Из опыта работы
Описание проектирования формы воспитательной работы по воспитанию толерантности у старшеклассников Целевая аудитория: учащиеся 11 класса. Исходная ситуация. С учащимися данного класса проводилась длительная работа по воспитанию толерантности. Работа осуществлялась по авторской программе, в соответствии в которой организовывались различные активные формы воспитательной работы. В результате на начало предлагаемого проектирования у большинства учащихся сформированы установки на толерантное взаимодействие, представления и знания о толерантности, культурном многообразии социума, умения организации толерантного взаимодействия. Возможно было бы завершить работу по данному направлению, но учащихся осознают необходимость в смене характера и направленности взаимоотношений с педагогом и в «заражении идеями толерантности остальных учеников школы» (формулировка смыслообразующей деятельности словами старшеклассников). Таков результат воспитательной работы по формированию толерантности. Именно он послужил стимулом для организации проектирования новой формы воспитательной работы с данными школьниками. Этап Педагогом четко определены противоречия между существующими способами взаимоотношений с детьми и их потребностями в преобразовании взаимоотношений, а также между имеющимися организаторскими способностями, мотивацией к передаче своих знаний окружающими у детей и отсутствием в логике программы по воспитанию толерантности соответствующей формы воспитания. На основе этого определена проблема: какая форма воспитательной работы может преобразовать взаимоотношения учеников и учителя и предоставит возможность им эмоционально транслировать идеи толерантности на других учащихся. На основе анализа проведенной по данному направлению деятельности, форм работы педагогом были выбраны коллективный праздник для учащихся школы «Миру мир, а ссор не нужно!», игровая программа для младших школьников «Общий дом». Предполагалось проведение данных форм самими старшеклассниками для учащихся своей школы. Все формы – эмоциональны по степени воздействия, позитивны и активны, что соответствует смыслообразующей деятельности – заражению идеями толерантности. О возможных вариантах проведения работы были информированы некоторые педагоги. Этап К началу второго этапа у педагога было уже достаточно данных по ценностно-смысловым ориентациям, потребностям и возможностям учащихся. Методом наблюдения и беседы с учащимися и педагогами выявлялись только направленность организаторских способностей детей, так как каждая из форм требовала определенного творческого потенциала от организаторов. В аспекте взаимоотношений педагога с учащимися было определено, что учащимся хотелось бы поучаствовать совместно с учителем в какой-либо творческой деятельности, нетрадиционной и необычной для школы. На момент проектирования в плане воспитательной работы с младшими школьниками были намечены проведение двух праздников, вследствие чего еще один праздник стал не вполне целесообразен. Этап Так как учащиеся изначально мотивированы на решение проблемы и сами обратились с предложением к учителю, создание особого мотивационного поля не потребовалось. Несколько учащихся согласились на посильную помощь, но от активного участия в самой организации формы отказались. Школьники в ходе коллективного обсуждения отклонили предложения учителя и были поставлены перед необходимостью самостоятельного определения формы воспитательной работы. Отталкиваясь от ведущей потребности–цели «эмоционально заразить идеей», они определили средства «заражения», доступные для них и для восприятия другими учениками (слово, музыка, рисунок, танец). Самым нетрадиционным признали танец. Дети получили задание на дом: подумать, проанализировать ресурсы Интернета, опросить взрослых, как с помощью танца, движения донести до окружающих идею толерантности. На следующий день была озвучена идея проведения флешмоба «Гармония различий» как формы воспитательной работы, которая представляла собой спонтанно организованную танцевальную непродолжительную по времени программу, в которой с помощью танца, движения необходимо выразить идеи толерантности. Из девушек класса были выбраны хореографы- организаторы, исполнители, костюмеры, составлен план подготовки и проведения дела. Этап На данном этапе возникла ведущая идея танцевальной программы, найден профессиональный хореограф, помогающий инициативной группе, обозначены место, время проведения, осуществлены репетиции. Этап Совместно со школьниками, не занятыми в репетициях, и психологом школы составлены опросники для учащихся и взрослых – аудитории, для которой готовился флешмоб. Определены вопросы для итоговой рефлексии с организаторами. Этап Воплощение проекта. Вся подготовка флешмоба осуществлялась в строгой секретности, никто кроме учеников данного класса не должен был знать о нем. В определенный день инициативная группа на каждой из перемен находилась в коридоре на одном из этажей, а в большую перемену в столовой (где специально были расставлены столы так, чтобы в середине оставалось свободное пространство). Дети-инициаторы как бы случайно оказывались там, прохаживались по коридору, стояли у кабинетов, в очереди в столовой и т.д. Никаких опознавательных знаков, особой одежды, атрибутов на учениках не было. Неожиданно по школьному радио начинала звучать русская народная музыка, и дети- организаторы по одному выходили с танцевальными движениями в центр коридора, столовой. Постепенно там оказывались все организаторы (включая педагога). При этом в русские народные танцы были добавлены элементы танцев других народов (в русском хороводе – женские движения лезгинки и т.д.), что несло смысловую нагрузку – единства наций, культур. В конце флешмоба по радио один из организаторов объяснял суть происходящего и призывал к соблюдению принципов толерантности в жизни. С окончанием последнего музыкального отрывка (их 5) организаторы расходились, как ни в чем не бывало (спонтанно организовались – спонтанно разошлись). Этап В подведении итогов участвовали и организаторы и зрители. Вопросы для обсуждения организаторам: впечатления от этапа подготовки (проектирования), проведения флешмоба, насколько такая форма производит впечатление, можно ли в танце выразить такую важную мысль, все ли получилось, почему, кому можно выразить благодарность? В конце рефлексии каждый выполнял танцевальное движение, которое бы соответствовало бы его отношению к произошедшему. Могли ли мы достичь успехов, если бы не было коллективного проектирования? Вопросы для зрителей (формулировки вопросов упрощались в зависимости от возраста детской аудитории): понравилось ли выступление ребят, какими словами его можно было бы назвать; если бы не комментарии после выступления об идее танцев, как бы вы определили, что хотели сказать танцами ребята?
Вопросы для закрепления и обсуждения 1. В чем особенности проектирования формы воспитательной работы? 2.Какие трудности могут возникнуть у педагога при проектировании формы воспитательной работы? 3. Какие принципы необходимо соблюдать в процессе проектирования формы воспитательной работы? 4. В чем особенности проектирования форм воспитательной работы в зависимости от возраста школьников? 5.В чем особенности проектирования форм внеурочной деятельности школьников в зависимости от уровня результатов: а) приобретение социальных знаний; б) формирование ценностного отношения к социальной реальности; в) получение опыта самостоятельного общественного действия?
|