ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XIX в.в.) Новое время по основному историческому содержанию своему было переходом европейских стран от феодализма к капитализму – в разных странах по-разному, в разные сроки, разными путями и с разным успехом, но обычно через буржуазно-демократические революции. Первой завершила свою «славную революцию» в конце XVII века Англия, затем столетие спустя – Франция, революция которой была столь радикальной и масштабной, что заслужила титул «великой», и под знаком которой прошел весь XIX век. Необычно сложным, катастрофически противоречивым, реформаторским и революционным, надолго прерывавшимся и возобновившимся, мучительным и благотворным стал этот процесс в России, заняв уже полтора века. И, думается, тем скорее мы цивилизуемся и сохраним ценности нашей культуры, чем адекватнее и полнее учтем уроки своей и мировой истории и не будем повторять ни своих, ни чужих очевидных ошибок. Известно, что у отставших есть свои парадоксальные преимущества. Что же исторически изменил капитализм, в какие условия он поставил философию и какие требования к ней предъявил? В социально-экономическом плане капитализм означал торжество общественных отношений вещной зависимости между людьми – отношений экономических, сначала торговых, а затем и производственных. О том, что труд – источник необходимых для жизни людей материальных благ, было известно испокон веков, со времени появления производящей экономики. Но в том – то и дело, что на докапиталистических стадиях общества труд был подчинен обществу: он организовался и регламентировался в зависимости от существующих в обществе связей и отношений. Капитализм открыл великое определяющее значение для общества, его связей и отношений, рационально организованного развивающегося материального производства, рассчитанного на массовое потребление созданных им материальных благ. Отныне труд как общественный процесс становится определяющей основой общественной жизни, залогом социальной прочности и жизненной силы общества, оплотом его безопасности. И уже мануфактура (ХVII век), а затем еще в большей степени машинное производство потребовали непрестанных научных исследований в интересах развития производительных сил – исследований как прикладных, так и фундаментальных. В 60-х г.г. ХVII века появляются новые формы организации исследовательской работы – академии наук. Две из них самые знаменитые: Лондонское королевское общество естествоиспытателей (у него до сих пор сохраняется девиз: «ничего со слов» - то есть опора только на опытно-эмпирические данные, свободные от предвзятых идей и влияния любых авторитетов) и естественно-научная Академия в Париже. Совершенно очевидно, что философия, ориентированная в средние века на религию, должна было в Новое время переориентироваться на науку, обрести научный характер. Так и произошло, а в самой философии особо актуальным стали проблемы теории познания и познавательная функция ее. Однако, по мере того как назревали революционные события и обострялась классовая борьба, не менее актуальной и даже первостепенной, важнейшей становится мировоззренческая функция философии, которая приобретает идеологический, политизированный характер, выражая определенные социально-классовые интересы при оценке общественных явлений и определении отношения к ним. Резкое размежевание социально-классовых сил и враждебное противостояние их идеологий философски выразилось как противоположность материализма и идеализма, основных направлений в философии Нового времени. Их названия сообщают нам о том, как решается ими вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи – вопрос, который Ф. Энгельс назвал «великим основным вопросом всей, и в особенности новейшей философии». Мы уже встречались с ним в главе первой «Что есть философия» (см. 1.4. Особенности философского мировоззрения) и высказали сомнение, справедливо ли считать его основным для всей философии. И действительно, в античной философии мы его не встречали, для средневековой религиозной философии он был лишен смысла, не был «вопросом». А в философии Нового времени он на самом деле в XVIII веке появляется и носит по преимуществу идеологический характер, в чем нам предстоит убедиться. Еще одна особенность философии Нового времени была связана с тем, что основными методами познания и истолкования действительности становятся в ней метафизика (в смысле, по Гегелю, «антидиалектика») и диалектика, главное различие между которыми сводится к тому, что диалектика – это учение о развитии, метафизика же действительно развития не признает. И, наконец, самое сложное – о судьбе духовности и духовно-нравственной функции философии в Новое время. Здесь необходим конкретный анализ, и можно утверждать, что проблема духовности очень своеобразно решалась в XVII веке (Ф.Бэкон, Р. Декарт и их последователи), особенно обострилась в XVIII веке (французские материалисты и И. Кант) и концептуально разрешалась в веке XIX (Гегель, Фейербах, Маркс, О. Конт). Обратимся к важнейшим философским событиям Нового времени.
|