Общая характеристика субъективной социологии
В российской социологии одним из наиболее развитых направлений, наряду с позитивистским, было субъективное. С конца 60-х гг. Х1Х в. – времени его возникновения - до начала 20-х гг. ХХ в. оно проделало значительную эволюцию. Она становится понятной, если учесть, что к числу наиболее видных представителей субъективной социологии относятся П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, Н.И.Кареев. Что сближало этих достаточно разных социальных мыслителей? На каких основаниях исследователи относят их к одному социологическому направлению? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо дать самую общую характеристику субъективной социологии как одного из направлений российской социологии. При этом следует иметь в виду, что творчество некоторых из названных выше социологов (в первую очередь, Н.И.Кареева) не может быть целиком отнесено к данному направлению. Подобная ситуация будет встречаться нам и при рассмотрении иных направлений. Вначале несколько слов о самом названии этого направления. В литературе его называют по-разному – и субъективной школой, и этико-субъективной школой, и этико-психологической социологией и т.д. Представляется, что понятие “школа” в данном случае не соответствует тому, что на самом деле было. Ранее (при рассмотрении французской социологической школы Э.Дюркгейма и Чикагской социологической школы) мы уже давали характеристику школы в социологии, подчеркивая необходимость существования целого ряда признаков, таких как наличие неформального научного сообщества (объединенного на основе единой методологии), ярко выраженного лидера (лидеров), определенного статуса, центра для обмена научными идеями и т.д. Ничего этого не было в российской социологии, поэтому говорить о существовании субъективной школы (равно как и других) вряд ли правильно. Мы будем придерживаться более общего и широкого термина для характеристики близких (родственных, совпадающих по существу) взглядов определенной группы социологов – направления. Субъективная социология – это специфически российское социологическое направление. В основе его лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метода, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент. Субъективный метод рассматривался как подлинно социологический – в отличие от объективного, естественнонаучного. Поскольку основной единицей общества считалась личность (но не класс и не социальная группа), постольку социолог должен был исследовать ее помыслы и внутренние устремления. Именно они оказывают определяющее влияние на ее деятельность, а не объективные, внешние факторы. Поэтому для изучения деятельности личности нужен был в первую очередь субъективный метод, включавший в себя принцип “сопереживания” социолога исследуемому объекту. Представители этого направления особое внимание уделяли роли такого субъекта исторического процесса как личность, причем не просто личность, а критически мыслящая, осуществляющая творческую деятельность. Понятие личности стало центральной категорией субъективного направления. С тематикой личности оказались тесно сопряженными проблемы ее взаимодействия с массами, героев и толпы, социального прогресса, характера и путей изменения общественного строя, места и роли интеллигенции в жизни общества и др. Во всей этой проблематике представители субъективного направления всегда искали и видели нравственное начало, этическую сторону любой деятельности. Этот поиск был сопряжен с решением одной из главных задач, которую ставили перед собой российские социологи, - исследовать и выявлять такие возможности личности, такой ее потенциал, который мог бы быть направлен на улучшение, совершенствование как общества в целом, так и конкретных человеческих отношений. Субъективное направление, как и вся российская социология, было тесно связано с общественно-политическими течениями и движениями, в первую очередь с народничеством. Последнее представляло собой внутренне противоречивую систему самых различных взглядов, идей и ориентаций (политических, экономических, философских, социологических), обращенных к народу (в России это было прежде всего крестьянство) с целью изменения, улучшения – нравственного, религиозного, политического, экономического - его жизни. При этом общей идейной платформой народничества (несмотря на наличие в нем двух течений – революционного и либерального) было признание социально-экономической самобытности России и возможности, минуя капитализм как регрессивный общественный строй, перейти к социализму. Основой этого перехода считалась крестьянская община, которую многие идеологи народничества рассматривали вообще как готовую ячейку социализма. Они не видели значительных трудностей и проблем, связанных с ее функционированием и начинающимся разложением, в том числе и тех процессов социального расслоения, которые в ней активно происходили. Прежде чем перейти к анализу основных идей, определявших суть направления, - с учетом конкретных взглядов наиболее крупных его представителей по тем или иным проблемам социологии, дадим самую краткую и общую характеристику жизненного пути и творчества мыслителей.
|