая дисциплина..... 157 Культура вещи и культура материала.......................... 160 Вопросы и задания................................................................ 163 Литература............................................................................. 164 Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже.... 165 Экспозиция......................................................................... 165 Одежда и ткань................................................................... 168 Графический дизайн, реклама и торговля........................ 171 Мебель............................................................................. 173 Вопросы и задания............................................................ 175 Литература......................................................................... 175 Глава 4. От ар деко до аэростиля...................................... 176 От кубизма — к функционализму................................. 176 Промышленный дизайн................................................. 180 Пионеры обтекаемых форм.......................................... 182 Вопросы и задания............................................................ 185 Литература......................................................................... 185 Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг................................ 186 Дизайн и общество........................................................ 186 На переломе стиля......................................................... 187 Метро............................................................................... 189 Транспортный дизайн и аэродинамика......................... 190 Уникальные объекты: «Максим Горький» и ОСГА-25...................................................................... 193 Быт и городской дизайн................................................ 194 Вопросы и задания............................................................ 196 Литература......................................................................... 196 ЧАСТЬ V Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности Глава 1. Скандинавский функционализм.......................... 199 Эстетика дома................................................................ 200 Традиционные и новые материалы............................... 201 Лучшее для большинства.............................................. 202 Вопросы и задания............................................................ 205 Литература......................................................................... 205 Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция.......................................................... 206 Первое поколение дизайнеров — чародеи формы...... 206 «Американская мечта» и автомобиль.......................... 211 1950-е годы: «золотой век» дизайна............................ 214 Искусство, наука и технология как источник идей и форм в дизайне................................................................... 217 Вопросы и задания............................................................ 221 Литература......................................................................... 221 Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества....... 222 Музей дизайна.................................................................. 222 Дизайн: проблемы организации деятельности................. 223 Образцы британского дизайна......................................... 225 От поп-арта до «нового» дизайна..................................... 227 Дизайн-студии: новые идеи............................................... 230 Вопросы и задания................................................................ 232 Литература............................................................................. 232 Глава 4. Германия — страна функционализма.................... 233 Традиции немецкого дизайна........................................... 233 Ульмская школа................................................................. 234 Дитер Рамс и стиль компании «Браун». Идеал дизайна 1960-х гг.......................................................................... 236 Системный подход и человеческий фактор.................... 238 Содержание Содержание
Вопросы и задания............................................................ 242 Литература......................................................................... 242 Глава 5. Дизайн на французский манер............................. 243 1950-е годы. Возрождение дизайна................................. 243 Автомобильный дизайн.................................................... 244 Системный дизайн............................................................ 246 Филипп Старк и его философия дизайна...................... 249 Вопросы и задания................................................................ 251 Литература............................................................................. 251 Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта..................................................................... 252 Послевоенные годы: «Оливетти», «Фиат» и другие.... 252 Изобретательность и технология формообразования. 256 Предмет и пространство: умные вещи......................... 258 Авангардный дизайн......................................................... 260 Две стратегии проектирования...................................... 262 Вопросы и задания............................................................ 264 Литература......................................................................... 264 Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура................................................ 265 Круговорот традиций и современности....................... 265 Освоение европейских и американских технологий.... 267 Обретение самостоятельности...................................... 269 Стиль, образы и технология постиндустриального мира.......................................................................... 270 Вопросы и задания............................................................ 273 Литература............................................................................. 274 Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность............................................................. 275 Экспериментальный дизайн транспорта....................... 276 Мебель и жилище: реальность и проекты.................... 279 Дизайн в государственной системе.................................. 282 Конгресс ИКСИД (ICSID) в Москве................................. 283 Системный дизайн........................................................ 284 Вопросы и задания............................................................. 287 Литература......................................................................... 288 Заключение Дизайн и инновации Стили и стилевые направления в искусстве Учебное издание Лаврентьев Александр Николаевич ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА Учебное пособие Редактор Н. Я. Марголина Корректор Т. А. Горячева Художественное оформление Н.Д. Горбуновой Компьютерная верстка С. С. Востриковой Подписано в печать 21.08.2006. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Гарнитура NewtonC. Усл.-печ. л. 19, 0+1, 0 вкл. Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 4651. УИЦ «Гардарики» 101000, Москва, Лубянский пр-д, д. 7, стр. 1. Тел.: (495) 621-0289; факс: (495) 621-1169 E-mail: gardariki@mtu-net.ru Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфкомбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, д. 93
Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности Литература Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. Воронов Н.В. Российский дизайн. М., 2001. Т. 2. Гл. 8, 9, 10. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987—2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М., 2002. Соловьев Ю.Б. Советский дизайн. Итоги и проблемы. 1962—1982 // Техническая эстетика. 1982. № 4. Художественное конструирование в СССР. 1976—1980: Обзор / Под ред. Ю.Б.Соловьева. М., 1982.
|