Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специфика функционирования и проявления национально-психологических особенностей людей формировалась и закрепля­лась в процессе развития этнической общности, деятельности и межэтнического взаимодействия.

В истории человечества взаимодействие стало изначальной фор­мой зарождения и последующего развития всего существования людей (а также их психики) как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью. Естественно, при этом нужно не забывать, что только в ходе филогенетической эволю­ции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункцио­нальную совместную деятельность.

Философия считает взаимодействие феноменом, отражающим процессы воздействия реально существующих в объективном мире (материальных) объектов друг на друга. С точки зрения филосо­фии взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структур­ную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве — вре­мени.

В свою очередь, психологическая наука рассматривает взаимо­действие как процесс влияния людей друг на друга, порождаю­щий их взаимные связи, отношения, общение, совместные пере­живания, симпатии и антипатии. Именно причинная обусловлен­ность составляет главную особенность взаимодействия, когда каж­дая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противопо­ложной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаи­модействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, обра­зами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволя­ющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Само же взаимодействие в этом случае выступает как система­тическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Со­вместная жизнь и деятельность, в отличие от индивидуальной, имеют более жесткие ограничения любых проявлений активнос­ти — пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и со­гласовывать образы «я — он», «мы —они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются так­же адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межэтническое взаимодействие «это прежде всего разнооб­разные контакты между этносами, ведущие к изменению инди­видуальных и социальных характеристик каждой из взаимодей­ствующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств» [105. — С. 53].

Взаимодействуя, представители различных этнических общно­стей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и ка­чества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой — превращают некоторые уникальные особенности каж­дой из них в нечто общее, в совместное достояние. Выявить при­надлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.

Можно выделить три основных вида этнического взаимодей­ствия:

воздействие, т. е. преимущественно одностороннее, однонаправ­ленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же – инер­тен, пассивен по отношению к данному воздействию (конкрет­ными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.п.);

содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают един­ства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество;

противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное противостояние, вплоть до военных дей­ствий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определен­ные качества, проявлять энергичность и боевитость [105. — С. 53].

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, нео­бычным, нетрадиционным, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами.

При названных обстоятельствах реакция противодействия яв­ляется вполне объективной и нормальной.

Каждый из перечисленных типов взаимодействия не «одно­мерен», а имеет широкий спектр проявлений. Например, воз­действие может варьироваться от жестко-тиранического до мяг­кого, учитывающего особенности объектов воздействия. Проти­водействие также может быть представлено гаммой проявлений от непримиримых противоречий до незначительных разногла­сий. Вместе с тем следует иметь в виду, что однозначной интер­претации видов этнического взаимодействия быть не должно, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою про­тивоположность и т.д.

Особенность каждого из видов этнического взаимодействия отражается и в превалирующей специфике их результативности. Так, итогом длительного воздействия может стать ассимиляция (ес­тественная или насильственная), которая проявляется, с одной стороны, в активном подавлении одного этноса другим, а с дру­гой — в потере «пассивным» этносом некоторых своих характери­стик, в частности традиций, обычаев, верований, языка.

Определенным результатом этнического взаимодействия мож­но назвать дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или (и) языковой принадлежности. Обычно понятие «дискриминация» имеет негативную окраску, поскольку предполагается, что груп­пу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане.

Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия мо­жет стать геноцид.

Геноцид (от греч. genos — род, племя и лат. caedere — убивать) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиоз­ным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитан­ных на полное или частичное уничтожение этих групп.

В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим чис­лом преступников.

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (от лат. segregatio — отделе­ние), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, националь­ное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Специфику межэтнического взаимодействия можно классифи­цировать по разным основаниям. Все зависит от того, с позиций какой науки его рассматривать.

Психология рассматривает взаимодействие:

· представителей различных общностей, являющихся носите­лями специфического национального самосознания;

· представителей различных общностей, являющихся носите­лями определенных этнических норм, традиций и обычаев.

Диктуют специфику проявления национально-психологических особенностей, национальных установок и стереотипов нацио­нальные нормы, традиции и обычаи.

Национальное самосознание проявляется в восприятиях, мыш­лении, особенностях действий и поведения представителей этни­ческой общности, «вплетается» во все сферы их жизнедеятельно­сти. Но точно таким же свойством обладают и этнические нормы, являющиеся в одно и то же время и составляющими этнического самосознания, и средствами его реализации.

Любая этническая норма это требования к личности и специ­фическим малым группам (семья, род, община) со стороны этноса в целом. Одновременно это образец этнических суждений и (или) предписание поведения, действий, поступков, целесообразных и обя­зательных с точки зрения этноса.

Исследования показывают, что в наиболее стабильных сооб­ществах человек чрезвычайно редко выступал против норм и пра­вил, установленных в этносе, не стремился проявлять пренебре­жение к этническим требованиям. Такой человек был органично вписан в свою общность, прочно «опутан» ее предписаниями, что в значительной степени способствовало возникновению чув­ства гармонии с окружающим, определенности и безопасности.

В современной науке и практике рассматриваются различные разновидности социальных норм и все они классифицируются по своеобразным основаниям, например, выделяются нормы право­вые, моральные, административные, экономические и т.д. Но в историческом и филогенетическом планах прародителями всех разновидностей социальных норм были нормы этнические, кото­рые впоследствии через межэтническое взаимодействие расширя­лись, обогащались, разнообразились. Многие из них в конце кон­цов стали восприниматься как общечеловеческие требования, которые сегодня часто оформляются в качестве различных офи­циальных предписаний.

К конкретным проявлениям этнических норм можно отнести традиции, обычаи, верования, этнические правила и принципы, этнические стереотипы и т.д. «Возможно, у кого-то вызовет со­мнение, что мы относим к этническим нормам стереотипы, но этому есть вполне доказательное объяснение, — считает А. Д. Карнышев. — Любой психологический стереотип основывается на привычности, повторяемости и схематичности явлений, суждений, действий, а эти характеристики — непременные атрибуты этни­ческой нормы. Можно сказать даже больше: именно стереотипы являются прародителями этнических норм, поскольку в их каче­стве закреплялись позиции, действия, оценки и отношения, которые повторялись изо дня в день или в каких-то периодических ситуациях и были в силу этого весьма значимыми для жизнедея­тельности этноса» [105 — С. 38].

Во-первых, все официальные нормы, «выросшие» из обычаев и установлений этноса, могут действовать эффективно лишь в том случае, если они отвечают духу традиционных требований, соответствуют психологии народа и поддерживаются общественным мнением. И именно поэтому социальные нормы, с одной сторо­ны, выступают важной предпосылкой закрепления национально-психологических особенностей людей, а с другой — способству­ют или не способствуют их продуктивному функционированию.

Во-вторых, наличие среди этнических норм всевозможных зап­ретов, табу, различного рода санкций отражает среди прочих мо­ментов тот факт, что далеко не все члены сообщества хотят и стремятся овладеть установленными нормами поведения, а неко­торые нарушают их. Отсюда существенной проблемой является обеспечение различными институтами этноса трансформации со­циальных норм в сознание индивида, т. е. их превращения из сугу­бо внешних регуляторов поведения в интернализованные (став­шие внутренними осознанными ориентирами) детерминанты поступков и действий. Данный процесс в науке часто определяет­ся как социализация индивида, и в каждой культуре, в каждом этносе он носит специфическую окраску, достигается своеобраз­ными методами и способами. Механизмы социализации, естествен­но, также своеобразны у каждой этнической общности.

Особую роль в закреплении и проявлении национальной пси­хологии играют традиции, сложившиеся и закрепившиеся в ходе исторического развития этноса формы деятельности и поведения, «доказавшие» свою положительную значимость, а также соответ­ствующие им правила, ценности, представления. Традиции и нор­мы накапливаются в практике жизни и деятельности этноса, от­ражая положительный опыт всех предшествующих поколений. «Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с пред­ками и почитание их заветов. В национальном всегда есть традици­онное», — писал Н. А. Бердяев [21. — С. 179].

К традициям относятся прежде всего действия и мнения, став­шие для данного народа привычными, устоявшимися, и в этом смысле они близки к понятию стереотипа. Важнейшие факторы формирования традиции (как и в целом социальных установок) -это потребности, запросы людей и ситуация их реализации. При­вычная в течение длительного времени (десятилетий, столетий) обстановка, идентичные запросы и интересы, формы их реализа­ции неизбежно ведут к возникновению традиций как своего рода поведенческих алгоритмов. Обобщенно говоря, традиция — это всегда зафиксированный, передаваемый из поколения в поколе­ние положительный опыт жизнедеятельности этноса, консолидирующий психологию его представителей.

Таким образом, можно сказать, что развитие этнической общ­ности, ее психологии осуществляется на основе формирования устойчивых представлений ее представителей о своем и других народах.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3743. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия