В формировании личности
В педагогике, как и в других науках, имеется особый вид понятий, которые получили название категорий и еще более – дали названия педагогическим теориям. Так понятие «воспитание» носит в себе многоаспектный смысл и является основанием для развития теории воспитания. При этом отметим, что данное понятие имеет и житейское (донаучное) представление, с которым многие люди проживают свою жизнь: это воздействие на ребенка, это влияние взрослого на ребенка, это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни. Имеется теоретический подход к определению понятия «воспитание». И здесь можно выделить различные составляющие названного определения. Отдельные составляющие могут быть выделены на основе определенных правил. Анализ закона «Об образовании» дает такую возможность. Если образование понимается как воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства, то очевидно, что в термине «образование» присутствуют два процесса. К одному из таких процессов и относим воспитание. Далее следует выделить характеристики процесса воспитания, ориентируясь на его результат. Результатом воспитания выступает сформированность у человека определенных качеств. Поэтому определение понятия воспитания раскрывает сущность условий получения данного результата: – передача опыта старших поколений; – организация деятельности и общения детей; – приучение подрастающего поколения к требованиям государства и общества; – управление в процессе воспитания развитием и саморазвитием личности. Широта подходов к определению понятия позволяет выделить различные смыслы в известных определениях [42, с. 209]. Содержание понятия развивается, порою это развитие происходит не только за счет выделения новых видовых признаков, но и в явлении синонимического взаимодействия понятий. Здесь следует указать на понятие «формирование», т.е. процесс получения результата может быть достигнут как в воспитании личности, так и ее формировании. «Формирование» всякий раз реализует механизм становления и совершенствования личности в условиях господствующих социальных установок. В условиях гуманистической философии образования сущность понятия «воспитание» все ярче освобождается от смысла «формирования» как нормативного процесса и обогащается средствами, обеспечивающими развития свободной личности. На этот процесс указывает П.И. Пидкасистый [45, с. 445–
446], заявляя, что, говоря о «формировании личности» целесообразно понимать процесс изменения личности, появления новообразований (физических и социально-психологических), все это проявляется в изменении внешних проявлений человека в отношении других людей. Термин «становление» – это достижение условного уровня развития, который позволяет человеку быть самостоятельным в заданных параметрах. Итак, воспитание – это процесс передачи жизненного опыта старших поколений младших, целенаправленное формирование личности с заданными свойствами для обеспечения ей дальнейшей жизнедеятельности; деятельность по развитию духовного мира личности и процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов; один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении конкретной познавательной деятельностью или общением. Таким образом, многоплановость понятия воспитания не позволяет дать единственное ему определение. Договоримся о возможности выделения рамок определения. Очевидно, выстраивая комплекс определений можно поступить дедуктивно: от более обобщенного – к конкретному. Первый, наиболее обобщенный уровень определяем рамками социального смысла понятия: – воспитание – это процесс, определяемый совокупностью влияний деятельности всех общественных институтов, обеспечивающих передачу от старшего поколения младшему накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм, ценностей и формирования общественно-признаваемого отношения. Второй уровень понимания сущности воспитания определяется содержанием специальной деятельности, раскрывающей возможности педагогического явления. Данный уровень получил название «широкого педагогического значения»:
воспитание – целенаправленная деятельность педагогического коллектива, направленная на становление человека в условиях педагогически организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Третий уровень определяется возможностями образовательного процесса в формировании конкретных качества, свойств и отношений человека: воспитание – конкретная деятельность педагога, педагогического коллектива по становлению определенных качеств, свойств и отношений воспитанника. Воспитание в широком педагогическом смысле – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Если воспитание определяем как педагогическое явление (процесс), то возникает вопрос, как выстроить методику воспитания? «Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства…. Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал «обсчитывать». Умение считать и умение обсчитывать требует одного и того же навыка – умения считать» [С.Т. Шацкий]. Поэтому говорим об особом значении – знании нравственных норм. Всем известны случаи беспомощности высоконравственного человека перед негодяем, грубияном. У него, человека нравственно воспитанного, «нет слов» доказать очевидное, нет в его обиходе безнравственных средств. Суть воспитания как педагогического явления заключается в формировании отношения человека к окружающей действительности. А.С. Макаренко, говоря о трудновоспитуемых детях, неоднократно писал, что имеет дело «…не с технической дефективностью личности, а с испорченными отношениями личности с обществом, родителями…» [30], педагогами, просто встречными людьми, с нравственными и правовыми нормами. Отношение есть сущностная характеристика воспитания, педагогический смысл философско-психологической категории. Возможно выделить три кита воспитания как педагогической категории: человек, деятельность, отношение. Только у человека, включенного в социальную деятельность, формируется отношение к знаниям, умениям, навыкам, способам их получения. Категория отношения по своей природе избирательна (человек сам решает: как применить свой интеллектуальный багаж, с кем быть, как себя вести). Категория отношения является ядром процесса воспитания и определяет форму воспитания (рациональная, эмоциональная, поведенчески-деятельностная), составляющие содержания воспитания (просвещение, создание опыта сопереживания, организация разнообразных видов деятельности).
|