Основные проблемы и достижения средневековой схоластики. Философские воззрения Фомы Аквинского
Как уже отмечалось выше, средневековая теология сглаживала различия между материализмом и идеализмом, однако разделяет сущность – эссенцию и существование, бытие – экзистенцию. Согласно теологической философии, сущность может иметь место и без существования, так как чтобы стать бытием, он должна быть сотворена Богом. Божественная сущность (образы, признаки) витает в вечности и только актом Его воли и способности творить становится материальным бытием. Существование может быть чувствами, сущность – только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают. Господствующим типом средневековой философской мысли была схоластика (от лат. schola – школа). Данный тип философии столетиями преподавался в школах и университетах Европы в качестве школьной дисциплины. Цель схоластики – обоснование логическими средствами религиозных догматов и учений Церкви. Её основные черты: оторванность от реальной действительности; замкнутость; консерватизм; крайний догматизм; подчинённость религиозным идеям; схематичность; назидательство, учительство. Для схоластики характерно восприятие Библии как жестокого нормированного текста, абсолютной истины. Для схоластов знание подразделялось на два вида: – сверхъестественное, данное в откровении; – естественное, отыскиваемое человеческим знанием. Схоласты пытались правильно понять идеи Бога с помощью правильных и чётких понятий, определений, формулировок, то есть с точки зрения философско-логической доказуемости религиозного учения. В средневековой схоластике сформировались два противоположных направления – реализм и номинализм. Реализм – направление, сторонники которого считали подлинно существующими (подлинным бытием) не сами вещи, а их общие понятия – универсалии. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Номинализм – направление, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Универсалии, по их мнению, существуют не до, а после вещей. Вещи же познаются чувственным опытом. К номиналистам принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот. Фома Аквинский – крупный теолог и систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные работы мыслителя: «Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Мыслитель выдвинул пять собственных доказательств существования Бога: – движение (все, что движется, движимо кем-то другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог); – причина (всё, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог); – случайность и необходимость (случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью являлся Бог); – степени качеств (всё, что существует, имеет различные степени качеств: лучше, хуже, больше, меньше и т.д., следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог); – цель (всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придаёт смысл всему, – Бог). Он также исследует проблему бытия всего сущего – он разделяет сущность и существование (основная идея католичества): – в качестве сущности (эссенции) видит «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначение, которое существует в разуме Бога. – в качестве существования он подразумевает сам факт бытия вещи; – любая вещь, любое явление – это сущность, обретшая существование по воле Бога; – доказывает, что бытие и благо обратимы (Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить), окружающий мир непостоянен; – сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог необратим – он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов. Исходя из вышеперечисленных взглядов, Фома Аквинский строит следующую онтологическую модель: – всё состоит из материи формы (идеи); – суть любой вещи – единство формы и материи; – форма – определяющее начало, а материя – лишь вместилище различных форм; – форма (идея) – это и цель возникновения вещи; – идея любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский заключается, что: – откровение (вера) и разум (знание) – не одно и то же; – вера и разум участвуют в процессе познания; – вера и разум способны давать истинное знание; – если человеческий разум противоречит вере, то он знает не истинное знание; – всё в мире делится на то, что можно познать разумом и то, что разумом непознаваемо; – разум может познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души; – не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичности Бога, они могут быть познаны только через Божественное откровение; – философия и теология – разные науки; – философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, всё остальное познаёт теология. Таким образом, Фома Аквинский в русле католической догматики решает проблемы бытия Бога, соотношение веры и знания, сущности и существования. Томизм стал официальной доктриной католицизма. Значение средневековой философии: -она является связующим звеном между античной философией, философией Возрождения, Нового времени; - средневековая философия сохранила и развила ряд античных философских идей; - она способствовала появлению новых разделов философии; - средневековая философия способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; - она положила начало развитию в будущем эмпирического и рационалистического направлений в философии; - средневековая философия сформировала интерес к изучению исторического процесса - она рассматривала свободу воли, заложив основу понимания свободы в философии Нового времени.
|