Студопедия — Таинства и обряды Православной Церкви
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Таинства и обряды Православной Церкви






Согласно экклезиологии, Церковь – это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и по дару благодати, духовного единения, что именуется обо́ жением. Спасительное воздействие на людей Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы, называется благодатью. Благодать (или благодатные дары) подается Святым Духом. Запредельная (трансцендентная) сущность Божия остается для человека недоступной, но в Своей обращенности к миру Бог имеет особый образ бытия, в котором открывается людям и соприкасается с ними. Невозможно перечислить все пути, которыми подается благодать. Она может излиться в ответ на любой молитвенный и жизненный подвиг человека, взыскавшего Бога. Но через святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно. В богословской традиции, Таинства это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека. Благодать Святого Духа – это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Посредством Таинств благодать преображает человека, обновляя его природу и его личность.По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Святой преподобный Серафим Саровский говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божиего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах.

Существует семь Церковных Таинств:

– Крещение,

– Миропомазание,

– Евхаристия (Причастие),

– Покаяние,

– Священство,

– Брак,

– Елеосвящение (Соборование).

Все Таинства совершаются внутри Церкви, они неотделимы от Церкви. В преподавании Таинств церковных прослеживается преемство иерархии от апостольской эпохи до настоящего времени. Те же самые Таинства, что преподавались апостолами, преподаются ныне епископами и священниками. Сохранилось и понимание Таинства как «соборного» действия, даже если оно совершается и вне храма, как, например, Таинство Елеосвящение, которое может совершаться на дому. В лице семи священников, Церковь сама приходит в дом к больному, не способному прийти в храм.

Соединяя человека с Богом, Таинства Церкви в то же время помогают человеку реализовать свою «человечность», свой потенциал свободы, свое призвание в Духе Святом: «Таинство – не абстракция, а опыт, в котором человек общается с Богом. В Таинстве человеческая природа, не теряя полноты человеческого естества, участвует в более высокой реальности Духа. Человечество становится еще человечнее и исполняет свою исключительную судьбу. Таинство – путь к истинной жизни, к человеческому спасению. Оно открывает дверь к истинному, неискаженному человечеству, и поэтому Таинство – не магия. Святой Дух не подавляет человеческой свободы, а освобождает человека от уз греха. В новой жизни невозможное становится возможным, если человек свободно пожелает принять то, что дарует ему Бог» [Мейендорф Иоанн, протопресвитер, Брак в православии. – Клин., 2000 С. 15 – 16].

Слово «обряд» в Православной Церкви используется в двух смыслах.

Первое понимание термина: обряд – это сам порядок совершения и Таинства, и любой другой церковной службы. Обряд – это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословие и т.д.

Второе понимание обряда: обряд – это целостное богослужение, которое не входит в число семи церковных Таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихиды.

Некоторые современные богословы называют обряды «меньшими Таинствами», тем самым подчеркивая их сакраментальный, таинственный характер. Чем же Таинства принципиальным образом отличаются от обрядов? В Таинствах, в отличие от обрядов, человек делается новым человеком, он приобретает иные сущностные, онтологические свойства, особые качества, которыми он не обладал. Благодаря Таинствам он приобретает новое духовное состояние, переходит на иной уровень христианского бытия. Именно благодаря участию в Таинствах происходит то, к чему призывает Церковь – освящение, обожение. В Таинствах совершается не только перемена человеческой природы, не одно лишь освящение души и тела. Каждый участвующий в Таинствах христианин изменяется не только сущностно, природно, биологически, но и преображается ипостастно, личностно – освящаясь, делаясь «новой тварью во Христе» (2 Кор., 5, 17) – именно как неповторимая, единственная в своем роде, личность.

Каждое Таинство – есть Таинство, осуществляющееся во Христе. По слову святого Николая Кавасилы, Христос «и в каждом Таинстве и им самим мы помазуемся, и омываемся, и Он же есть и наша вечеря».

Тем самым участием в каждом из церковных Таинств человек созидается Христом и по образу Христа в «нового человека». Именно в Таинствах Церкви христиане подлинно становятся во Христе «членами тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Ефес. 5, 80).







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 507. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия