После публикации этой истории я вновь получил множество писем и статей.Самой интересной оказалась корреспонденция от Клары Парк, посвященнаяаутизму*. Несмотря на то, что Надя из одноименной книги - возможно,единственный в своем роде ребенок (что-то вроде Пикассо), художественныеталанты в целом достаточно широко распространены среди аутистов (этоподозревает и Найджел Деннис). Выявить их нелегко. Тест 'Нарисуй человечка',разработанный Флоренс Гуденаф, как и все другие стандартные тесты, тут почтибесполезен. Должна произойти спонтанная вспышка художественного творчества -как это случилось с Хосе, Надей и Эллой, дочерью Клары Парк. В серьезном и хорошо иллюстрированном обзоре книги 'Надя', появившемсяв 1978 году, Клара Парк, анализируя мировую литературу по этой теме, а такжеопыт работы с собственным ребенком, перечисляет главные особенности рисунковдетей-аутистов. В ее список входят и 'негативные' черты, такие каквторичность и стереотипность, и 'позитивные' - способность к воспроизведениюпо памяти, а также способность к изображению восприятий (а непредставлений), приводящая к особой непосредственности и одухотворенности. * В 70-х годах Клара Парк опубликовала книгу 'Осада', в которой описалапервые восемь лет своей жизни с больной аутизмом дочерью (см. библиографию).В 2002 году появилась вторая книга Клары Парк (с предисловием Оливера Сакса)- 'Выходя из Нирваны', где рассказывается о дальнейшей судьбе девочки. 294 Клара Парк отмечает также относительное безразличие таких детей коценкам и реакциям окружающих, что может приводить к непреодолимымтрудностям в обучении. Опыт, однако, показывает, что с этим можносправиться. Дети-аутисты до определенной степени реагируют на внимание иусилия педагогов, и особым образом построенный процесс обучения можетпривести к успеху. Клара Парк не только описывает жизнь с дочерью (ставшей к настоящемувремени художницей), но и приводит удивительные и почти неизвестныерезультаты японских ученых Моришимы и Моцуги, которые добились значительныхуспехов, помогая талантливым, но почти не поддающимся обучениюдетям-аутистам профессионально работать в области изобразительных искусств.Моришима использует особые техники обучения ('структурную тренировкунавыков'), основанные на классической японской традиции отношений мастера иподмастерья; он также поощряет использование рисунка в качестве средстваобщения. Но такая формальная подготовка, несмотря на всю ее важность,недостаточна. Требуется более тесный, эмоциональный контакт. Последнюю частьсвоей книги я хотел бы закончить словами, завершающими обзор Клары Парк:
Секрет успеха, скорее всего, не в этом. Он -
в самоотверженностиМоцуги, поселившего одаренного ребенка-аутиста у себя дома. Моцуги пишет:'Талант Янамуры удалось развить благодаря приобщению к его душе. Учительдолжен любить бесхитростную красоту 'простого' существа, уметь погружаться вчистый мир наивного сознания'. 295
Библиография
Основная литература
Хьюлингс Джексон, Курт Голдштейн, Генри Хед, А. Р. Лурия - выдающиесяученые, отцы неврологии. Их размышления и открытия посвящены проблемам, нетак уж сильно отличающимся от тех, с которыми приходится сталкиватьсясегодня нам. Работа любого невролога неотделима от их идей, и представителиэтой четверки снова и снова появляются на страницах моей книги. Существует тенденция сводить сложные характеры ученых к стереотипам,игнорировать масштаб и плодотворные противоречия их мысли. Я часто упоминаюо классической джексоновской неврологии, но Хьюлингс Джексон, писавший о'сновидных состояниях' и 'реминисценциях', не похож на Джексона, видевшегомышление в терминах исчисления пропозиций. Первый - поэт, второй - логик, нооба - один и тот же человек. Генри Хед, любитель диаграмм и схем, разительноотличается от Хеда, описавшего 'тональное чувство', а Голдштейна, такабстрактно излагающего теорию 'Абстрактного', восхищают подробностииндивидуальных случаев. У А. Р. Лурии эта двойственность является сознательной. Он считаетнеобходимым писать книги двух видов: с одной стороны, формальные,структурные исследования ('Высшие корковые функции человека'), с другой -художественные биографии ('Ум мнемониста'). Первую группу работ он называетклассической, вторую - романтической. Джексон, Голдштейн, Хед и Лурия составляют интеллектуальное ядроневрологии. Они задают главное измерение моей собственной мысли, и вчастности этой книги. Как следствие, я чаще всего обращаюсь к их трудам. Видеале я хотел бы работать со всем корпусом их текстов, поскольку лишьвзятое в целом творчество ученого передает его характерные особенности,однако в целях практических я ссылаюсь лишь на ключевые, наиболее доступныеиздания.