Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проверяем себя




1. Какая речь называется богатой?

2. В чем состоит языковое разнообразие?

3. Что составляет лексическое богатство языка?

4. Чем полисемия отличается от омонимии?

5. В чем особенность словообразовательного, морфологического и синтаксического богатства языка?

6. Дайте определение синтаксической синонимии.

7. В чем особенность речевого богатства?

 

Глава 5. Выразительность речи

 

Узнаём

Речь, в которой автор, выражая свои мысли и чувства, воздействует на слушающего или читающего с помощью образных средств языка, называется выразительной. Другими словами, выразительная речь – это речь, в которой используются изобразительно-выразительные средства языка, которые принято делить на тропы и стилистические фигуры.

Рассмотрим чаще всего употребляющиеся средства выразительности.

Тропы (от др.-греч. τρόπος – “оборот”) – это слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.

Человек, стремясь точнее и понятнее для собеседника выразить свою мысль, ищет аналогии, сходства, между предметами или явлениями, и в речи появляются выражения – другие, порой необычные, названия объектов действительности, способные по-новому, ярко и красочно представить избранный предмет речи. Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов.

Основными видами тропов являются: метафора, метонимия, синекдоха. К тропам также относятся: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза, оксюморон и др.

Метафора (от греч. metaphora – “перенос”) – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр., подошва ботинка – подошва горы, сердечный приступ – сердечный прием), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств (напр., толпа туч (А.Фет)).

Метонимия(от греч. metonymia – “переимено­вание”) – употребление одного слова или выражения вместо другого на основе близости, сопредельности, смежности понятий, образов (напр., лес поёт (т. е. птицы в лесу), город шумит (т.е. люди на улицах города), съел три тарелки (т.е. съел три тарелки супа).

Синекдоха(от греч. synecdoche “соотнесение”) – вид метонимии, название части вместо названия целого, целого вме­сто части, меньшего вместо большего, большего вместо меньшего (напр., голубые мундиры – о царских жандармах; “Контрабас пил чай вприкуску, а флейта – внакладку”– о музыкантах (А.П. Чехов)).

Эпитет(от греч. epitheok – “приложение, приложенное”) – образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или дей­ствие с субъективных позиций автора. Отличается от простого опре­деления художественной выразительностью (напр., золотая осень, заплаканные окна, “Белый запах нарциссов, сча­стливый, белый весенний запах...” (Л.Н. Толстой)).

Сравнение– слово или выражение, содержащее характеристику предмета (качества, лица), дающуюся через сопоставление его с другим предметом (качеством, лицом), (напр., А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
(И. С. Тургенев)).

Олицетворение– вид метафоры, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, – дар речи, способность мыслить и чувствовать. Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами (напр., Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А.Пушкин); К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина. (А.Блок)).

Гипербола(от др.-греч. ὑπερβολή – “переход”, “преувеличение”) – оборот речи, представляющий собой явное и намеренное преувеличение, употребляемый с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли (напр. “я говорил это тысячу раз”, “Редкая птица долетит до середины Днепра” (Н.В. Гоголь)).

Литота(от греч. litota – “простота, малость, умеренность”) – оборот речи, состоящий в чрезмерном преумень­шении того, о чем говорится (напр. “И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок!” (Н.А. Некрасов)).

Ирония(от греч. eironeia – “притворство, насмешка”) – троп, вид иносказа­ния, в основе которого лежит переименование по контрасту, тонкая насмешка, в которой притворно утверждается проти­воположное тому, что на самом деле думает и хочет сказать автор. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет тот, который не высказан прямо, а противоположный ему, подразумеваемый. (напр., “Отколе, умная, бредешь ты голова?” – обращение к ослу (И.А. Крылов)).

Катахреза(от греч. katachresis – неправильное употребление слова) – термин традиционной стилистики, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению, причем противоречие это выступает или благодаря необычному соединению слов в переносном значении или благодаря одновременному употреблению слова в прямом и переносном значении. Напр. «В безмолвии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья...» – Слово “угрызенья” в сочетании с глаголом “гореть” может быть понято и в буквальном смысле (А. Пушкин.).

В широком смысле под понятие катахрезы может быть подведено всякое употребление слова, при котором забывается его этимологическое значение, напр.: “цветное белье”, “красные чернила”, “путешествовать по морю”.

Оксюморон(от греч. – “остроумно-глупое”) – образное выражение, в котором соединяются обычно не­совместимые понятия, при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: живой труп, свободный раб, пышное природы увяданье. Напр., Есть тоска веселая в алостях зари. (С. Есенин). Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов).

Стилистические фигуры речи (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно–выразительной функции речи. Автор в ходе построения высказывания располагает слова особым образом, с тем, чтобы добиться максимальной выразительности сказанного или написанного, произвести на читателя или слушателя наибольшее впечатление.

К стилистическим фигурам относятся: анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие и др.

Анафора– художественный прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Напр., Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов.
(К. Батюшков)

Эпифора– художественный прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.). Напр., Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь).

Антитеза– (от греч. antithesis – “положение, противоположное другому положению”) – троп, в основе которого ле­жит резкое противопоставление, противоречие тех предметов, поня­тий, которые сравниваются. Обычно противопоставление выража­ется с помощью антонимов, общеязыковых или контекстуальных. Противопоставление усиливает выразительность речи. Напр.: То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
(НА. Некрасов); У сильного всегда бессильный виноват. (И.А. Крылов).

Градация– (от лат. gradatio – “посте­пенное повышение, усиление”) – фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, срав­нения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ос­лабления признака. Напр.: Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. (С.А. Есенин); Задремавшая река Отражает облака, Тихий, бледный свет небес, Тихий, темный, сонный лес. (К. Бальмонт).

Инверсия– (лат. inversio – перестановка) – в лингвистике – изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла. Это художест­венный прием, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности. Напр., Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (А.Пушкин); Да, мы дружны были очень (Л. Толстой); Тут сгорел мой приятель со стыда (И. Тургенев).

Риторический вопрос– фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи. Напр., На кого не действует новизна? (А.Чехов).

Риторическое восклицание– фигура, в которой в форме вос­клицания содержится утверждение. Риторическое восклицание от­личается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления вырази­тельности речи. Напр., Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф. Тютчев); “Пышный! Ему нет равной реки в мире!” (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

Риторическое обращение – фигура, в которой в форме обра­щения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т. п. вы­ражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, пере­дается торжественность, патетичность, приподнятость и другие оттенки настроения. Напр.: Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен. (А. С. Пушкин). Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? (А.К. Толстой)

Многосоюзие– стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Напр., Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Короленко).

Бессоюзие– проявляется в отсутствии союзов, соединяющих части сложного предложения, однородные члены предложения. Бессоюзие передает стремительность и напряженность событий, а также дает возможность охарактеризовать что-либо более полно. Напр.: Ревела буря, гром гремел… (К.Ф. Рылеев). Швед, русский колет, рубит, режет (А.Пушкин).

Широко используются в художественном тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:

Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. / Думаю думу свою (Н. Некрасов).

Аллитерация – повторение в художественном тексте соглас­ных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).

Звукоподражание – передача слуховых впечатлений слова­ми, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Бальмонт).

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 10938. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.003 сек.) русская версия | украинская версия