Сила может завоевывать души
Нам сегодня может показаться странным, что Григорий позволил демону вернуться в храм, но дело не в этом. Дело в том, что в глазах жреца и других людей, поклонявшихся в храме Аполлона, христианский миссионер обладал сверхъестественной силой над тем, кто предположительно был хорошо известным территориальным духом, и сам этот дух первым признал превосходство силы миссионера. Каким был результат этого эпизода? «Вера жреца в идола была поколеблена. Возвратившись к св. Григорию, он стал катехуменом, а впоследствии, святостью своей жизни показав себя достойным, унаследовал пост епископа после нашего святого». Существует, кроме того, интересное примечание о том, что этот оккультный практик, по-видимому, испытывал необычайное затруднение в принятии учения Григория о воплощении Иисуса. Поэтому Григорий решил убедить его делом. Согласно этому источнику, «Григорий молитвой заставил одну скалу передвинуться с одного места на другое. Таким образом, преодолев его сомнения, он привел слугу идолов в рабство Веры». Такие случаи были обычным делом в жизни и служении Григория Чудотворца, и Рамсей Макмаллен включает некоторые из них в свою эпохальную книгу. В одном случае Макмаллен рассказывает о том, как Григорий изгонял бесов. Не давая определения статусу этого демона, Макмаллен приходит к заключению, что то был территориальный дух. Он говорит: «Сам демон, придя в ярость, оттого что епископ Григорий отобрал у него территорию, на которой и главный город, и вся сельская местность находилась под контролем демонов, побудил одну женщину опорочить его. Она была проституткой и обвинила епископа в том, что тот был одним из ее любовников, но он и из нее изгнал злого духа» (курсив мой). К возможному ужасу моих критиков, которые полагают, что единственным видом деятельности миссионеров должна быть проповедь Евангелия для обращения язычников, а не силовое служение, Макмаллен говорит о Григории Чудотворце следующее: «Он лишь отчасти преуспевал в речах, обращенных к публике. Да, конечно, он говорил, но он и подтверждал сказанное на практике. В результате его речей обращенных не было. В повествованиях о нем обращенные появлялись в результате его сверхъестественной деятельности, они являлись следствием величайшей картины его успеха в кампаниях, проводимых им против демонического воинства» (курсив мой). Духовная война, включая стратегический ее уровень, не была случайностью, но главной частью поражающего воображение успеха Григория в его миссионерской деятельности и евангелическом труде в третьем веке.
Мартин: миссионер-первопроходец во франции Он известен гак Мартин Турский. Он вошел в историю Церкви как самый знаменитый миссионер-первопроходец во Франции, называвшейся в те времена Галлией. Он завоевал популярность своим благочестием, состраданием, щедростью, простым образом жизни и исключительным духовным авторитетом. В качестве миссионерской стратегии для завоевания Душ анимистов среди населения Франции Мартин использовал стратегический уровень духовной борьбы. Он имел преимущество служить в четвертом веке после того, как император Константин в 312 году стал христианином, и после того, как прекратилось преследование христиан. Мартин и его окружение поэтому могли распространять Евангелие повсюду, гДе желали, не таясь, пользуясь защитой правительства. Рамсей Макмаллен рассказывает, как изменения в правительстве открыли путь для более агрессивной и наступательной духовной войны на стратегическом уровне. После 312 года, говорит он, миссионеры «несли свой огонь в совершенно изменившихся условиях. Они могли действовать открыто и перейти в наступление... Там, где они раньше изгоняли демонов только из бедных, одержимых ими душ [духовная война наземного уровня], теперь они могли войти в священные храмы и со зрелищным эффектом перед огромными толпами народа изгоняли демонов из их собственных обиталищ [духовная война стратегического уровня]» (курсив мой).
|