Студопедия — Интонационный анализ лирических произведений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интонационный анализ лирических произведений






Интонация (от латинского intonare – громко произносить) является сред­ством художественного общения пи­сателя, музыканта, актёра со своей аудито­рией. Закономерно, что изучение интонации привлекло внимание режиссёров, мастеров художественного чтения, литературоведов, музыковедов, лингвистов, осветивших ряд общих и частных закономерностей её ана­лиза. Композитор и историк музыки Б.Асафьев считал, что “интонирование – деятельность человеческого интеллекта, особая образно-интонационная форма его мышления”. В лингвистике под интонацией понимают “наблюдаемое в уст­ной речи явление языка, при помощи кото­рого смысловое содержание предложения, его коммуникативные отношения, лексичес­кий состав, синтаксический строй и модаль­ность в определяющем контексте или ситуа­ции общения получают своё конкретное выражение”. Утверждая, что интона­ция имеет отношение не только к устной, но и письменной речи, Н.И.Жинкин подчёрки­вал: “Читающий должен вычитать ту интона­цию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста”.

Роль интонации в художественной лите­ратуре огромна. Переход от литературы уст­ной к литературе письменной способствовал возникновению новых приёмов и средств выразительности, фиксация которых имела своей целью подчеркнуть красоту и богатст­во художественного текста. Заметно возрас­тает роль чисто внешней, графической орга­низации текста. Расширяя возможности его интонирования, Н.М.Карамзин вводит новые знаки препинания – многоточие и тире В качестве средства интонационной выразительности В.А.Жуковский в своих стихотво­рениях начинает широко использовать кур­сив. Обогащается рисунок поэтической графики в произведениях Андрея Белого, В.Маяковского, Велимира Хлебникова, М.Цветаевой и других поэтов XX века. “Поскольку устная жизнь художественного тек­ста регулируется исполнительством (декла­мацией), – подчёркивает Ю.М.Лотман, – письменный текст должен иметь соответствующие знаки организации”. Несо­мненна глубокая связь интонации с синтак­сическим строем речи. В известном термине А.М.Пешковского “синтаксическая фонетика” подчёркивалась роль синтаксических конструкций в интонировании текста. Он же на­стойчиво говорил о законе взаимокомпенса­ции синтаксических и интонационных средств. Внутренняя мелодия текста, по мнению современного исследователя (М.И.Матусевич), создаётся следующими элементами синтаксической структуры: “а) различие предложений по цели высказывания, т.е. по­вествовательных, вопросительных и побуди­тельных: б) синтагматическая функция; в) выделение вводных слов и предложений; г) выделение обращения; д) выделение обо­собленных слов; е) выделение бессоюзных предложений; ж) мелодика одночленности и двучленности”. Вдумчивый иссле­дователь интонации Н.В.Черемисина-Ениколопова добавляет к этому перечню “оформ­ление однородных членов; выражение семантико-синтаксических отношений про­тивопоставления и пояснения; выражение завершённости/незавершённости (категории явно семантико-синтаксической)...”.

Важным составным элементом интона­ции является и ритм, то есть чередование ударных и безударных, долгих и кратких сло­гов. Значение ритма велико в художествен­ной прозе, а стихотворная речь без него немыслима. Важнейшей единицей ритма стихотворной речи является строка, которой принадлежит не только важная композици­онная, смысловая, синтаксическая роль, но которая в конечном счёте определяет инто­нацию стихотворного произведения. С рит­мом тесно связан более жёсткий метр, то есть последовательное чередование в стихе однородных стоп, что позволяет говорить о ямбическом, хореическом, дактилическом, амфибрахическом метре и метре анапеста. Каждый из этих размеров стиха создаёт неповторимую интонационную мелодику худо­жественного текста.

Интонационный анализ художественного произведения, в том числе и лирического произведения как средоточия эмоционально насыщенной мысли, непосредственно опира­ется на так называемые интонационные уни­версалии, сложившиеся в ходе многовековой языково-мыслительной деятельности чело­вечества. Интонационная универсалия – наименьшая законченная мыслительная опе­рация, логико-эмоциональная единица ком­муникативной целостности. В качестве инто­национных универсалий выделяются три вида интонационных форм – повествование, воп­рошение, восклицание, которые концентри­руют в себе огромные пласты интонационно-информативных отношений между людьми. Каждая интонационная универсалия способ­на передавать различные опенки эмоцио­нально-смысловых значений. Так, восклица­ние может быть повелительно-внушающим, может выражать восхищение, удивление, со­жаление. Поскольку интонационные универ­салии находят в письменной речи очевидное графическое обозначение в виде постановки в конце предложения точки, восклицательно­го и вопросительного знаков, школьники, об­ходя стороной термин “универсалия”, будут свободно использовать термин “интонация” в его сочетании с видом предложения, то есть будут говорить о повествовательной (повествовательно-описательной), восклицательной и вопросительной интонации. < …>

Интонационный анализ – один из путей разбора лирических произведений. Он мо­жет пронизывать или дополнять такие пути анализа лирических произведений, как ком­позиционный, стилистический, целостный (от строфы к строфе), сопоставительный анализ (сопоставление стихотворений, при­влечение черновых вариантов), анализ твор­ческой истории поэтического произведения, а также пути анализа, которые “продиктова­ны” неповторимой спецификой лирических произведений. “Плох тот художник прозы или стиха, – подчёркивал Андрей Белый, – который не слышит интонацию голоса, скла­дывающего ему фразу”. Интонацию как “голос” чувства должен “слышать” и читатель, ибо в интонации (в общем звуча­нии темы, всего произведения) предрешены и краски, и образы, и сюжет (движение поэ­тической мысли). Разбор интонационных особенностей займёт неодинаковое место в анализе лирических произведений. Интона­ционные наблюдения могут преобладать в разборе произведений поэта, но они могут быть только отдельной гранью их анализа. Но “первый взгляд” на лирическое произве­дение, на печатный текст должен быть свя­зан именно с познанием интонационных особенностей. Представляют интерес при­знания Андрея Белого, пусть и касающиеся прозы: “...свою художественную прозу я не мыслю без произносимого голоса и всячес­ки стараюсь расстановкой и всеми бренны­ми способами печатного искусства вложить интонацию некоего сказителя, рассказыва­ющего читателям текст”.

Нередко с наблюдений над интонацией (в частности, над “всеми бренными способами печатного искусства”) целесообразно начи­нать разбор лирических произведений. В сти­хотворении Б.Пастернака “Никого не будет в доме...” строфы третья и четвертая предста­вляют собой одно сложное предложение. По­сле третьей строфы поэт предпочёл поставить запятую, объединив её по значению с четвёр­той строфой. Эти строфы занимают централь­ное положение в стихотворении, состоящем из шести строф. Интонация стихотворения от­крывает путь к композиционному анализу. Смысловая близость первых двух строф под­чёркнута отрицательным местоимением “ни­кого”, которым начинается первая строфа стихотворения и завершается, закольцовыва­ется вторая строфа. Повтор местоимения поддерживается и симметричным использо­ванием предлога “кроме”, который занимает такую же зеркальную позицию, как и место­имение “никого” (“кроме” начинает второй стих первой строфы, этим же предлогом за­канчивается третий стих второй строфы). За­ключительная часть стихотворения, тоже со­стоящая из двух строф, начинается союзом “но”, которым подчёркивается её противопос­тавленность двум предыдущим частям. Взаи­мосвязь пятой и шестой строф подчёркнута симметричным расположением местоимения “ты”, которым заканчивается четвёртая стро­ка пятой строфы и начинается первая строка шестой строфы.

Познание учащимися композиции (и ин­тонационного своеобразия) стихотворения существенно облегчит его анализ. В первой части стихотворения запёчатлён образ до­ма, в котором “никого” нет, “кроме сумерек”. Предлог “кроме” обычно произносится в русском языке со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен и полноправно входит в ритмообразующую систему стиха как во второй строке, так и в строке седьмой. Очень важная цезура (перенос) во втором стихе, которая позволяет подчеркнуть, что внимание стихотворца сосредоточено не только на создании образа дома, но и на его окружении. После внутристиховой паузы развёртывается картина зимнего дня, в изо­бражении которой неподвижность (“Только крыши, снег...”) сочетается с движением (“...белых мокрых комьев / Быстрый про­мельк маховой”).

Переживания-воспоминания лирическо­го героя, данные в центральной части стихо­творения, тесно соединяются с картиной зимнего дня, что подчёркнуто глаголами “зачертит иней”, “завертит мной”, в которых повторяется приставка “за” и которые близ­ки по звучанию. Воспоминание о прошлой зиме и делах “зимы иной” рождает в лириче­ском герое чувства “унынья”, “неотпущен­ной вины”, которые находят художественное воплощение в метафорах “завертит мной... унынье”, “кольнут... виной”. Анафорические повторы “И опять...” усиливают посетившее лирического героя переживание и служат музыкальности, выразительности стиха. Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь: “И окно по крестовине / Сдавит голод дровяной”. В трудные тридца­тые годы (стихотворение написано в 1931 году) остро ощущалась нужда в дровах и дом протапливался не настолько, чтобы освобо­диться от налёта инея на внутренней поверх­ности окон. Чисто бытовая деталь, заверша­ющая эту часть стихотворения, вырастает у поэта в ёмкий метафорический образ.

Строфа, открывающая заключительную часть стихотворения, насыщена запомина­ющимися художественными образами, ко­торые передают переживания лирического героя и создают образ “нежданно” вошед­шей в дом. В чём же заключаются секреты волшебства пастернаковских строк? Ком­ментировать первые два стиха пятой стро­фы, обнажая тайну рождения яркого мета­форического образа, едва ли стоит лучше воспроизвести их: “Но нежданно по портьере / Пробежит вторженья дрожь”. Подлинно колдовская метафора насыщена аллитерацией. Звукописный строй стихов определяется отодвинутым инверсией в конец предложения словом “дрожь”, рифмующимся со словом войдёшь и в силу этого звучащим особенно сильно. Слово “дрожь” является своеобразным камерто­ном, определяющим звуковую выразитель­ность первых двух стихов пятой строфы, ибо включает в себя звуки “д”, “р”, “ж”. Свежесть и новизна скрыты и в метафоре, обнимающей третий и четвёртый стихи пя­той строфы: “Тишину шагами меря, / Ты, как будущность, войдёшь”. Во временном пространстве стихотворения сравнение “как будущность” приобретает особое зна­чение: “дела зимы иной”, “прошлогоднее унынье”, одиночество лирического героя, сопутствующее нынешнему зимнему дню, “нежданно” сменяются надеждой на сча­стье. Образ вошедшей, данный в заключи­тельном катрене, лишён каких-либо конкретных очертаний, что подчёркнуто анафорическим повтором неопределённых местоимений “в чём-то...”, “в чём-то...”. Этот образ невольно уподобляется образу зимнего дня в первой части стихотворения. Стихи “В чём-то белом, без причуд, / В чём-то впрямь из тех материй, / Из кото­рых хлопья шьют” заставляют вспомнить образ первой части стихотворения – “Только белых мокрых хлопьев / Быстрый промельк маховой”.

Образ зимы, зимнего дня пронизывает всё стихотворение. Достаточно соотнести последние два стиха каждой его части, что­бы убедиться в этом. Образ зимы естествен в “пейзажной” интродукции стихотворения. Он созвучен картине внутренних пережива­ний героя. Он возникает и в заключительной части стихотворения, когда неожиданная и выразительная деталь “хлопья шьют” со­единяется с обликом вошедшей. Наконец, трудно пройти мимо перекрёстной рифмы в нечётных стихах, которая “укрепляет” ком­позицию каждой части стихотворения. Риф­ме принадлежит очень заметная организую­щая роль (и одновременно эвфоническая!) в первой части стихотворения – “доме”, “проёме”, “комьев”, “кроме”, во второй час­ти – “иней”, “унынье”, “доныне”, “кресто­вине” и в третьей – “портьере”, “меря”, “двери”, “материй”. Многократные повто­ры, аллитерация и обнимающая смысловые части произведения рифма усиливают инто­национную выразительность стихотворения Пастернака.

Бесконечное разнообразие интонаци­онного строя лирических произведений от­крывает перед учителем-словесником до­полнительные возможности в школьном осмыслении лирики. Интонация как средство художественного общения поэта с читателем определит новые пути к постижению семан­тической определённости и эмоциональной окрашенности лирических произведений. Приобщение школьников к интонационному богатству поэтических произведений станет действенным средством воспитания квали­фицированного читателя.

 

№ 47. Напишите небольшую статью о ваших научных интересах.

№ 48. Подготовьте тезисы доклада для выступления на студенческой конференции.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2810. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия