Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема человеческого счастья в свете христианского вероучения





«Господи! Что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению, дым его – как уклоняющаяся тень» (Псалтырь. 143-й псалом Давида). Царь Давид жал в ХI веке до н.э., но смысл его мольбы к Господу нам близок и понятен. Мы знаем так же, что философия, начиная с Фалеса, устремляет сознание человека на познание самого себя, но от этого загадочность проблемы за три тысячелетия нисколько не уменьшилась. По-прежнему поражает, как соединяются в человеке скоротечное, зыбкое, готовое прерваться в любой момент существование и скрытые до поры до времени огромные созидательные и разрушительные силы. Какие импульсы для познания сложностей бытия человека дает христианское вероучение?

Начнем с того, что согласно ему человек – единственное живое существо, которое создал сам Господь по образу и подобию своему. Человеческое достоинство по этому божественно по-своему происхождению, то есть причастно к высшему совершенству. Кардинальные выводы из такого понимания человеческой природы были смело сделаны мыслителями эпохи Возрождения, о чем пойдет специальный разговор в следующем параграфе.

Поначалу Адам и Ева совершенны и счастливы, ведут в буквальном смысле райскую жизнь. Но вот в их жизнь приходит зло, грех, и все меняется. В чем причин зла? Конечно, не в Боге, хотя он и насылает голод, засухи и т.п. на города и поселения в наказание за зло, преступившее меру. Несколько иное, чем концепция христианского оптимизма Августина, истолкование зла давал Василий Великий. По его мнению, есть два вида зла: одно существует только в наших ощущениях, чувствах, хоть и может очень сильно переживаться – это справедливые наказания Божьи, которые кажутся злом, но на самом деле отвращает людей от еще большего зла, от гибели. Другой вид зла – грех, зло в его собственной природе. Причина такого зла в человеке, потому что началом и корнем греха является от нас зависящее, наша свобода. В собственном смысле зло, то есть грех, зависит, - утверждал Василий Великий, - от нашего произволения, потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. Так и случилось при грехопадении: Адам пресытился всем и, как бы надломившись от своего пресыщения, умной красоте предпочел показавшееся приятным для плотских очей, и выше духовных наслаждений поставил наполнение чрева.

Наказывая, Бог истребляет зло. Землетрясения, наводнения, всякое истребление многих людей бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся. Всенародными казнями Бог уцеломудривает всенародные пороки. Добавим: есть поговорка русская – Бог долго ждет, но больно бьет.

Итак, зло не есть несотворенное и не Богом сотворенное. Зло – не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели. Каждый – виновник собственного злонравия.

В земной жизни, поскольку мир во зле утопает, истинного счастья для человека нет, оно возможно только в Царствии Небесном. На земле человек может и должен вести достойную человека – христианина жизнь по Закону Божьему и заповедям Христовым. В вульгарном атеистическом изображении такая жизнь будто бы нивелирует личности человеческие и глушит жизненную энергию людей. Вопреки таким невежественным мнениям христианство исповедует особое предназначение каждого человека и считает святым долгом реализовать его. Речь здесь идет о дарах Святого Духа. Вот как о их повествовал апостол Павел в своем первом послании к коринфянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных… Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявления Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различения духов, иному разные языки, иному истолкования языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (I Коринф.12.1, 4-11).

Провозглашенная в философии Фалесом необходимость самопознания здесь, в христианской мысли, конкретизируется в виде поиска своего призвания и реализации в нем своей человеческой индивидуальности. Достойная человека жизнь как путь его к Богу есть вместе с тем обретение самого себя, своего личностного достоинства. Проблема человеческого счастья как истинного бытия человека наполняется в христианстве всемирным, божественным смыслом. Здесь замечательно и также то, что нет и тени индивидуализма, а масштабность концепции не мешает ей быть тесно связанной с повседневной жизнью людей. В том же 143–ем псалме Давида говорится об условиях достойной благополучной жизни людей: «Да будут сыновья наши как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.

Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог». В заключение можно сказать только одно: дай, Бог, и нам того же…

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 570. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия