Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русские как представители славянского этноса




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русские, украинцы и белорусы — народы, очень близкие меж­ду собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и бело­русов живет в пределах своих исторически сложившихся этниче­ских территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко со­ставляют значительную часть их населения.

Русская, украинская и белорусская нации — одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 % составляет городское насе­ление, 26 % — сельское, на Украине — 67 и 33 %, в Беларуси — 65 и 35 % соответственно. Это обстоятельство накладывает свой от­печаток на психологический облик этих наций, специфику их от­ношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более об­разованны, технически грамотны, эрудированны. С другой сторо­ны, определенная часть их, особенно в Москве, Санкт-Петер­бурге, Киеве, Минске и других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким, как пьянство, нарко­мания, разврат, воровство и т.д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфор­та, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегод­няшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизио­логическим и социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нрав­ственные ориентиры.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, куль­туру и быт представителей славянских национальностей, обобще­ние результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в на­стоящее время присущи:

высокая степень осмысления действительности, хотя и несколь­ко отсроченного по времени от конкретной ситуации;

достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготов­ленность к жизни и труду;

уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятель­ности, реакциях на сложности и трудности жизни;

общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

достаточно ровное и доброжелательное отношение к предста­вителям других национальностей;

отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремле­ния к образованию изолированных от других микрогрупп по на­циональному признаку;

стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвова­нию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.

К сожалению, теперь, когда Украина и Белоруссия обособи­лись и не входят в состав единого с русскими государства, прихо­дится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, так как у пред­ставителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает: существуют понятия «мы» и «они», которые все еще отражают объективную реальность чело­веческого существования, без которой пока не обойтись.

Подавляющее большинство русских живут в пределах своей ис­торически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были восточносла­вянские племена (тиверцев, уличей, белых хорватов, волынян, древлян, полян, северян, радимичей, дреговичей, вятичей, кри­вичей, полочан, ильменских словен), жившие в начале I тысяче­летия н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX —X вв. они уже расселились на огромной терри­тории от Черного моря до Ладожского озера и от верховьев За­падного Буга до среднего течения Оки и Клязьмы. В их формиро­вании участвовали также финноугорские и балтийские этничес­кие группы (мещера, голядь, весь, чудь, ижора, корела, лопь, частично емь и летгола, а также мордва, меря и др.). На юге этой территории в результате консолидационных и ассимиляционных процессов сначала сложилось крупное восточнославянское госу­дарство — Киевская Русь, население которого, несмотря на имев­шиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говори­ло на едином древнерусском языке и называло себя «Русью», «ру­сичами», а свою родину «русской землей».

В Киевской Руси сложилась древнерусская этническая общность, началось формирование русской культуры и современного русско­го языка, завершившееся в XVIII в. Большую роль в этом сыграла христианизация Руси (крещение Руси в 988 г.). В стране были созда­ны выдающиеся письменные памятники: «Повесть временных лет», летописные своды, жития князей; возникли школы и библиотеки. Были построены церкви, соборы, монастыри.

Возникновение государственности и культурная консолидация восточных славян способствовали общественно-экономическому и политическому развитию страны. Однако внутренние распри меж­ду князьями и образование полунезависимых феодальных цент­ров привели к тому, что в недрах древнерусской общности сло­жились предпосылки для образования трех самостоятельных, но родственных этносов — русского, украинского и белорусского.

Образование централизованного Русского государства было глу­боко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабоще­ния иноземными захватчиками. В то время территория России сна­чала подвергалась набегам печенегов, половцев и монголов. По под­счетам историка С.М.Соловьева, с 1055 по 1462 г. Русь перенесла 245 нашествий врагов. А позднее ее разрывали на части немецкие, литовские и польские феодалы, шведские рыцари. Вместе с тем не следует забывать, что и в самой Руси имели место собственные междоусобицы, как внутри нее, так и на ее границах постоянно шли сложные интеграционные, ассимиляционные и социальные процессы, поэтому русские князья и сами воевали друг с другом, и «ходили» на Казань, Астрахань и в Литовские земли.

Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами защищать свою землю, отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные сла­вянам иноземцы, такие, как готский историк Иордан или визан­тийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что «народ сей от­важен до безумия, храбр и силен» [34. — С. 43].

В более поздние времена иностранные писатели и путешествен­ники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух русского народа, его выносливость и презрение к смерти. «Русских воинов легче убить, — сообщали они, — нежели принудить к плену. Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда» [34. — С. 21].

Современник храброго и воинственного киевского князя Свя­тослава византийский историк Лев Диакон писал: «Россы, при­обретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденными, сражались отчаян­но» [34. - С. 25].

По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у кре­пости Доростол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить побе­дителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со сла­вой» [34. - С. 43].

Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протя­жении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и тер­пимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.

Такие знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Тол­стой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. М. Симонов, другие российские мыслители и литераторы, под­черкивали, что отличительными чертами русского национально­го характера являются высокая гражданская солидарность, готов­ность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западноев­ропейских стран, писал: «Они никогда не поддаются панике. Кро­ме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более по­слушен... чем кто-либо другой в мире» [цит. по: 20. — С. 89]. Высо­кие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал, что «русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стре­мителен в наступлении» [цит. по: 20. — С. 90].

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно прини­мали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и оста­ются практически неизменными.

Представители русской национальности достаточно легко адап­тируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают зна­ниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологиче­ского напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоя­тельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романти­зируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторо­му разочарованию.

Формирование дружеских связей у русских основывается в пер­вую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные каче­ства товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином много­национальном регионе.

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской на­ции, а в «особом состоянии души».

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душев­ные устремления и образ действий не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.

Православие всегда воспитывало у людей смирение, повино­вение, подчинение, стремление к избавлению от отрицательных привычек в поведении. В православии Господь предстает сострада­ющим, любящим и милующим, а не карающим и грозным влас­тителем и судьей. Путь спасения для православного человека со­стоит прежде всего в любви — к Богу и ближним, а не в послуша­нии церковной иерархии, как это характерно для католицизма, и не в ужасе перед Страшным судом, как в протестантстве. Спасе­ние для православного человека не сводится лишь к самосовер­шенствованию и преобразованию окружающего мира, как в буд­дизме и даосизме, или только к преуспеванию, как в протестан­тстве, где человек воспитывается буржуазно расчетливым, хлад­нокровно целеустремленным. Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверж­дает равенство всех людей, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют.

Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и постоянно проявляются в ней такие психологические качества, как любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, со­лидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и отсут­ствие жесткой регламентации поведения человека.

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представите­лями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин под­черкивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда соответствую­щее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом».

Кроме того, представители русской национальности иногда мо­гут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто подда­ются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивы и болтливы. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных от­ношениях с ними [21; 27; 68; 107].







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 684. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия