Тренируемся. № 216.Прочитайте воспоминания Наума Коржавина о том, как он первый раз услышал песню Б
№ 216. Прочитайте воспоминания Наума Коржавина о том, как он первый раз услышал песню Б. Окуджавы“Московский муравей”. Выполните задания. Это было на дне рождения у Станислава Рассадина. Как-то получилось, что мы с Булатом вместе вернулись из Ленинграда и оба были на дне рождения. В Ленинграде и по дороге он об этой песне даже не заикнулся. А здесь, когда его попросили что-нибудь спеть, он вдруг начал петь эту новую тогда для меня песню. Песня эта меня сразу, как говорится, “взяла”: ...Подумайте, простому муравью/ вдруг захотелось в ноженьки валиться, / поверить в очарованность свою. Как точно: захотелось поверить в свою очарованность, в то, что всё это правда. Песня меня “взяла”, но оказалось, что меня еще ждет некое испытание. Булат пел дальше: И муравья тогда покой покинул. /Всё показалось будничным ему. /И муравей завел себе богиню / по образу... До этого всё было замечательно, но тут у меня всё оборвалось, инерция требовала “по образу-подобью своему”. Но тогда ведь всё пропадет – всё, чему я доверился и успел полюбить... Какой же дурак влюбляется в свое подобие? Я замер. Но миг спустя всё разъяснилось: И муравей завел себе богиню / по образу и духу своему”. Я просто чуть не выругался от облегчения. У меня было ощущение, что человек перескочил через пропасть. А он ничего не перескакивал, он хотел сказать то, что он хотел сказать, инерция его не затянула. Кстати, один его товарищ, известный поэт, горячо настаивал на “подобьи”, но Булат его не понял. Подлинный замысел рождает потребность в точности исполнения. “Поэзия – искусство точное”, – говорил когда-то Николай Глазков. Всякое искусство точное, оно неточным быть не может: неточность – это неправда. 1. Как вы относитесь к словам Н. Глазкова о точности? Опишите свое мнение. 2. Прочитайте стихотворение Б. Окуджавы, определите его тему.
Мне нужно на кого-нибудь молиться. Подумайте, простому муравью вдруг захотелось в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою. И муравья тогда покой покинул, все показалось будничным ему, и муравей создал себе богиню по образу и духу своему. И в день седьмой, в какое-то мгновенье, она возникла из ночных огней без всякого небесного знаменья… Пальтишко было легкое на ней. Все позабыв – и радости и муки, он двери распахнул в свое жилье и целовал обветренные руки и старенькие туфельки ее. И тени их качались на пороге. Безмолвный разговор они вели, красивые и мудрые как боги, и грустные как жители земли.
3. Опишите лирического героя и то событие, которое с ним произошло. 4. Как вы думаете, какой смысл вложил автор в строчки: И муравей завел себе богиню / по образу и духу своему? 5. Важно ли для вас, чтобы вы с другом или подругой были единомышленниками?
№ 217. Прочитайте отрывок – рукописный вариант повести К. Паустовского “Кара-Бугаз” с вариантами слов в скобках: Белый дым полыни, сгоревшей на костре (огне), расстилался (лежал) над свинцовой водой (большим) и (прозрачным) слоистым облаком. Сквозь дым сверкали молочные (размазанные) неясные звезды. Тяжёлый прибой, устав выбрасывать липкую пену, укладывался спать (улегся поспать) у песчаного берега и тяжело и сладко вздыхал. 1. Какие бы вы выбрали слова? Обсудите свои предположения. 2. Сравните свой вариант с окончательным текстом писателя: Белый дым полыни, сгоревшей на огне, стлался над водой слоистым облаком. Сквозь дым сверкали молочные, неясные звёзды. Тяжёлый прибой, устав выбрасывать липкую пену, стихал у песчаного берега. 3. Как вы думаете, почему автор остановился на этом варианте? Какую мысль он подчеркивает?
№ 218. Прочитайте два отрывка из Реквиема Анны Ахматовой. Сравните их с первыми вариантами поэмы, которые запомнила Л.К. Чуковская. Выполните задания.
|