Шейх Абдуллах аль Хулейфи
Сказал шейх аль Хулейфи: "Хвала Аллаху, Мир и благословение Посланнику Аллаха, и его роду и праведным сподвижником и тем кто последовал за ними, а затем: Некоторые требующие знания показали мне статью Халида Ибн Али Ибн аль Мурды аль Гамиди касательно того чтобы попросить у мертвого сделать за тебя дуа, будучи поблизости от него. Аль Гамиди посчитал что этот поступок - это большой ширк, и нет в этом мнении проблем, однако проблема в том, что он делает такфир тем кто не согласен с ним в считании этого поступка ширком. И он уровнял - да наставит его Аллах - между тем, что если человек скажет мертвому: "Заступись за меня", и между словами мертвому: "Сделай за меня дуа". И это уравнивание правильно, однако следует сказать: Те, кто просят самого мертвого или заступничества, двух видов: 1. Те, кто взывает к мертвому издалека, и просит его заступничества издалека, или же говорит ему: "Спаси меня", и так далее 2. Те, кто приходит к могиле, думая что мертвый слышит - и это вопрос в котором разногласят люди Сунны - и говорит этому мертвому: "Сделай за меня дуа", или "Попроси за меня прощения". И это подобно тому что пришло в асаре Малика ад Дара, который является слабым - где человек пришел к могиле Пророка и сказал: "Сделай дуа о дожде за свою Умму". И пришел к нему Посланник Аллаха во сне и сказал: "Ты должен быть проницательнее" - указав ему на узаконенное средство - чтобы ты просил об этом живого, а не мертвого. Причина такфира здесь не присутствует, потому что сказать человеку: "Сделай дуа перед Аллахом за меня" - это не отдача ему поклонения, если бы это было поклонением, то в этом равнялись бы и живой и мертвый. Жертвоприношение для живого, и для мертвого - одно и то же, обет для живого и для мертвого - одно и то же, прошение того на что способен помочь только Аллах и для мертвого и для живого - одто и то же - ширк, и мы в этом не разногласим. Однако осталась вещь которая колеблется между ширком и тем что меньше - это тот кто говорит мертвому (поблизости от него),сделать за себя дуа, думая что он подобен живому в способности на это. Говорит ему: "Сделай за меня дуа", думая, что нет разницы между этим и тем чтобы сказать живому: "Сделай за меня дуа" И пришло, что Ка'б аль Ахбар сказал аль Аббасу Ибн Абдуль Муттолибу при жизни: "У ахлюль бейт есть заступничество, и если Аллах дарует тебе заступничество то заступись за меня" И иснад этого асара приемлемый. И пришло также от Пророка, мир ему что он сказал: "Разве вы не говорите так, как сказала старуха Бану Исраиль - Мусе- "Мы просим тебя чтобы быть с тобой в Раю" - и это в смысле заступничества Пророка за них. И твое слово живому: "Если Аллах дарует тебе заступничество, то заступись за меня", или как сказал этот мухаддис (Ибрахим Ибн Шибан) в "Тарих Багдад": "Если Аллах вам даст заступиться то заступитесь за меня" - это не является ширком. И испрашивание издалека, так, что ты по сути утверждаешь ему слух, подобный слуху Аллаха который слышит как далекое так и близкое - это ширк в Именах и Качествах. И испрашивание заступничества с унижением и покорностью - это ширк в поклонении И что касается того что кто-то попросит мертвого у его могилы дуа или заступиться - то это для меня куфр, потому что пришел хадис: "Когда умер человек - закончились его деяния кроме трех" Однако если придет кто-то к могиле, и скажет мертвому: "Сделай за меня дуа", думая, что его деяния не прервались - как например не дошли до него сообщения, или он запутался и попал в шубухаты, как например было это уже ранее с некоторыми людьми, и некоторые из них отрицали заступничество вообще, некоторые отрицали другие вещи, или скрылись от него некоторые вещи в этом вопросе - то подобное не является ширком, однако будет куфром по причине противоречия хадису и некоторые конкретные личности могут быть оправданы в этом. Что же касается того что ты говоришь мертвому: "Сделай за меня дуа", придя к его могиле - ты не отдал ему поклонения, однако ты противоречил хадис который говорит о том что когда человек умер - прервались его деяния кроме трех. Однако когда ты сказал мертвому: "Сделай за меня дуа", ты приказал ему совершить поклонение Аллаху, Свят Он и Велик! И это не является большим ширком, кроме если у того кто просит к этому добавится покорности и униженность к мертвому, или он будет приближаться к мертвому, и так далее. И выражение: "Сделай за меня дуа" живому не будет ширком и не будет отдачей поклонения ему помимо Аллаха. Точно также если ты придешь к могиле и сделаешь дуа за мертвого, а затем скажешь ему: "Сделай дуа за нас" - это запретный поступок, и противоречит хадису "Когда умер мертвый прервались его деяния кроме трех". Однако является ли это поклонением не Аллаху? Это не очевидно. Кроме как если к этому добавилось что то еще. Это во первых А во вторых, то что есть некоторые люди знания, которые не делают в этом такфир сразу, а делают тафсыль - подробное разграничение когда это будет большим ширком а когда не будет, и ты приходишь и делаешь ему такфир потому что он делает подробное разграничение - то это чрезмерность, и по сути не понимание данного вопроса. Барака Ллаху фикум. И следует обратить внимание, что Холид аль Гамиди - у него есть книга про ашаритов, и он передал разногласие в их такфире, и попросил милости за ряд их известных личностей. И это удивительно (смеется). Не делает такфир отрицающим Возвышенность, а затем делает такфир тут. Субхан Аллах" Источник: https://vk.com/wall-77603689_145
|