Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свойства национальной психологии





Свойства национально-психологических особенностей — это проявление закономерностей функционирования национальной психики.

Во-первых, национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику пси­хологических процессов и состояний, а также национальное сво­еобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования этих психологических явлений, придавая ему особую направленность.

Детерминация этнопсихологическая (от лат. determinare — оп­ределять) — процесс проявления причинной зависимости, выражаю­щейся в способности национальной психологии (национально-психологических особенностей) влиять на характер протекания и функци­онирования других психологических явлений.

Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктуют ему его этническая среда и многолетний опыт нацио­нального развития.

Во-вторых, важнейшим свойством национально-психологи­ческих особенностей является невозможность приведения их свое­образия к какому-то общему знаменателю. Казалось бы, для более четкого выражения специфики национально-психологических осо­бенностей можно было бы взять психологию и формы ее проявле­ния у представителей какой-либо национальной общности в ка­честве своеобразного эталона для сравнения. Однако исследова­ния российских и зарубежных ученых показывают, что практи­чески это невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса просто неверно.

Национально-психологические особенности людей, кроме того, слабо подвержены непосредственному воздействию объективных обстоятельств. Поэтому, в-третьих, они обладают еще и боль­шой по сравнению с другими психологическими явлениями консерва­тивностью и устойчивостью.

В-четвертых, неотъемлемым свойством национально-пси­хологических особенностей является их многообразие. У каждой кон­кретной общности национальная специфика психических процес­сов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприя­тие, изучение и осмысление. Однако делать это вполне можно, если осуществлять сравнение с однотипными характеристиками представителей других наций и народностей.

Психологический механизм подобного сравнения можно пред­ставить на следующем примере. Французам типичный немец пред­ставляется блондином. Действительно, блондинов в Германии боль­ше, чем во Франции. Однако в общей популяции немцев на долю блондинов приходится меньшинство в сопоставлении с лицами, обладающими темными волосами. Следовательно, типичный не­мец блондином не является, но французам и представителям не­которых других наций в силу субъективности их оценок он кажет­ся таковым.

Если на примере восприятия физических качеств сравнительность оценок проявляется наглядно, то при восприятии социальных качеств людей и их поведения этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности, а потом и правильного осмысле­ния. Так, если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окружающим. Американцы, наоборот, скрывают такого рода факты и мечтают о независимости. Самоуверенность, стремление к независимости развиты у американцев больше, чем у представителей других на­родов [285. — С. 67—68].

Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить законо­мерные зависимости и связи в оценках своеобразия национально-психологических характеристик представителей конкретной на­ции и видеть отличие этих характеристик от им подобных у пред­ставителей других общностей.

Свойства национально-психологических особенностей — резуль­тат влияния этнопсихологического отражения, основная суть кото­рого состоит в том, чтобы аккумулировать опыт жизни, деятельно­сти и в окончательном итоге проявления национальной психики.

Основу этнопсихологического отражения составляет постоян­ное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной действительности со старым, «национальным» по содержанию опытом. Образно говоря, сознание человека, пред­ставителя той или иной этнической общности, настроено на оп­ределенную «волну» восприятия и осмысления окружающего мира в соответствии со сложившимися национальными традициями и установками. Последние, во-первых, словно фильтр, очищают пси­хику человека от того, что для нее в этническом отношении чуж­до, и, во-вторых, подобно генератору, задают размер и направ­ление этой «волны». Речь при этом, конечно, идет не об общих закономерностях функционирования психики, которые у всех народов одинаковы, а о внутреннем соотношении операций и действий в рамках этого процесса.

Сложившийся у каждой этнической общности свой, нацио­нальный настрой индивидуального и общественного сознания всегда своеобразно учитывает характер воздействия объективной действительности, соответствующий новым обстоятельствам. Пси­хическая деятельность человека — результат диалектического вза­имодействия, с одной стороны, объективных воздействий окру­жающей действительности, а с другой — субъективного их вос­приятия (сложившихся у представителей той или иной этниче­ской общности системы мышления, своеобразного проявления эмоций и воли, традиционных представлений о характере взаи­моотношений между людьми).

Поскольку этнопсихологическое отражение аккумулирует в себе огромный опыт жизни, культуры и быта предшествующих поко­лений, оно обладает значительной силой. В некоторых исследова­ниях сила психического, общественно-психологического и этно­психологического отражения признается примерно одинаковой с идеологическим отражением. Однако это не совсем так.

Идеологическое отражение в ряде случаев сильнее отражения общественно-психологического, поскольку идеология как бы упо­рядочивает общественную психологию. По сравнению с общественно-психологическим этнопсихологическое отражение ближе к отражению идеологическому. Оно как бы систематизирует содер­жание общественной психологии, придает ему определенную на­правленность, «очищает» от случайного, от всего того, что в на­циональном и культурном отношении непривычно. Можно счи­тать, что этнопсихологическое отражение значительно сильнее, чем отражение общественно-психологическое, но слабее идеоло­гического и находится как бы в промежутке между ними.

В нашем сознании присущие каждой нации общие признаки представлены совершенно отдельным явлением — национальной психологией, частью общественной психологии.

Но это, с одной стороны, не собственно общественная психо­логия, а то, что относится к эмпирически обобщенному челове­ческому опыту, т.е. второму составному элементу общественного сознания. И, с другой стороны, при этом идет сопоставление по различным критериям. Вот почему этнопсихологические явления раньше всегда отрывались от индивидуального сознания.

Относя национальную психологию к собственно обществен­ной психологии, исследователи видели в силу этого в националь­ной психологии известную нечеткость, эмпиричность, незавер­шенность и неуловимость. Как следствие, появлялись замечания о трудности исследования ее содержания, невозможности полно­стью его постичь.

Сложность изучения национальной психологии фактически зас­лоняла, а порой и подменяла собой проблему осмысления ее роли в системе явлений общественного и индивидуального сознания. А она достаточно велика.

Специфика национально-психологического отражения закреп­лялась исторически. Появление человека, выделение его из мира животных, весь последующий ход развития был процессом раз­вития у него качеств, необходимых для жизни в обществе. И уже с возникновением родоплеменных отношений социально-психоло­гические качества людей подвергались строгому отбору. Сложив­шийся в системе родоплеменных связей механизм ограничения психики определенным кругом явлений продолжал функциони­ровать в последующее время. Причем с образованием государствен­ности, с разделением общества на классы сила его воздействия непрерывно возрастала за счет принятия идеологических теорий господства и подчинения, которые все чаще делали акцент на национальной исключительности. Предписываемые этим механиз­мом стереотипы реагирования и поведения людей принимали все более жесткий характер и в почти неизменном виде передавались новым поколениям.

Опыт психической деятельности и характер функционирова­ния психики имел уже сугубо национальное (этническое) свое­образие, поскольку его развитие шло только в границах этнических общностей. Межнациональные отношения, возникавшие в ходе торговли и войн между странами, способствовали закрепле­нию специфических национальных черт психики людей, так как они выделяли представителей данного этноса среди представите­лей других этносов и обеспечивали приоритет в тех или иных ви­дах деятельности. «История внешних отношений — войны, конф­ликты, союзничество и сотрудничество, многообразные внешне­политические ситуации далекого и близкого исторического про­шлого глубоко запечатлеваются в памяти поколений, а следова­тельно, откладываются в национальном сознании, национальной психологии, объективизируясь в различных интерпретациях явле­ний исторической жизни народов, в определенных духовных, идеологических и общественно-психологических формах обще­ственного сознания», — отмечает А. Ф. Дашдамиров [69]. С разви­тием капитализма доминирование национального над общечело­веческим, национально-психологического над общепсихологичес­ким окончательно закрепилось.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 602. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия