Метафоры
Переносное слово (metaphora) — это несвойст-венное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или по аналогии.
Аристотель
Общеизвестно, что изучение метафор берет свое начало от Аристо-теля, указавшего основные ее свойства, и продолжается очень раз-носторонне вплоть до нашего века — от работ В. Томашевского, В. Жирмунского, Р. Якобсона, К. Леви-Стросса, Ю. Лотмана и многих других, в области теории литературы до позднейших лингво- и ло-гико-теоретических и экспериментально-психологических исследо-ваний, гораздо менее известных. Как отмечал Р. Биллоу, автор обзо-ра психологической литературы по метафоре, она обычно изучается литературоведением, что естественно, но в первую очередь метафо-ра — психологический феномен. До последнего времени метафора почти полностью игнорировалась как предмет психологического
исследования. Отметим — для ввода в проблему — основные направ-ления нелитературоведческих исследований.
* * *
Еще Ульман [Ullman 1966] указывал, что метафора является приме-ром полисемии, присутствующей во всех языках. Язык без такой по-лисемии нуждался бы в огромной памяти для гигантского объема слов: каждый возможный объект требовал бы отдельного имени. Поэтому с семантической точки зрения роль метафоры в языке труд-но переоценить. Уорф [Whorf 1969] отмечал, что метафора влияет как на восприятие явлений языковой культуры, так и на когнитив-ные процессы в целом. Эта же идея проводится в работах одного из первых исследователей вербального поведения Скиннера [Skinner 1957]: по его мнению, в новой ситуации, которая не может быть выве-дена и названа, исходя из имеющегося опыта, метафорический путь является единственным эффективным способом поведения. Ряд ис-следователей постулируют эвристическую и продуктивную ценность метафорики как для науки, так и для искусства (например, [Gordon 1961], [Bruner 1962], [Koestler 1964], [McClosky 1964], [Mackey 1966], [Dreistadt 1968]).
Обобщая эти соображения, можно вновь обратится к Скиннеру, подчеркивающему, что эмпирической основой метафорики являет-ся постоянный и непременный контроль языка над вновь открыты-ми свойствами или явлениями мира. Перенос значений с известного на неизвестное (описываемое), установление подобий, вероятно, яв-ляется для человека естественной мыслительной операцией, одним из способов усвоения новой информации. В связи с пониманием ме-тафоры как «орудия» мышления очень интересны данные, получен-ные при изучении мышления больных с мозговыми нарушениями, в том числе больных шизофренией (например, [Muncie 1937], [Gold-stein 1948], [Jakobson 1956, 1963, 1973, 1980], [Arieti 1955], [Cameron 1964], [Searles 1969], [Chapman et al. 1964], [Pavy 1968]).
Несомненную ценность имеют исследования способности к вос-приятию и употреблению (порождению) метафор у детей разных возрастов. Основным выводом этих работ является установление строгой зависимости адекватного понимания метафорических кон-струкций от возраста (не ранее одиннадцати лет), четкая корреля-ция способности к формально-операционному мышлению (в смысле Пиаже (Piaget)), растущих пропорционально с возрастом. По Пиаже, исследовавшему понимание детьми пословиц, невозможность тако-вого до определенного возраста объясняется синкретическим харак-
тером мышления и незрелостью соответствующих когнитивных механизмов, оформление которых и начинается примерно в один-надцать лет (среди работ этого направления можно назвать следую-щих авторов: [Arsh, Nerlove 1950], [Billow 1977], [Gardner 1974], [Er-vin, Foster 1960], [Klorman, Chapman 1969], [Piaget 1969], [Pollio 1974], [Richardson, Church 1959]).
Интересен круг исследований, основывающихся на психоанали-тической точке зрения, согласно которой гипотетической базой ме-тафорического переноса является проявление (вскрытие) прошлых, забытых переживаний, причем переживаний, относящихся к психо-физической сфере [Sharpe 1968]. Психоаналитики, таким образом, постулируют подсознательную основу метафорического мышления. Сходные идеи высказывались и К. Леви-Строссом. Следует отметить, что, хотя известно мало эмпирических проверок данной гипотезы, накоплен большой клинический материал, иллюстрирующий эту идею (например, [Aleksandrovicz 1962], [Cain, Maupin 1961], [Caruth, Ekstein 1966], [Jones 1950], [Ehrenwald 1966], [Fine, Polio, Simpkinson 1973], [Laffal 1965], [Searles 1969]).
Существует также большая теоретическая литература, исследу-ющая принципы построения метафор, попытки выяснения свойств метафор, определяющих их качество, понятность и др. (среди зани-мающихся этими аспектами ученых можно выделить [Fodor, Bever, Garrett 1974], [Katz 1964], [Richards 1965], [Reinhart 1976], [Touraneau, Sternberg 1978], [Tversky 1977], [Van Dijk 1975], [Ziff 1964]).
В целом упомянутая выше литература свидетельствует о том, что метафора несомненно является важным объектом изучения одного из типов мышления. Исследований понимания метафор в услови-ях изолированного функционирования левого и правого полушарий мозга, насколько нам известно, не проводилось.
Понимание метафор и идиом левым и правым полушариями мозга1
Исследование проведено в психиатрической клинике на больных, проходивших курс лечения унилатеральными электросудорожны-ми припадками, вызывающими временное угнетение функций од-ного полушария и одновременное облегчение функций противопо-
1 Мы исследовали метафоры и как крайний случай «застывших мета-фор» — идиомы.
ложного (см. [Балонов и др. 1979]). У каждого больного чередова-лись право- и левосторонние процедуры, что позволяло сопоставить эффекты угнетения правого и левого полушарий. В эксперименте использовались десять наборов с метафорами и десять с идиомами.1 Каждому испытуемому одновременно предлагали прочитать три карточки, на одной из которых была напечатана метафора (идиома) («Горит Восток»), на другой — формально сходная с ней фраза («Го-рит дом») и на третьей — фраза, интерпретирующая данную мета-фору (идиому) («Восходит солнце»). Испытуемый должен был по-ложить вместе карточки, которые, по его мнению, подходят друг к другу. Правильными считались ответы, когда вместе оказывались метафоры (идиомы) и их интерпретации («Горит Восток» — «Вос-ходит солнце»), формальными — когда объединялись формально сходные фразы («Горит Восток» — «Горит дом»), и нелепыми счита-
лись ответы типа «Горит дом» — «Восходит солнце».
Исследованы пятнадцать испытуемых, каждый в контрольных условиях, когда функционируют оба полушария, после левосторон-них и правосторонних процедур.
Результаты исследования показали, что левое и правое полу-шария мозга относятся к этой задаче различно. Рассмотрим снача-ла понимание идиом. Таблица 1 демонстрирует статические харак-теристики ответов испытуемых. Как можно видеть, в контрольных условиях преобладают правильные ответы, есть некоторое коли-чество формальных и совсем мало нелепых. Левое полушарие го-раздо чаще, чем в контроле и чем правое полушарие, пользуется формальным принципом расшифровки идиом, ориентируясь на по-элементный состав фраз; именно его сфера — нелепые ответы. По-добных ответов правое полушарие никогда не дает. Более того, изо-лированно функционирующее правое полушарие понимает идиомы не только существенно лучше, чем левое (90 % правильных ответов против 46 %), но и лучше, чем оба полушария вместе в контрольных условиях. Встречались даже поразительные случаи, когда по мере восстановления функций левого полушария и ослабления домини-рующей роли правого испытуемый терял способность правильно по-нимать идиомы. Иначе говоря, правым полушарием он понимал их лучше и быстрее, чем в контроле, а с участием левого как бы опять забывал.
Таким образом, для понимания идиом роль правого полушария, бесспорно, ведущая.
1 Цифры перед предложениями являются условной нумерацией.
1. Года проходят мимо
2. Машины проезжают мимо 3. Человек стареет
4. Бегут ручьи 5. Дети бегут из школы 6. Вода течет с горы
46. Деревья в серебре 47. Хрусталь в серебре 48. Снежный день
49. Горит Восток 50. Горит дом 51. Восходит солнце
52. Веков струится водопад 53. Ниагарский водопад 54. История
58. Когда для смертного умолкнет шумный день
59. Сегодня был шумный день 60. Жизнь подошла к концу
61. Когда кипит и стынет кровь 62. То жара, то холод 63. Волноваться, переживать
64. Жемчугом сверкнула улыбка 65. Сверкнуло жемчужное кольцо 66. Красивые зубы
67. Выплыл серебряный серп 68. Вынули стальной серп 69. Взошла луна
70. Величавый возглас воли 71. Удивленный возглас человека 72. Шум прибоя
Идиомы
10. Лезть в бутылку
11. Лезть в окно 12. Сердиться
13. Ну и заварил же ты кашу!
14. Мама сварила обед 15. Ты доставил нам много хлопот
16. Стальные нервы
17. Стальные рельсы 18. Сильный человек
19. Он сидит сложа руки
20. Он сидит на стуле 21. Он бездельник
22. Все висит на волоске
23. Пальто висит в шкафу 24. Человек находится в опасности
25. Дырявая голова
26. Дырявое платье 27. Плохая память
31. Нести чепуху
32. Нести сумку 33. Говорить глупости
34. Обвести вокруг пальца
35. Водить вокруг дома 36. Обмануть
37. Широкая натура
38. Широкая улица 39. Щедрый человек
40. Выйти из себя
41. Выйти из дома 42. Рассердиться
|