Силлогизмы
...силлогизм же есть речь, в которой если нечто предположено, то через положенное из него с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть.
Совершенным я называю силлогизм, кото-рый для выявления необходимости не нужда-ется ни в чем другом, кроме того, что принято.
Аристотель
Исследование способности решать силлогистические задачи — не-однократно применявшийся прием как для изучения таких спо-собностей у детей разного возраста, так и для выявления межкуль-турных различий. Это связано с тем, что при решении таких задач проявляется и сам факт наличия или отсутствия такой способности, и способы, используемые в процессе решения. Поскольку оказыва-ется, что типы решений разнообразны, то ставится вопрос о прояв-лении в таком виде вербальной деятельности того или иного типа мышления.
Психологи, занимавшиеся изучением мышления и исходящие из представления о его гетерогенности, обсуждают, в основном, сле-дующий круг вопросов: в чем причина гетерогенности? какие ти-пы мышления существуют? сосуществуют ли разные типы мышле-ния или сменяют друг друга в зависимости от возраста, образования, вида деятельности? как отличается мышление представителей тра-диционных культур от мышления людей, получивших образование «современного» типа? противопоставлены ли бинарно «традицио-нальное» (архаическое, мифологическое) мышление и «современ-ное» (научное) или есть переходные, смежные его типы? правомер-ны ли противопоставления по типу «абстрактное» — «конкретное», «логическое» — «нелогическое», «теоретическое» — «эмпириче-ское»? и т. д. (прекрасный образ и анализ соответствующей литера-туры см. [Тульвисте 1977, 1981]).
Общепринятым в современной психологии считается качествен-ное отличие детского мышления от взрослого. Начиная с ранних ра-бот Пиаже и Выготского, описываются специфические черты дет-
ского мышления от взрослого, выделяются характеристики для разных этапов онтогенеза. При этом традиция, идущая от Пиаже (и сходные с ней идеи К. Леви-Стросса о pensee sauvage), постули-рует наличие в онтогенезе этапа детского мышления, преодолевае-мого к взрослому состоянию в процессе развития психики. Эта точка зрения встречает много возражений. Школа Выготского придержи-вается иных позиций: истоки вербального мышления выводятся из культуры, а не из биологии, и считается, что мышление соответству-ет определенным видам деятельности. Ожидается (и подтверждает-ся экспериментально) сосуществование у взрослого человека разных типов мышления, проявляемых в различных обстоятельствах. В ос-нове типологии Выготского лежит противопоставление мышления
в «комплексах», где связь между элементами не логическая, а под-черкнутая эмпирически, и мышления в «научных понятиях», в ос-нове которых лежат связи, логически тождественные между собой, единообразные и, что существенно, систематически усвоенные в ходе образования. В отличие от «комплексного» мышления, харак-терного для детей и представителей традициональных культур, «на-учное мышление» — осознанно и, более того, может осознавать и са-ми понятия, а не только эмпирические связи. Следует подчеркнуть, что Выготский отмечал частое применение взрослыми «современ-ных культур» — «комплексного» мышления.
Представители этого направления в последние годы предпри-няли многочисленные онтогенетические и межкультурные экспе-риментальные исследования типов мышления и, в частности, на примере решения силлогистических задач как модели мышления
в «научных понятиях». Основные исследования были выполнены А. Р. Лурия, П. Тульвисте (см. также [Cole, Scribner 1974] и работы в области антропологии познания [Henle 1966]).
Заслуживающие особого внимания экспериментальные факты
и выводы, полученные к настоящему моменту, таковы:
1) способность к адекватному решению силлогизмов отсутствует у представителей традициональных обществ, не получивших «современного» образования; 2) представители тех же культур, обучавшиеся в школе, оказы-ваются способными к решению силлогистических задач, при-чем на начальных этапах только в том случае, если эти зада-чи носят абстрактный или, точнее говоря, отвлеченный от их «практической жизни» характер;
3) главный вывод, следующий из анализа экспериментальных фактов, таков: не существует единого и направленного пу-ти развития человеческого мышления, по которому оно шло
бы в процессе онтогенеза; более вероятно, что определенные виды деятельности формируют различные типы мышления, пригодного для создания и восприятия определенных типов культурных текстов (см. [Tulviste 1978]).
Исходя из высказанной в начале статьи идеи о полярности лево-и правополушарного мышления, нам показалось интересным прове-рить, как происходит решение силлогизмов в условиях изолирован-ного функционирования полушарий. Подобные экспериментальные исследования нам не известны.
|