Студопедия — Батальное полотно
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Батальное полотно






Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье.

На передней лошади едет император в голубом кафтане.

Белая кобыла с серыми глазами с челкой вороною.

Красная попона, крылья за спиною, как перед войною.

 

Вслед за императором едут генералы – генералы свиты:

Славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты!

Следом – дуэлянты флигель-адъютанты, блещут эполеты:

Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…

Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые…

Только топот мерный, флейты голос нервный да надежды злые.

Все слабее запах очага и дыма, молока и хлеба…

Только под ногами да над головами лишь земля и небо…

1. Определите тему этого произведения. Что означает словосочетание “Батальное полотно”?

2. Представьте картину, которую описывает автор.

3. Выделите основные цвета, которые использует автор в первом четверостишии. Что вы можете увидеть?

4. Что символизируют клавесин и флейта?

5. Определите место лирического героя в первом, втором и третьем четверостишиях.

6. Представьте себя на месте лирического героя, опишите свои переживания.

7. Сформулируйте замысел автора.

 

№ 284. Прочитайте стихотворение М.Лермонтова “Утес”. Определите его тему и две подтемы. Выполните задания.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

1. Выделите грамматические основы каждого предложения.

2. Найдите примеры метафорического переноса.

3. Определите род слов утес, тучка.

4. Вспомните, что такое олицетворение. Как это средство выразительности использует автор?

5. Какую картину описывает автор в этом тексте?

6. Сформулируйте основную мысль автора.

№ 285. Прочитайте стихотворение С. Есенина “Черемуха”. Найдите примеры олицетворения.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И ласково под кручею

Ей песенки поет.

1. Какое настроение возникает у вас при чтении этого текста?

2. Сформулируйте основную мысль автора.

 

№ 286. Какие средства выразительности используетМ. Цветаева в стихотворении “Мука и мука”?

 

– “Все перемелется, будет мукой! ”

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

1. Определите тему этого текста.

2. Сформулируйте основную мысль автора.

 

№ 287. Прочитайте стихотворение И.Бродского. Какое средство выразительности использует автор?

Отскакивает мгла

от окон школы,

звонят из-за угла

колокола Николы.

И дом мой маскарадный

(двуличья признак!)

под козырек парадной

берет мой призрак.

1. Определите тему этого текста.

2. Символами чего для автора являются храм и школа?

3. Представьте картину, рисуемую автором.

4. Что для вас означает родной дом? Как себя чувствует человек дома?

5. Что означает слово призрак?

6. Что означает фразеологизм “взять под козырек”? Как переосмысляется это выражение в тексте?

7. Опишите состояние лирического героя.

8. Сформулируйте основную мысль автора.

 

№ 288. Какие тропы использовала А. Ахматова в своем сти­хотворении? В каких словосочетаниях соединены слова, обозначающие не­совместимые понятия? Как называется такой художественный прием?

Царскосельская статуя

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг хвалы твоей влюбленной...

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

1. Что описывает автор этого стихотворения?

2. К кому обращается лирическая героиня?

3. Сформулируйте основную мысль А.Ахматовой.

 

№ 289. Прочитайте стихотворение М. Лозинского. Как называются такие стихи?

Я – Ахматовой покорен.

Шарм Анеты необорен.

Милой цеховой царевны

Анны дорогой Андревны.

1. Какой подарок сделал М. Лозинский А. Ахматовой?

 

1. № 290. Прочитайте стихотворениеБ. Пастернака. Найдите сравнения.

Какой виделась автору революция в 1925 году?

В нашу прозу с ее безобразьем

С октября забредает зима.

Небеса опускаются наземь,

Точно занавеса бахрома.

Еще спутан и свеж первопуток,

Еще чуток и жуток, как весть,

В неземной новизне этих суток,

Революция, вся ты, как есть.

Жанна д’Арк из сибирских колодниц,

Каторжанка в вождях, ты из тех,

Что бросались в житейский колодец,

Не успев соразмерить разбег.

Ты из сумерек, социалистка,

Секла свет, как из груды огнив.

Ты рыдала, лицом василиска

Озарив нас и оледенив.

Отвлеченная грохотом стрельбищ,

Оживающих там, вдалеке,

Ты огни в отчужденьи колеблешь,

Точно улицу вертишь в руке.

И в блуждании хлопьев кутежных

Тот же гордый, уклончивый жест:

Как собой недовольный художник,

Отстраняешься ты от торжеств.

Как поэт, отпылав и отдумав,

Ты рассеянья ищешь в ходьбе.

Ты бежишь не одних толстосумов:

Все ничтожное мерзко тебе.

1. Вспомните, кем была Жанна д’Арк.

2. Как вы думаете, почему автор сравнивает революцию со сказочным чудовищем, убивающим взглядом и дыханием?

3. Перечитайте внимательно текст и сформулируйте основную идею этого произведения.

№ 291. Прочитайте поэмуА. Блока. Найдите лексические и контекстуальные антонимы. Определите их стилистические функции.

Скифы

Панмонголизм! Хоть имя дико,

Но мне ласкает слух оно.

Владимир Соловьев

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами!

Для вас – века, для нас – единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал

И заглушал грома лавины,

И дикой сказкой был для вас провал

И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток,

Копя и плавя наши перлы,

И вы, глумясь, считали только срок,

Когда наставить пушек жерла!

Вот – срок настал. Крылами бьет беда,

И каждый день обиды множит,

И день придет – не будет и следа

От ваших Пестумов, быть может!

О старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!

Мы любим всё – и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё – и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Мы помним всё – парижских улиц ад,

И венецьянские прохлады,

Лимонных рощ далекий аромат,

И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть – и вкус ее, и цвет,

И душный, смертный плоти запах...

Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы

Играющих коней ретивых,

Ломать коням тяжелые крестцы

И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно – старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем – братья!

А если нет – нам нечего терять,

И нам доступно вероломство!

Века, века – вас будет проклинать

Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам

Перед Европою пригожей

Расступимся! Мы обернемся к вам

Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!

Мы очищаем место бою

Стальных машин, где дышит интеграл,

С монгольской дикою ордою!

Но сами мы – отныне вам не щит,

Отныне в бой не вступим сами,

Мы поглядим, как смертный бой кипит,

Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн

В карманах трупов будет шарить,

Жечь города, и в церковь гнать табун,

И мясо белых братьев жарить!..

В последний раз – опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира! (30 января 1918 года)

1. Найдите в тексте эпитеты и определите их значение.

2. Сформулируйте основную мысль автора.

 

№ 292. Определите, как построены каламбуры: на употреблении омонимов, на использовании одного и того же слова в разных значениях, на случайном совпадении звучания разных слов.

1. Ты от зверей отличен слова даром. Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром (Саади). 2. Если на тебя капают, расти быстрее. 3. Иной плавает мелко, но зато вольным стилем. 4. – Слава богу! – подумал преподаватель на семинаре по атеизму, когда вопросы прекратились. 5. Что лучше: отсутствие присутствия или присутствие отсутствия? 6. Жена математика – “мать-и-мачеха” (В. Набоков). 7. Это ложь, что в театре нет лож (В. Набоков). 8. Часовой стоит на посту. Кто-то идет. – Скажи пароль! – Пароль. – Проходи. 9. На улице встречаются два кандидата наук. – Что у тебя в портфеле – небось, докторская? – Нет, ливерная. 10. Значение крупного открытия больше, чем открытие крупного значения.

 

№ 293. Каковы принципы создания комического эффекта в шутливом “Энтимологическом словаре” Б.Ю. Нормана?

Автожир (техн.) – машинное масло; антрекот (фр.) – кот, живущий в передней; ареальный (лингв.) – нереальный; баранка – овца; безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты; бездарь – человек, которому ничего не подарили на день рождения; брошка – мать-одиночка, покинутая жена; вампир – официант; ветрянка (неодобр.) – легкомысленная девушка; вырезка – декольте; главбух (разг.) – командир батареи; графин (общеизв.) – муж графини; дача (юр.) – взятка; днище – день за Полярным кругом; драп – бегство; дурман (полукалька с нем.) – глупый человек; жатва (дипломатия.) – обмен рукопожатиями; завалинка (студ.) – экзаменационная сессия; земляк – червяк; крахмал – небольшое поражение, неудача; марихуана (калька с иностр.) – Ванина Маша; ревю – громкое, неблагозвучное пение; сомнение – мнение коллектива; стриж – парикмахер; чушка – маленькая глупость; шансонетка – женщина, у которой нет шансов на успех; язычник (проф.) – лингвист. (Норман Б. Ю. Игра на гранях языка – М, 2006)

1. Обратите внимание на словарные пометы. Какую роль они играют в повышении выразительности речи?

 

№ 294. Какова стилистическая функция индивидуально-авторских эпитетов в данных ниже отрывках из произведений Ю. Нагибина?

 

1. Я обонял свежий смуглый аромат ее загорелой кожи и ореховых нагретых солнцем волос. 2. И потом я слишком восхищался Вовкой Ковбоем, его лихостью, смуглой разбойной красотой. 3. Он увидел серое, будто пасмурное, на деле же чистое, лишь не набравшее голубизны небо, яркую рассветную полосу за лесом, седую от росы осоку и черный мокрый нос челнока, торчащий над береговой кромкой. 4. Синяки под его коричневыми задумчивыми глазами никогда не исчезали, лишь меняли оттенок: от багрового до иссиня-черного и горчичного.

№ 295. Определите в данных ниже предложениях стилистические функции фразеологических единиц.

1. Соловья баснями не кормят, а читателя перекармливают. 2. Не руки “не доходят”, а ноги. 3. Девушка в безрукавке работала спустя рукава. 4. Всегда выходило так, что все места в зале были заняты, и ему приходилось сидеть меж двух стульев. 5. Не брал за горло ничего, кроме бутылки. 6. Руки мыл ежечасно и все же оставался нечист на руку. 7. Прыгают в воду многие, немногие выходят сухими из воды. 8. Мой руки, но не умывай их. 9. Оркестр был так безнадежно плох, что дирижер махнул на него рукой. 10. Когда река выходит из себя – это наводнение. 11. Пароход может не видеть дальше своего носа: за него видит капитан. 12. Плохо, если о поваре говорят, что с ним каши не сваришь. 13. Всякий талант в конце концов зарывают в землю. 14. Если человек не может найти себя, адресный стол ему не поможет. 15. Если утопающий хватается за соломинку, это значит, что на водной станции нет спасательных кругов. 16. Родился в сорочке и ни разу с тех пор не менял ее. 17. У него тоже был соавтор: он писал с грехом пополам. 18. Спички готовы были сгореть от стыда за выпустившую их фабрику, но никак не могли зажечься.

 

№ 296. Найдите градацию в приведенных отрывках из произведений В. Маяковского, определите ее стилистическую функцию.

 

1. В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры. 2. Что же вы, кричащие, что я, калека?! Старые, жирные, обрюзгшие враги! 5. Вот вы, мужчины, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. 4. Отец, в разговорах вспоминая родословные, любил поспорить о правах материнства. Такое воспитание, светское и салонное, оберегало мальчика от уклона и свинства.

 

№ 297. Какие средства выразительности используетП. Антокольский?

Все прошло, пролетело, пропало.

Отзвонила дурная молва.

На снега Черной речки упала

Запрокинутая голова.

В ледяной петербургской пустыне,

На ветру, на юру площадей

В карауле почетном застыли

Изваянья понурых людей –

Мужики, офицеры, студенты,

Стихотворцы, торговцы, князья:

Свечи, факелы, черные ленты,

Говор, давка, пробиться нельзя.

Над Невой, и над Невским, и дальше,

За грядой колоннад и аркад,

Ни смятенья, ни страха, ни фальши –

Только алого солнца закат.

1. С какой целью автор использует ряды однородных членов?

2. Сформулируйте основную мысль данного текста.

 

№ 298. ПрочитайтеVI сонет из двадцати сонетов к Марии СтюартИ.Бродского. Какими средствами достигается ироничность текста? Выполните задания.

Я вас любил. Любовь еще (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги.

Все разлетелось к черту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием. И далее виски:

в который вдарить? Портила не дрожь, но

задумчивость. Черт! все не по-людски!

Я вас любил так сильно, безнадежно,

как дай вам Бог другими – – – но не даст!

Он, будучи на многое горазд,

не сотворит – по Пармениду – дважды

сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

коснуться – “бюст” зачеркиваю – уст! (1974г.)

1. Вспомните стихотворение А. Пушкина, когда оно было написано и кому посвящалось.

2. Сравните звуковые рисунки этих произведений. В чем различие этих текстов?

3. Эти произведения похожи по тематике. Как вы думаете, одинаковы ли мысли авторов?

4. Вспомните картину, которую описывает в своем стихотворении Пушкин. Опишите картину сонета Бродского.

5. Каково состояние лирического героя в стихотворении Пушкина и произведении Бродского?

6. Вспомните биографию И.Бродского, обратите внимание на дату написания этого стихотворения, на название. Как вы думаете, почему у этого автора возникла мысль диалога с Пушкиным? О какой любви говорит Бродский?

7. Опишите свое отношение к двум классическим текстам. Какие чувства они у вас вызывают?

№ 299. Какие стилистические фигуры используются в данных текстах? Какова их роль?

1. Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни. (В. Хлебников)

2. Стелется вьюга седыми покосами.

Стынут сугробы вокруг.

Девочкой, девочкой с русыми косами

Ты себя вспомнила вдруг. (С. Островой)

3. Что ж, пора приниматься за дело,

За старинное дело свое. –

Неужели и жизнь отшумела,

Отшумела, как платье твое! (А. Блок)

4. О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! (М. Горький).

5. Ах ты, матушка – Россия,

Что ты делаешь со мной?

То ли все вокруг смурные?

То ли я один смурной! (Е. Евтушенко)

6. Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы. (А. Пушкин)

7. Может, рыдал, что вода уходит?

Может, иное молил спасти?

Может быть, мстил за разор угодий!

Слезы стоят на моем пути... (А. Вознесенский)

8. Жара, жарынь, жарища, не утихая, стелется. (Р. Рождественский)

9. О Русь моя!.. Огонь и дым.

Законы вкривь и вкось.

О, сколько именем твоим

Страдальческим клялось! (В. Федоров)

10. Как брань тебе не надоела?

Расчет короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой. (А. Пушкин)

11. Родится с жизнью этот ключ

И с жизнью исчезает;

В ином он слаб, в ином могуч.

Но всех он увлекает. (М. Лермонтов)

12. Так буйную вольность законы теснят,

Так дикое племя под властью тоскует,

Так нынче безмолвный Кавказ негодует,

Так чуждые силы его тяготят. (А. Пушкин)

13. Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю

Я коней своих нагайкой стегаю – погоняю, –

Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,

Чую с гибельным восторгом – пропадаю! Пропадаю! (В. Высоцкий)

 

№ 300. Какие средства выразительности использовал М. Горький?

 

С моря поднималась туча – черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед и гасили звезды одну за другой. Море шумело... От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова... На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас гасил.

1. Определите значение эпитетов.

2. Какие краски использовал автор?

3. Какое настроение у вас возникает?

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1289. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия