Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Своеобразие проявления национальных установок




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отечественной научной литературе теория установки пред­ставлена довольно широко. Основатель ее Д. Н. Узнадзе понимал под установкой определенное, возникающее под совокупным воздей­ствием потребностей индивида и влиянием условий его существо­вания психическое состояние, которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности» [234. - С. 170].

Узнадзе впервые описал и механизмы зарождения и функцио­нирования установок. Он считал, что от характера возникающих на основе потребностей установок (а они могут определяться в том числе и национальной средой) зависит и способ восприятия, реакций, поведения личности. Возникнув, потребность требует удовлетворения, что может осуществляться лишь посредством реализации определенного вида поведения. Внешняя среда стано­вится для человека ситуацией удовлетворения потребности. Ос­новным исходным положением формирования установки, по Уз­надзе, является существование потребности (субъективный фак­тор) и ситуации (объективный фактор) – существует субъект потребности и среда, которая может удовлетворить ее. Ситуация влияет на человека, она необходимое условие поведения. До осу­ществления поведения в субъекте потребности отражена объективная ситуация. Таким образом, осуществление поведения пре­допределено этими двумя факторами. У личности возникает уста­новка на основе их совпадения. В свою очередь, установка предшествует поведению и определяет его. Поведение является целе­сообразным, поскольку его существование детерминировано ус­тановкой.

Исследования Узнадзе показали, что установка является нео­сознаваемым образованием, состоянием, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление. В то же время Узнадзе отмечал, что установка становится «фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания» [234. — С. 91]. Установки, в отличие от отношений личности, воз­никнув, первоначально не осознаются и носят автоматический характер. В процессе деятельности установка объективируется, на­правляется на определенные предметы и становится осознанной. Кроме того, вследствие особых условий и обстоятельств чем чаще она возникает, тем устойчивее становится. Такая установка при­обретает определенное личностное значение и становится фикси­рованной. В теории установки Узнадзе подразумевается наличие двух видов установок — установки, направляющей поведение лично­сти в каждый данный момент, и установки, сформированной и за­фиксированной посредством опыта.

Социальная установка является специфическим видом фиксиро­ванной установки и имеет следующие характерные признаки:

она является одной из главных характеристик личности;

она имеет оценочную и валентную природу;

она направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности);

она сформирована в процессе социализации и является осоз­нанной;

за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирую­щий в себе некий стандартизированный опыт — обобщенные тра­диционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду той или иной общностью.

В. А. Ядов, изучавший социальные установки личности, рас­сматривает их как диспозиции, имеющие системное образование, в которое включены все жизненные устремления личности, обес­печивающие целенаправленное формирование состояния готов­ности человека к деятельности. Диспозиции как взаимосвязь кон­кретных социальных условий деятельности индивида и его субъек­тивного отношения к ним зависят, по мнению ученого, от пред­шествующего опыта и обобщенных психологических особенно­стей субъекта, обеспечивая регуляцию, саморегуляцию и прогно­зирование социального поведения личности [269. — С. 112].

Социальная установка есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенной социальной позиции, что выра­жается в системе ценностных ориентации субъекта.

Это есть первое ответное действие субъекта, вносящее опреде­ленность в получаемые им сведения о значимых для данной личности вопросах.

Социальные установки — это результат развития социальной среды, в которой они играют определенную роль. Люди, соци­альные группы, социальные ситуации и события являются независимыми, но поддающимися измерению переменными этой среды. Реакции индивидов как результат функционирования симпатической нервной системы и их аффективные состояния, познание ими окружающей действительности (перцептивные реакции, по­знавательные вербальные суждения), а также непосредственное поведение людей выполняют функцию зависимых переменных со­циальной среды. Социальные же установки выполняют роль про­межуточных переменных в жизни общества, они выступают в ка­честве буфера между независимыми и зависимыми ее составляю­щими, смягчая социальную действительность и взаимоотноше­ния людей.

Установка определяет направление действий и одновременно способ восприятия и мышления индивидов. Но различные уста­новки по-разному определяют поведение. Ориентация людей за­висит от множества социальных установок, которые соотносятся с определенными сторонами общественного бытия. Они обладают необходимой ценностью с точки зрения их значения для людей, а также различной стабильностью.

Социальные установки формируются в ходе взаимодействия и общения, где они выступают в качестве значимых объектов, яв­ляясь в то же время социальными раздражителями и выполняя три функции: условную, подкрепляющую и дискриминативную. Под первой функцией подразумевается, что объект социальной уста­новки вызывает определенные эмоциональные реакции у субъек­та. Функция подкрепления означает, что объект стремится или к поощрению, или к наказанию другого объекта. Наконец, под дискриминативной функцией понимается стремление объекта соци­альной установки выступать в качестве сигнала для осуществле­ния различных реакций субъекта [297. — С. 104].

Одним из самых распространенных в литературе определений социальной установки является то, которое дал американский психолог Г. Олпорт: «...Это состояние психофизиологической го­товности, организованное на основе опыта, оказывающее дина­мическое и направляющее воздействие на поведение людей, осу­ществляемое в отношении предметов и явлений, связанных с объектом социальной установки» [271. — С. 78].

Другой американский психолог У. Макгайр, изучая социальную установку, описал пять ее основных признаков [246. — С. 67 — 68].

Первый признак связан с психофизиологическим состоя­нием: социальная установка не является непосредственно наблю­даемой переменной, но она может быть исследована с помощью специальных шкал измерения, позволяющих дать ее количествен­ное и качественное описание, осуществляемое в том числе и на основе физиологических показателей.

Многие исследователи измеряют социальные установки, ис­пользуя так называемый психогальванический эффект, основан­ный на изучении кровообращения и пульса. На основе таких показателей можно фиксировать внутренние состояния людей в процессе формирования или смены у них социальных установок, что дает возможность говорить об определенной их интенсивности.

Когда какой-либо объект вызывает у человека сильную реак­цию определенного характера, мы можем предполагать, что у него сильная социальная установка. Однако в результате, как правило, нельзя определить, каково ее содержание — положительное, от­рицательное или индифферентное.

Этот недостаток обычно компенсируется феноменологическим (качественным и количественным) изучением социальной уста­новки, дающим возможность зафиксировать как ее интенсивность, так и полярность.

Второй признак социальной установки, по Макгайру, — это понимание ее как состояния готовности к определенному пове­дению. Она должна рассматриваться как промежуточная перемен­ная, опосредствующая связь между воздействием окружающей среды или других людей и реакцией на него.

Третьим признаком социальной установки, по Макгай­ру, является ее определенная организация. С одной стороны, от­дельная социальная установка имеет в своей структуре конкрет­ные составные компоненты, отличающиеся своей собственной спе­цификой. С другой — можно говорить о существовании взаимо­связанных структур различных социальных установок, находящихся в конкретном отношении друг к другу.

Четвертый признак социальной установки свидетельству­ет о том, что она формируется в процессе активного взаимодей­ствия людей с окружающей социальной средой и является результа­том длительного опыта их взаимоотношений.

Пятый признак социальной установки, по Макгайру, зак­лючается в том, что она оказывает «динамическое и направляющее» влияние на поведение людей. В то же время социальная установка является и «энергетической основой этого поведения. Отрицатель­ная враждебная социальная установка к определенной социаль­ной группе характеризуется не только враждебным отношением к ней, но и стимулирует, подстрекает человека на враждебные дей­ствия» [281. — С. 74].

Д. Крейч, Р. Крэчфильд и Э. Балачи, кроме того, выделяли в социальной установке еще два признака. Первый — это ее вален­тность, означающая полярный характер самой социальной уста­новки. Валентность можно охарактеризовать положительными, отрицательными и нейтральными знаками. Второй признак зак­лючается в сложности социальной установки, означающей ее вклю­ченность в определенную позицию: отдельные компоненты соци­альной установки для человека могут быть относительно «пери­ферийными» или «центральными» [160].

Американские психологи Л. Терстоун, Д. Райт, И. Шоу и Ф. Хайдер доказали, что социальные установки могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. «Соци­альную установку можно рассматривать как устойчивую систему положительных и отрицательных аффективных реакций, оценок, эмоций, а также благожелательных или враждебных поведенчес­ких тенденций, которая отражает убеждения людей и приобрета­ется на основе социального опыта» [299. — С. 23].

Социальная установка имеет определенную структуру, вклю­чающую когнитивный, аффективный и поведенческий компонен­ты, которые в отдельности не обладают однозначной направлен­ностью на социальный объект.

Это значит, что социальная установка является многомерной, вследствие чего возможно измерить ее отдельные компоненты.

Когнитивный компонент измеряется по шкале приемлемости-неприемлемости; оценка аффективного компонента предполага­ет установление того, насколько приятен или неприятен данный объект человеку; наконец, измерение поведенческого компонен­та означает установление благожелательных или враждебных по­веденческих тенденций относительно того же объекта.

Когнитивный компонент социальной установки представляет собой определенные знания — истинные или ложные — об окру­жающей действительности или других людях, полученные при восприятии информации о них. Эти знания могут быть туманными или четкими в зависимости от количества и качества получаемой информации и опыта людей, от их личной способности к селек­ции и обобщению информации (получаемой часто и из конкрет­ной социальной среды), от специфики их познавательных про­цессов.

Аффективный компонент социальной установки представляет собой эмоциональные отношения ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являются выражением субъек­тивной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как «положительного» или «отрицательного».

Поведенческий компонент социальной установки представляет собой готовность людей действовать в отношении субъекта в со­ответствии со знаниями о нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям.

Существует определенный механизм возникновения и прояв­ления социальных установок. Люди получают первичную инфор­мацию об объекте и строят на ее основе некоторый образ. В ре­зультате на базе этого образа, часто априорного, у них возникают эмоциональное отношение и готовность действовать по отноше­нию к объекту — так формируется установка № 1. Однако в после­дующем люди сталкиваются с новой информацией об объекте – нейтральной, подкрепляющей имеющийся образ или противоре­чащей ему. В этом случае установка № 1 будет влиять на отбор информации, ее организацию и оценку.

В определенных условиях установка № 1 при перестройке когни­тивного компонента-образа (и на этой основе — при перестрой­ке других компонентов) может трансформироваться в установку № 2. Чаще всего, хотя и не всегда, такими условиями выступают непосредственный (или социальный, национальный) опыт об­щения людей с объектом и фактор доверия к источнику инфор­мации [297].

При восприятии тех или иных объектов социальные установки действуют по законам ассимиляции и контраста. В случае незначи­тельного отклонения объекта от содержания установки он вос­принимается как однозначный (эффект ассимиляции). Если же объект сильно отличается от содержания установки, то он вос­принимается гораздо более иным, чем это есть на самом деле. При поступлении новой информации он ассимилируется в уже сло­жившийся образ. В случае противоречивой информации она по контрасту кажется еще более негативной и отрицательной (явле­ние контраста). Таким образом, сохраняется прежняя установка.

Самой устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная.Она:

чрезвычайна консервативна по своему содержанию;

содержит ярко выраженные и совершенно определенные об­разы;

передается из поколения в поколения;

всегда опосредует действия и поведение человека как предста­вителя конкретной этнической общности [297. — С. 78 — 80].

Л. М. Дробижева впервые в этносоциологической литературе дала определение национальной установки как готовности пред­ставителя определенной нации к своеобразному действию, пове­дению в межнациональных контактах [80. — С. 279]. Интересный представляются и ее суждения о национальных ориентациях как системах национальных установок, в соответствии с которыми люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и этнически своеобразно действуют при общении с представите­лями других национальных групп.

Однако в этой концепции, да и в понимании самой установ­ки, по нашему мнению, содержится не совсем правильная точка зрения на возможность проявления национальных установок лишь в межнациональном общении. Получается, что национальные установки и национальные ориентации существуют только во взаи­моотношениях представителей различных этносов. На самом же деле в межнациональных контактах они лишь наиболее отчетливо фиксируются исследователями.

При изучении особенностей национальной психологии заслу­живает внимания и точка зрения А. X. Гаджиева, который счита­ет, что национальная установка, «будучи одним из структурных компонентов общественной психологии этнической общности, является частным случаем такого сложного феномена, каким явля­ется психологический настрой» [46. — С. 121]. Правильно отражая внутреннее содержание механизма функционирования националь­ной установки, он, на наш взгляд, необоснованно относит уста­новку только лишь к структурным компонентам национальной психики.

Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему.

Во-первых, национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности) личности и групп людей (представителей той или иной нацио­нальной общности) на специфические для каждой из них прояв­ления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой актив­ности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям. Подоб­ное своеобразие действительно возможно на психофизиологиче­ском уровне, что, например, подчеркивается исследованиями [15.-С. 15].

Национальная установка, как и установка любого другого вида, закрепляется в ходе исторического развития психического склада этнической общности. В результате образуются целые системы фиксированных национальных установок, которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психи­ческих процессов личности, характер поведения, взаимодействия, общения представителей определенных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определенной форме реа­гирования на возникающие ситуации. Системы этих установок обеспечивают внутреннюю цельность поведения личности и групп людей, устойчивость их деятельности, облегчают выбор и приня­тие решений. В них аккумулируются крупицы опыта того или ино­го народа, примеры действий его представителей в аналогичных ситуациях.

Во-вторых, основу фиксации национальной установки сле­дует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельно­сти представителей конкретной этнической общности. С.Л.Ру­бинштейн считал, что «в процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивидуума и тем самым его отношения к ним» [201. — С. 158]. В представлениях о чужой и своей нации, кроме того, «не только суммируются те или иные черты, но при этом присутствует ценностное отноше­ние к ним» [29. — С. 176].

Формирование национального стереотипа — это ответная ре­акция на социальную действительность, а «каждая реакция на какое-то событие или явление окружающей действительности определяется не только и не столько этим фактором, сколько тем, какое отношение он к себе вызывает: важен или не важен, инте­ресен, привлекает или отталкивает» [156. — С. 277].

В результате в коре головного мозга представителя той или иной этнической общности закрепляется фиксированное соотношение процессов возбуждения и торможения, последствия которого при­водят к формированию своеобразия восприятия, взаимодействия и общения людей как национально специфических. А. И. Горяче­ва и М. Г. Макаров считают, что в большинстве индивидуально- и социально-психологических феноменов прослеживаются три уровня их проявления, низший из которых можно рассматривать как предрасположенность к определенному поведению [53. — С. 86]. Конкретные национальные стереотипы лежат в основе тех или иных установок, актуализируя их в различных видах деятельности.

В-третьих, национальная установка, как и другие виды ус­тановок, формируется в процессе деятельности, однако в отли­чие от них инициируется не собственно потребностями человека и соответствующими условиями деятельности, а самим характе­ром деятельности в условиях специфических социальных норм поведения. Национальные установки как бы заложены в память психического склада представителей конкретной этнической общ­ности и «извлекаются» из нее автоматически.

Национальные установки, являясь составной частью националь­ной психики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. Социальные нормы поведе­ния, взаимодействия и общения, принятые в том или ином госу­дарстве, актуализируют национальные установки, которые, в свою очередь, вызывают к жизни соответствующие этим нормам сте­реотипы поведения и действий. Собственно сами эти нормы, вы­рабатываемые и поддерживаемые экономическими, идеологичес­кими, культурными институтами той или иной страны, — это отчужденные от конкретных носителей, специфические для каж­дой нации, абстрагированные формы деятельности, которые пред­полагают определенные стереотипы поведения, передаваемые из поколения в поколение. Социальные нормы как бы контролируют и корректируют соответствие поведения человека заложенным в них «программам» установок [174. — С. 105].

Следовательно, национальная установка должна быть отнесе­на не только к факту структурообразования национальной психо­логии, но и к процессу ее функционирования, так как роль наци­ональной установки сводится к регуляции психики в условиях деятельности. Эта регуляция носит ярко выраженный смысловой характер, при котором «сглаживается» несоответствие содержа­ния деятельности принятым реакциям на воздействия окружаю­щей среды и нормам поведения. Национальные установки высту­пают в качестве основы нормального функционирования психики представителей определенных этнических общностей. В нацио­нально-психологических же особенностях, выступающих формой проявления национальной психологии, национальные установки составляют их внутреннее содержание.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 604. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.028 сек.) русская версия | украинская версия