Студопедия — Торговец маслом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Торговец маслом






Как-то раз поссорились два торговца топлёным мас­лом. Один из них пошёл к падишаху с жалобой.

—Повелитель! Недавно я дал взаймы знакомому купцу пятьсот рупий без всякой расписки, а он отдавать не хочет, отпирается, видно, надумал присвоить мои деньги. Свидетелей у меня нет. Что же делать? Как мне вернуть долг?

Падишах отослал прошение Бирбалу. Главный со­ветник вызвал названного лавочника. Когда торговцу прочитали жалобу, тот стал оправдываться:

—Хузур, вам, наверно, известно, что мы оба торгуем маслом, но у меня дела идут лучше, ему и стало завидно. Вот он и подал ложную жалобу, оклеветал меня, хочет повредить моей торговле. Велите его жалобу проверить – и правда сама выплывет наружу. Мне больше нечего сказать.

Бирбал сделал вид, что поверил и отпустил тор­говца. Потом велел позвать к себе жалобщика.

—Ты пока помалкивай, – сказал ему Бирбал. – Придёт время, я разберусь в этом деле по справедли­вости. А пока живи так, будто ничего и не случилось.

Торговцу волей-неволей пришлось исполнить при­казание. Бирбал долго думал об этом тёмном деле и наконец нашёл всё-таки средство узнать правду. Он ве­лел слуге купить на базаре четыре куппы95 топлёного масла, в две куппы спрятал по золотой монете, незамет­но пометил их и послал за обоими торговцами.

—Давным-давно стоят у меня четыре куппы с маслом. Боюсь, как бы оно не испортилось. По одной купле забирайте вы, остальные я дам другим лавочникам.

Цену я не назначаю, надеюсь на вашу совесть, сколько выторгуете, столько и ладно. Оставьте себе толику за труды, а остальное принесите мне.

Торговец-жалобщик не стал спорить, а его обидчик сказал:

—Масла немного, зачем же звать столько торговцев? Можно было бы и все куппы отдать в одни руки. И деньги вы получили бы сразу.

—Нет, нет, так нельзя, – ответил Бирбал. – Для нас вы все одинаковы, мы обо всех заботу имеем. Берите с собой по купле, а остальные я отдам другим купцам.

Лавочники забрали куппы, где были золотые мо­неты, и ушли.

В тот же день Бирбал отдал остальные куппы двум другим торговцам и наказал им:

—Продайте масло, и через три дня приходите с деньгами во дворец.

Масло уже начало портиться, и купцы решили пе­ретопить его.

Торговец-жалобщик подогрел куппу, а когда масло растаяло, перелил его в котёл и поставил на огонь. От масла пошёл приятный дух, торговец увидел, что оно готово, и начал переливать его обратно. Когда де­ло дошло до последков и он низко наклонил котёл, то услышал, как на дне что-то звякнуло. Посмотрел, а в котле – золотая монета с печатью Акбара. «Это монета Бирбала, – догадался лавочник, – она случайно сю­да попала. Надо отдать чужое добро», – и отнёс монету владельцу.

«Этот торговец – человек честный», – подумал Бирбал.

Второй купец тоже нашёл монету, но, увидев золото, сразу забыл о честности. Он отдал монету старшему сы­ну и сказал:

—Спрячь у себя, пока я не спрошу.

Все четверо торговцев постарались поскорее продать масло и собрать деньги к сроку. В назначенный день они явились во дворец. Бирбал брал деньги у каждого купца и пересчитывал. Когда очередь дошла до по­следнего (на которого подана была жалоба), Бирбал, пересчитывая его деньги, сказал:

—В твоей купле было больше масла, чем в других. В трёх было по одному ману96, а в твоей – ман с чет­вертью.

Торговец встрепенулся:

—Хузур, что вы говорите?! В моей купле был только один ман. Когда я перетапливал и взвешивал масло, со мной был мой старший сын. Если вы мне не верите, у него спросите.

Бирбал подозвал своего слугу и шёпотом приказал:

Пойди к нему домой и скажи старшему сыну: «Отец требует золотую монету, что была в купле, возьми её и иди со мной на дарбар к падишаху».

Слуга так и сделал.

Когда сын торговца пришёл на дарбар, Бирбал спро­сил у парня:

— Ты принёс деньги?

— Да, господин, – ответил тот и протянул золотой.

— Это хорошо, но здесь только одна монета, а твой отец сказал, что нашёл в купле с маслом четыре таких.

Парень посмотрел на отца и спросил:

—Разве там было четыре монеты, отец? Вы же дали мне только одну.

Тот, стараясь незаметно намекнуть сыну, ответил:

—Ну что ты болтаешь пустое, никакой монеты в купле вовсе и не было.

Честный парень не знал умысла своего отца.

— Как же, – напомнил он почтительно, – разве не выпала эта золотая монета из куппы, когда вы переливали масло?

— Свои же подводят, – сквозь зубы проговорил отец и добавил, с трудом сдерживая злобу: – Ты уже совсем взрослый, а понятия в тебе никакого. Ну как же ты бу­дешь вести моё торговое дело?

И лавочник стал осыпать сына упрёками, но Бирбал оборвал его:

—Оставь свои вздорные речи и говори прямо: со­гласен ты вернуть жалобщику деньги, взятые взаймы, или нет?

Торговец промолчал. Тогда Бирбал разгневался:

—Тот, кто ради одной монеты пошёл на обман, за пятьсот рупий продаст и честь, и совесть, не так ли?

Торговец и бровью не повёл. От такой наглости Бирбал совсем вскипел, позвал слуг и приказал им вы­пороть мошенника нещадно. Но тут сын торговца взмолился:

—О отец! Ведь совсем недавно вы сами говорили, что должны заплатить этому купцу пятьсот рупий, мол, деньги у меня водятся, когда-нибудь верну долг. От­ чего же вы не хотите отдать деньги?

Торговцу деваться было некуда – поневоле он при­знался, что брал взаймы, и пообещал отдать долг.

Правду говорят. «От палки и чёрт бежит». Не при­грози Бирбал торговцу расправой, разве согласился бы он вернуть пятьсот рупий?

Бирбал приказал отправить должника в тюрьму за присвоение чужих денег. А жалобщик, получив долг, был рад-радёшенек и не уставал восхвалять мудрость и справедливость Бирбала. Тут Бирбал сказал всем купцам:

—Вот видите, почтенные, куда ведёт нечестность. Вы, купцы, должны торговать и вести свои дела честно. Сначала обман может принести барыш, но рано или поздно всё наружу выйдет. Родители должны говорить детям только правду. Кто учит ребёнка врать – двойне преступник. Сын пока парень честный, и если не попадёт в плохую компанию и не поддастся отцу, то в будущем его торговое дело пойдёт в гору.

И Бирбал обратился к мальчику:

—Так и впредь всегда говори правду, живи честно, без обмана – и не раскаешься.

Получив позволение, все вышли из дарбара и разо­шлись по домам.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия